САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Е.В. Романина, В.В. Горбачева, Р.М. Ефимов.

Социокультурное развитие общества с позиций образования может осуществляться при условии, когда система образования выступает своеобразным полигоном, в котором подрастающее поколение страны простраивает цивилизационный социокультурный рывок. Это означает, что образование не является придатком рыночной идеологии, в соответствии с которой совершенствование системы образования подчинено только задаче удовлетворения сложившихся потребностей. Сфера образования является средством общественных преобразований, изменений потребностей на основе постановки целей развития. Однако перестройка общества предполагает, что потребности людей, в частности, подрастающего поколения, существенно изменятся. Хотя, к сожалению, сегодня в горизонте сложившейся мотивации россиян никаких целей развития не существует.

Одним из важнейших механизмов превращения образования в сферу стратегического развития страны является формирование у подрастающего поколения образовательных потребностей.

Решение проблемы формирования образовательных потребностей является актуальной с двух позиций: во-первых, с позиции самой системы образования, для которой образовательная потребность является движущей силой процесса познания и обеспечивает успешность и осмысленность будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, проблема формирования образовательных потребностей имеет социально-значимый смысл, так как образовательная сфера является важнейшим механизмом развития различных отраслей и сфер общественной жизни и стратегического развития России в целом.

Только формирование мотивационно-потребностной сферы личности молодежи, в частности, ее центрального компонента - образовательных потребностей - позволяет по настоящему осмысленно и эффективно осуществлять обучение. Для того, чтобы основным фактором жизнедеятельности стали не столько природные ресурсы (нефть, газ, алмазы), но и образованные люди, должны быть предложены социально-значимые механизмы формирования образовательных потребностей молодежи, с одной стороны, и вполне определенные цели развития страны, с другой. Понимая всю сложность данного вопроса, уже сегодня можно показать, какие задачи может решать образование и тем самым очертить пространство целей общества с позиций и интересов образования. Каким образом можно превратить образование в область стратегического строительства и стратегических вложений со стороны государства и общества? По нашему мнению, для этого надо показать, что образование помимо решения своей собственной внутренней задачи формирования интеллектуального ресурса напрямую связано с процессами государственного строительства, обороноспособностью страны, реформами в армии, национальной безопасностью, здоровьем нации, экономическими преобразованиями, промышленным развитием, прорывными проектами XXI века. И с этой точки зрения очевидна роль образования, как сферы стратегического развития общества.

Образование есть мощнейшая технология общественно-государственного строительства, продвижения России в будущее. Превращается ли образование в сферу стратегических вложений или нет - это в том числе показатель уровня государственной и социальной политики в стране в целом. А значит, и потребность в качественном образовании каждой личности выступает как ценностно-смысловой и социально-значимый фактор российского общества. Образование вообще не может превратиться в ценность, если у общества не будет потребности в услугах, которые будут реализовывать образованные, имеющие волю и интеллект люди.

Превращение образования в сферу стратегического развития общества и перспективное развитие самой сферы образования возможно обеспечить за счет проведения общественной и государственной политики, направленной на формирование образовательных потребностей населения, в первую очередь у подрастающего поколения .

Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всей образовательной сферы, то особую актуальность приобретает не только провозглашение принципа развития данной сферы, но и разработка механизма его реализации. Формирование образовательных потребностей обеспечит не только развитие данной сферы, но и будет способствовать развитию личности в целом. Одним из важнейших механизмов формирования образовательных потребностей студентов является социокультурное самоопределение студента в процессе обучения в вузе.

Работая в течение последних лет в сфере образования, мы пришли к выводу о том, что образование становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоопределения, формируются или же разрушаются образовательные и другие ценности, происходит возврат к культурным традициям или же их окончательное забвение, складываются человеческие отношения между участниками образовательного процесса. И то, по какой траектории пойдет формирование образовательных потребностей студентов (и пойдет ли оно вообще), во многом зависит от самоопределения каждого из них.

Исследуя феномен самоопределения в контексте формирования личности в рамках образовательной деятельности, мы понимаем его как рефлексивный процесс выявления социокультурных проблем в сфере образования, личностное отношение к ним с точки зрения ценностных установок и построение культурных способов их решения, приводящих к смене личностных парадигм и структурных компонентов деятельности.

Проблема самоопределения личности относится к числу проблем, которые активно разрабатываются не только педагогами и психологами (Гинзбург М.Р.,Карнозова Л.М., Ников Г.П., Петровский А.В., Самоукина Н.В., Сафин В.Ф., Шавир П.А. и другие). Содержание понятия самоопределения интенсивно строится, реконструируется, уточняется философами (Визитей Н.Н., Межуев В.М., Шорохова Л.Е.), социологами (Кенкман П.Ф.), политиками.

Проблема самоопределения личности в ее философском, социологическом, психолого-педагогическом аспектах рассматривается как проблема определения человеком себя в мире профессий, человеческих отношений, социальных изменений и т.д. В общем виде феномен самоопределения можно охарактеризовать как способность личности решить стоящую перед ней проблему, основанием для принятия решения которой является осознание собственных убеждений, мотивов, ценностей. Для формирования образовательных потребностей студентов это важнейший фактор перестройки сознания и организации целенаправленной работы, обеспечивающей познавательный мотив.

Перестройка любого механизма, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления, деятельности. Формирование личностного самоопределения означает умение студента вычленять и осмысливать социокультурную проблему и строить свою образовательную деятельность в этих условиях. В данном случае речь идет не о "знаниях - умениях - навыках", ограничивающих сознание студента и позволяющих осуществлять лишь узконормативную деятельность, а о формировании управленческого мышления, раскрывающего границы сознания личности, позволяющего производить анализ ситуации и осуществлять самоопределение на основе культурологических, морально-нравственных, общечеловеческих норм и ценностей.

Самоопределение личности студента тем более значимо сегодня, когда процессы коммерциализации, предпринимательства, захватившие страну в целом, преломляются в массовом сознании молодежи сложным и противоречивым спектром технократических настроений, установок, а зачастую и принципов жизни. В связи с этим особую болезненную остроту приобретают психологические проблемы: ставится под удар личность как самоценность, его образование, культура. Человек утрачивает представление о собственной идентичности, устойчивости своего внутреннего мира, о специфически человеческом. В таких условиях самоопределение помогает человеку осознать и отстоять свою позицию, стать личностно сопричастным к необходимым событиям. Оно способствует становлению активных деятелей. С точки зрения формирования образовательных потребностей самоопределение помогает студенту ставить перед собой учебные, творческие задачи, ориентирующие его на собственный духовный рост, определять социокультурный смысл изучения всего набора вузовских учебных курсов. Это формирует профессиональную ориентацию, прибавляя мотивацию, делает более осмысленным изучение выбранной предметной области. А это есть одно из проявлений сформированности у молодежи базовой человеческой ценности к образованию, личностному росту и духовному развитию, наличия у них интереса к учебе и стремления к познанию.

Таким образом, самоопределение личности является действенным механизмом формирования образовательной потребности у студентов, что дает возможность современному молодому человеку самому производить знания, а не только брать их в готовом виде из культуры.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Романина, Е.В. Самоопределение как механизм превращения образования в средство формирования образовательных потребностей студентов / Романина Е.В., Горбачева В.В., Ефимов Р.М. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 99-102.