ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДСЕЗОННОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕЙНЫХ КОМАНД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВНУТРИРОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО КАЛЕНДАРЕ

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДСЕЗОННОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕЙНЫХ КОМАНД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВНУТРИРОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО КАЛЕНДАРЕЙ СОРЕВНОВАНИЙ

Д. Р. Черенков,
кафедра хоккея.

Особенности спортивного календаря в хоккее во многом обусловливает построение макроцикла в течение года. В макроцикле подготовки хоккеистов выделяют три периода - подготовительный, соревновательный и переходный.

В подготовительном периоде заключается прочная функциональная база для успешной подготовки к основным соревнованиям и участия в них, обеспечивается становление различных сторон подготовленности. Этот период делится на два этапа: общеподготовительный и специально подготовительный.

Основные задачи физической подготовки на общеподготовительном этапе:

1. Создание предпосылок к становлению спортивной формы.

2. Повышение общей физической и функциональной подготовки.

3. Развитие двигательных качеств и навыков.

Этап включает в себя два мезоцикла: а) втягивающий и б) базовый общеподготовительный развивающий.

На этом периоде предсезонной подготовки планирование тренировки ведется с учетом модели игровой нагрузки в хоккейном матче, которая включает:

- предельно интенсивную работу на площадке в течении 40-60 секунд;

- двухминутного отдыха и последующих отрезков интенсивной работы по 5-7 раз за один период игры ( пульс- до 200-220 уд/ мин);

- перерыва между периодами 2 раза по 15 минут.

Тренировочные занятия должны строиться, учитывая эти особенности, особенно в конечной стадии предсезонной подготовки.

Втягивающий мезоцикл состоит из двух 4-6-дневных микроциклов. Его продолжительность, структура и содержание во многом будут определяться возрастом спортсменов и состоянием команды на данный момент, продолжительностью подготовительного периода, календарем соревнований.

В ходе втягивающего мезоцикла осуществляется постепенное наращивание тренировочных нагрузок, что обеспечивает врабатываемость организма хоккеистов за счет значительного роста объема и незначительного увеличения интенсивности. Применяются тренировочные нагрузки неспецифического характера, преимущественно аэробной направленности. В данном мезоцикле используют широкий круг различных средств, направленных на укрепление двигательного аппарата и всестороннее развитие различных органов и систем.

Основное внимание уделяют развитию общей выносливости (повышению аэробных способностей), общей силы и гибкости.

Базовый общеподготовительный развивающий мезоцикл характерен дальнейшим ростом и объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Его структура и содержание приобретают более выраженный специфический характер за счет включения специализированных режимов работы, средств, методов и форм тренировочной деятельности (Табл.1).

Таблица 1

Направленность и содержание I-го общеподготовительного микроцикла подготовки команды ЦСКА в сезоне 1987-1988 гг.

Дни микроцикла
\
Занятия
1 2 3 4 5 6 7
Утреннее Направ-
ленность
Развитие
общей вынослив.
Развитие
общей
вынослив
Развитие
общей
вынослив
Развитие
общей вынослив
Развитие
общей вынослив
Развитие
общей
вынослив
О

Т

Д

Ы

Х

Средства Равномер.
бег, ОРУ
Равномер
бег, ОРУ
Равномер.
бег, ОРУ
Равномер.
бег, ОРУ
Равномер.
бег, ОРУ
Равномер
бег, ОРУ
Дневное Направ-
ленность
Развитие
скор-сил качеств
Развитие
силы
Развитие
силовой
выносл.
Развитие
силы
Развитие
скор.-сил
качеств
Силовая
вынослив-
ость
Средства Упр. со штангой, грифом,
блинами, р/м
Упр. со штангой, грифом,
блинами
Упр. со штан
гой, грифом,
блинами
Упр. со штан
гой, грифом,
блинами
Упр. со штангой, грифом,
блинами
Упр. со
штангой, грифом,
блинами
Вечернее Направ-
ленность
Развитие
общ.
вынослив-
ости
Развитие
общ.
вынослив-
ости
Развитие
скор.-сил.
качеств, общ. вын.
Развитие
скор.-сил.
качеств, общ.вын..
Развитие
общей
вынослив-
ости
Развитие
общей
вынослив-
ости
Средства Равномер-
ный бег по пересечен.
местности
Фартлек Упражне-
ния
на лестнице,
кросс
Упражне-
ния
на лестнице,
фартлек
Футбол Футбол

Построение микроциклов в нем несколько отличается от ранее рассмотренного как по структуре, так и по содержанию.

В подготовке хоккеистов на общеподготовительном этапе наибольший объем занимают однонаправленные занятия, так как позволяют более глубоко воздействовать на отдельное двигательное качество.

Тренировочная нагрузка в общеподготовительных микроциклах достигает больших величин за счет как объема, так и интенсивности.

На специально подготовительном этапе осуществляется становление спортивной формы. Его основная задача - повышение уровня специальной физической подготовленности.

Особенность подготовки хоккеистов на специально подготовительном этапе заключается в оптимальном сочетании тренировочных занятий во внеледовых условиях и на льду хоккейной площадки в соотношении 1:4.

Таблица 2

Направленность и содержание IY-го специально-подготовительного микроцикла подготовки команды ЦСКА в сезоне 1987-1988 гг.

