ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА РГАФК

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ ЛЫЖНОГО СПОРТА РГАФК

Т.И. Раменская,
кафедра лыжного спорта.

У истоков создания в России специализированных по лыжному спорту учебных подразделений стоит кафедра лыжного спорта РГАФКа. Она образована в 1936 г. (до этого педагоги-лыжники входили в объединенную кафедру легкой атлетики и лыжного спорта).

Крайне сложно вместить более 60 лет непрерывной созидательной деятельности творческого коллектива кафедры в жесткие рамки объемного регламента. Хотелось бы не упустить существенного, выде- лить достойные памяти вехи и пунктиром обозначить путь на перспективу. Остановимся хотя бы на инновациях последних лет. Мировой опыт подготовки квалифицированных специалистов убеждает в том, что степень профессиональной готовности выпускника к эффективному взаимодействию с реальной жизнью определяется двумя факторами:

1) сколько студент учится сам (в переводе с латинского слово "студент" и означает "усердно работающий", "занимающийся");

2) что умеет делать с полученными знаниями на практике.

С учетом этого процесс обучения строится следующим образом:

1 - на академических занятиях студент получает основы знаний и теоретические модели практических действий;

2 - студент изучает теоретический материал;

3 - студенту задают, а на старших курсах он ставит также и самостоятельно реальные практические задачи и задания;

4 - используя теоретические знания, студент решает задачи и выполняет задания, характерные для профессиональной практической деятельности;

5 - преподаватель индивидуально аттестовывает степень реализации знаний в практические умения и навыки.

Ключевыми в этой цепи являются второе и четвертое звенья, когда студент работает главным образом самостоятельно, и пятое звено, предусматривающее индивидуальное занятие преподавателя с каждым студентом. В ведущих вузах мира, Массачусетском технологическом институте например, на это отводят 58% (!) общего бюджетного времени. Такая структура построения процесса обучения останавливает конвейер валового выпуска ремесленников с вузовским дипломом, позволяет перейти к "поштучной", "ручной работы" подготовке квалифицированных профессионалов.

Среди многочисленных нововведений в отечественной высшей школе конца 80-х - начала 90-х годов рельефно выделяются два наиболее существенных. Во-первых, осуществлен переход на многоуровневую подготовку: бакалавр-специалист-магистр. Во-вторых, в учебных планах для каждого уровня высшего профессионального образования наряду с традиционными формами занятий (лекции, семинары, методические, лабораторные, практические, учебная практика), впервые введены и узаконены две новые: самостоятельные и индивидуальные, т.е. формально мировой опыт внедрен в практику российского высшего образования.

Фактически же новые учебные планы реализуются зачастую по-старому. Последняя аттестация вузов физической культуры выявила, в частности, немало кафедральных коллективов, которые не поняли и не приняли новые формы занятий, оценив их как надуманно пустое загромождение учебного плана, а не как фундаментальную основу в подготовке специалиста.

Именно степень насыщения содержанием самостоятельных и индивидуальных занятий является определяющим признаком, главным критерием целесообразности и практической значимости каждой вновь вводимой в учебный план дисциплины, проблемы, темы. Многое (если не почти все), чему научаются студенты самостоятельно и в индивидуальной работе с преподавателем, извлекается из природы самой физкультурно-спортивной деятельности, из ее среды, а вовсе не из содержания сообщений, звучащих в аудиториях. Более того, значительная часть аудиторной информации чаще всего имеет весьма опосредованное отношение к тому реальному миру, в котором будущим выпускникам придется трудится. Применительно к отечественной практике высшего физкультурного образования акцент на самостоятельную и индивидуальную формы занятий особенно актуален для дисциплины второго и третьего направлений. А для профилирующих, выпускающих кафедр они являются основополагающими. Практические кафедры - это единственное учебное подразделение, на котором студент обучается от поступления и до выпуска, последовательно осваивая весь учебный план. Ее высшее назначение состоит в том, чтобы научить студента по мере изучения трансформировать теоретический материал блоков естественно-научных, медико-биологических и специально-педагогических дисциплин в реальные практические действия. Процесс формирования специалиста на профилирующей кафедре предусматривает прежде всего овладение умением переводить глубокие теоретические знания на язык практики. Реальная жизнь гораздо сложнее любых теорий, любых попыток ее регламентировать. В курсе специализации как важнейшем звене в системе специального профессионального образования студенты гораздо больше, чем на других дисциплинах, должны быть вовлечены именно в реальную жизнь. В последние годы в нашей отрасли интенсивно разрабатывается и активно внедряется теоретическое моделирование различных аспектов физкультурно-спортивной деятельности. Здесь крайне важно не до пускать чрезмерных отклонений от оригинала. Профессионально грамотное владение практикой является решающей предпосылкой любого прогрессивного моделирования, в основе которого всегда лежат имитирующие реальность начала.