Дни микроцикла
\
Занятия
1 2 3 4 5 6 7
Утреннее Направ-
ленность
Развитие
общей вынос-
ливости
Развитие
общей вынос-
ливости
Развитие
общей вынос-
ливости
Развитие
общей вынос-
ливости
Развитие
общей вынос-
ливости
Развитие
общей вынос-
ливости
О

Т

Д

Ы

Х

Средства Равномер-
ный
бег, футбол
Равномер-
ный
бег, ОРУ
Равномер-
ный
бег, ОРУ
Равномер-
ный
бег, ОРУ
Равномер-
ный
бег, ОРУ
Равномер-
ный
бег, ОРУ
Дневное Направ-
ленность
Скор.-
силовое
совер-
шенств.
ТТД
Развитие скорост-
ной
вынослив.
Скор.-
силовое
совершенств.
ТТД
Развитие
скорост-
ной
выносли-
вости
Скор.-
силовое
совершен-
ств.
ТТД
Совершен-
ств.
ТТД скор.-
сил.
Средства

 

Игровые упр.
на льду,
утяжелен-
ные жилеты
Бег по л/а
дорожке,
100, 200,
300, 400 м
Игровые
упр.
на льду,
утяжелен-
ные жилеты
Бег по л/а
дорожке,
100, 200,
300, 400 м
Игровые упр.
на льду,
утяжелен-
ные жилеты
Игровые упр.
на льду,
утяжелен-
ные жилеты
Вечернее Направ-
ленность
Совершен-
ств.
ТТД
Совершен-
ств.
ТТД
Совершен-
ств.
ТТД
Совершенств.
ТТД
Совершен-
ств.
ТТД
 
Средства Игровые
упражне-
ния
на льду
Игровые
упражне-
ния
на льду
Игровые
упражне-
ния
на льду
Игровые
упражне-
ния
на льду
Товари-
щеская игра
Игровые
упраж-
нения
на льду

На этом этапе в органическом единстве со специальной физической подготовкой главное внимание уделяется технико-тактической подготовке (Табл.2).

Занятия в безледовых условиях (в зале, манеже, на стадионе) более специализированны, невелики по объему, но достаточно интенсивны, преимущественно комплексного воздействия. Проводят их с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в режимах, адекватных соревновательной деятельности, с применением круговой и поточной форм организации.

Величина тренировочной нагрузки на отдельных занятиях и в тренировочном дне возрастает за счет значительного повышения интенсивности, хотя средний показатель объема несколько снижается. Нагрузки - преимущественно специфического характера, аэробно-анаэробной направленности. Заметно снижаются аэробные нагрузки и увеличиваются анаэробно-алактатные и аэробно-анаэробные.

В занятиях на льду большое внимание уделяют повышению скоростных качеств и скоростной и общей выносливости.

Заключает специально подготовительный этап предсоревновательный мезоцикл, продолжительностью в две-три недели.

По структуре и содержанию предсоревновательный мезоцикл адекватен соревновательным и согласуется с календарем официальных соревнований. В рамках этого цикла продолжается работа по повышению специальной физической подготовленности. Значительно сокращается объем тренировочной работы во внеледовых условиях (остаются лишь утренние занятия).

Величина нагрузки (и объем и интенсивность) заметно снижается к концу мезоцикла.

Соревновательный (основной) период во многом определяется календарем официальных соревнований.

Соревновательный период включает в себя один-три соревновательных и до двух промежуточных этапов. Основная задача данного периода - стабилизация спортивной формы, выражающаяся в сохранении и дальнейшем повышении доступного уровня специальной подготовленности и возможно полной ее реализации в соревнованиях.

Построение тренировочного процесса на соревновательных этапах целесообразно осуществлять по межигровым циклам. В современном хоккее практикуются различные по продолжительности межигровые циклы: от одного до четырех и более дней (Савин).

Модель соревновательного сезона позволяет определить цикличность проведения матчей сезона и на этой основе проводятся контрольно-тренировочные матчи, турниры с другими командами. Если нет возможности получить спаринг-партнера согласно плану подготовки, то проводят тренировки, включая двухсторонние игры, разделив свою команду на две (обязательно равных составов). Игры проводятся по точному режиму официальных встреч (разминка, создание определенной мотивации у победителей, освобождение на следующий день от части нелюбимых нагрузок). Обязательным условием проведения таких игр является приглашение судей, обслуживающих матчи в регулярном чемпионате. Проведение тренировок в предсезонной подготовке, в той ее части где моделируется игровая нагрузка, предусматривает, что объем и интенсивность нагрузки должны быть в среднем выше, чем в игре. Это обуславливается тем, что ни в одной, самой сложной тренировке, невозможно создать тот высокий психологический фон, который повышает расход энергии в игре.

Особую сложность имеет планирование нагрузки в предсезонной подготовке для игроков, кандидатов в сборные команды страны, которые чаще всего проводят подготовку к сезону вне общего режима тренировочного процесса команды. Никаких специальных планирований для игроков сборных команд в предсезонной подготовке нет, так как все члены команды готовятся на предельном уровне к предстоящему сезону. А вот в годовом игровом цикле, необходимо определить и апробировать методики индивидуальных тренировок, чтобы игрока, возвращающегося из сборных команд в клубную, можно было бы быстро и точно вывести на общий уровень клубной команды.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Черенков, Д.Р. Особенности планирования предсезонной подготовки хоккейных команд в зависимости от внутрироссийского и международного календарей соревнований // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 94-98.