Среди внедренных на кафедре лыжного спорта РГАФКа новаторских форм подготовки специалистов, пожалуй, впервые в практике отечественного физкультурного образования в курсе специализации использовали представление учебного материала в математической форме, когда теоретический раздел завершается характерными для реальной профессиональной деятельности задачами, заданиями, упражнениями, разработками. При таком подходе интегрируются межпредметные связи, наполняются востребованным практикой содержанием не только классические аудиторные, но и самостоятельные и индивидуальные занятия, в ходе которых главным образом и формируется специалист.

В задачах по изучению внешних условий и техники передвижения на лыжах, определению спортивных результатов, тестированию различных видов подготовки, построению тренировки, другим темам приведены реальные данные с точностью, заданной практикой. После решения обычных вычислительных задач предлагаются программируемые задания по определению скорости и ее компонентов (длина и частота шагов/циклов); коррекции спортивного результата и тренировочной нагрузки с учетом пола, возраста, условий скольжения и рельефа лыжных трасс; расчету эквивалентных результатов, внешних и внутренних параметров тренировочной нагрузки; анализу пульсограмм и распределению нагрузки по зонам интенсивности с расчетом пороговых значений (аэробный и анаэробный); выявлению механизмов энергетического обеспечения двигательной деятельности лыжника; другим вопросам.

Для усвоения, понимания, осмысления учебного материала некоторые практические задачи на индивидуальных занятиях целесообразно решать устно. Это относится к большинству задач на использование функциональной зависимости типа: во сколько раз длина спусков превышает длину подъемов на лыжной трассе, гармоничность которой 0,5 ? Или: какой ход экономичнее в данных внешних условиях, если при передвижении с одной и той же скоростью частота сердечных сокращений в одновременном двухшажном коньковом ходе была на 7 уд/мин выше, чем в одновременном одношажном коньковом ходе? Эффективным тренажером в подготовке специалистов явился "лабораторный практикум" - еще одна разработанная кафедрой новинка в курсе специализации. Выполнению каждой лабораторной работы предшествуют лекционные, методические и практические занятия по овладению знаниями, методиками, способами расчетов. На лабораторных занятиях по нивелированию, измерению крутизны подъемов и спусков, тестированию лыжных мазей и парафинов, определению динамических характеристик лыж, расчету коэффициентов трения скольжения лыж и трения качения лыжероллеров с последующей коррекцией скорости, анализу длины и частоты шагов в разных условиях, оценке опорных реакций лыжника, тестированию технической и физической подготовки, контролю за тренировочной нагрузкой, включая оценку показателей внешней и внутренней нагрузки, изучению восстановительных реакций используют преимущественно бригадный способ выполнения. Однако все последующие расчеты с использованием вычислительной техники студенты выполняют самостоятельно, т.е. внеаудиторно. Защита отчетов по каждой лабораторной работе проводится только в индивидуальной форме.

Стержневым компонентом, фундаментом специального профессионального образования являются личная физическая подготовка и здоровье обучающихся. На протяжении всего периода специализированного обучения студентов на профилирующей кафедре теперь по учебному плану для физического самосовершенствования используют только внеаудиторные формы занятий - индивидуальные в подготовке бакалавра и самостоятельные в обучении специалиста, аннулирован официальный зачет по этому разделу. Наряду с этим в последние годы преобладать при наборе стали абитуриенты, уровень физической подготовки которых вынуждает постоянно "совершенствовать" требования вступительных экзаменов по этому разделу. И это "совершенствование" сводится к одному - сократить норматив. Еще глубже закапывают физическую некондицию поступающих кафедры, которые практический вступительный экзамен заменили на теоретический. Дальнейшее развитие этой тенденции в высших физкультурных учебных заведениях равноценно постепенному изъятию семи нот из специального музыкального образования.

Без собственного практического опыта, полученного на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, когда будущий специалист пропускает через себя последовательный ряд многообразно изменяющихся явлений, качеств, ощущений, образов, немыслима в дальнейшем квалифицированная самостоятельная деятельность. Этот недостаток неспособна восполнить ни одна наука, здесь необходима только живая физкультурно-спортивная практика. Выпускник, не владеющий двигательным компонентом физической культуры, - это дирижер, который не знает музыкальных нот.

Кафедра, постоянно совершенствуя требования по физической подготовке, ввела систему зачетных соревнований, которая позволяет держать под постоянным контролем стержневой компонент физической культуры студентов-лыжников в течение всего учебного года и периода обучения. Эта система имеет две принципиальные особенности. Во-первых, определен одинаковый для всех количественный минимум зачетных стартов в четном и нечетном семестрах. Во-вторых, установлен также постоянный для студентов всех курсов качественный минимум - это лимитное время прохождения дистанции в каждом соревновательном упражнении (кросс, кросс с имитацией, передвижение на лыжероллерах, бег по стадиону, передвижение на лыжах), при невыполнении которого участнику выставляют "незачет" за данное зачетное соревнование. Наряду с этим в ежегодно утверждаемом на заседании кафедры календаре соревнований выделяют так называемые обязательные старты, неучастие студентов в которых исключено. К таковому относится, например, заключительное соревнование каждого учебного года по общей физической подготовке. Набор упражнений и нормативы здесь полностью соответствуют программе вступительного экзамена по ОФП для абитуриентов-лыжников. Для зачета по этому обязательному старту нельзя опускаться ниже нормативных требований, соответствующих оценке "три". Таким образом, задача каждого студента-лыжника состоит в том, чтобы по специальной и общефизической подготовке в течение всего периода обучения сохранить как минимум абитуриентский уровень. Это является обязательным условием допуска к сессионным зачетам и экзаменам по специализации.

Многолетний практический опыт работы кафедры по этой системе доказал ее чрезвычайно высокую эффективность в обеспечении реальных условий для выполнения требований по профессиональной физической подготовке выпускников академии.

Акцент в подготовке специалиста как на аудиторные, так и на индивидуальные и самостоятельные формы занятий позволил перейти на контролируемую работу студентов в течение всего семестра (а не от сессии до сессии), включая выезжающих на тренировочные сборы и соревнования студентов-спортсменов высокой квалификации. Причем результаты текущего и этапного контроля являются составной частью зачетно-экзаменационных требований. Наряду с этим от традиционных пересказательных экзаменов, основу которых составляет механическое запоминание материала, осуществлен переход к системе экзаменов содержательных. На таком экзамене студент должен показать, а экзаменатор - оценить не столько знания, сколько и прежде всего способности, умения, навыки использовать эти знания, включая все возможные справочники, таблицы, нормативные документы, формулы, расчетно-графический материал в профессиональных практических действиях.

Для полноценной реализации в подготовке специалистов и аудиторных, и внеаудиторных форм занятий необходим учебник нового поколения. По дисциплинам профилирующих, выпускающих кафедр в нем должен преобладать основанный на междисциплинарных внутренних связях востребованный практикой материал. Этот учебник теорию подкрепляет реальными практическими задачами, заданиями, упражнениями. Он обучает преломлять знания в характерную профессиональную деятельность. Кафедра разрабатывает такой теоретико-практический учебник.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Раменская, Т.И. Инновационные формы подготовки специалистов на кафедре лыжного спорта РГАФК // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 43-48.