ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧКСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК В ХОККЕЕ НА ТРАВЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧКСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК В ХОККЕЕ НА ТРАВЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

Е.В.Федотова, ПНИЛ

Введение. Повышение эффективности методов подготовки спортивного резерва в хоккее на траве возможно лишь при научном обосновании всех сторон тренировочного процесса спортсменок. Важнейшей составляющей эффективного управления процессом тренировки является определение ведущих факторов, которые в наибольшей мере влияют на достижение высокого спортивного результата, определяемого показателями игровой эффективности и активности хоккеисток на разных этапах многолетней спортивной тренировки. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют выявить основные тенденции в динамике значимости факторов на разных этапах подготовки хоккеисток в соответствии с их возрастом и квалификацией. Это, в свою очередь, даст возможность целенаправленно на научной основе подбирать средства и методы подготовки для каждой возрастно-квалификационной группы хоккеисток.

В связи с вышеизложенным, основной целью проводимого исследования стало исследование факторной структуры физической и технической подготовленности хоккеисток 10-17 лет, выявление основных тенденций ее изменения на разных этапах многолетней подготовки спортсменок-хоккеисток в системе ДЮСШ и СДЮШОР.

Методика и организация исследования. Для решения поставленной задачи обследовано 118 спортсменок разного возраста (возрастной диапазон 10-17 лет) и квалификации (от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования), специализирующихся в хоккее на траве. В число тестов для определения и оценки уровня их физической и технической подготовленности вошли контрольные упражнения, разработанные и апробированные на практике ранее (А.А.Чатинян, 1986).

Уровень развития физических качеств определялся с помощью тестов: 1) прыжок в длину с места, 2) пятерной прыжок, 3) бег на 30 м с хода, 4) челночный бег, 5) бег 2000 м, 6) максимальное количество отжиманий в упоре лежа и 7) кистевая динамометрия. Кроме того, в этот комплекс вошли также показатели физического развития (рост, вес, росто-весовой индекс) и оценка биологического развития испытуемых (ОБР).

Техническая подготовленность хоккеисток оценивалась по результатам следующих контрольных испытаний: 1) бег 20 м с обеганием стоек, 2) ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам, 3)обводка стоек с передачей толчком, 4) точность и дальность броска, 5) время ударов по воротам, 6) точность ударов по воротам.

Каждая спортсменка выполняла весь перечисленный комплекс тестов.

Результаты исследования и их обсуждение. Первым этапом обработки результатов проведенного тестирования хоккеисток стало построение корреляционной матрицы на основе всех полученных показателей подготовленности. Предварительный анализ полученной матрицы показал наличие тесной взаимосвязи практически на всех этапах подготовки результатов тестов по физической подготовленности, связанных с преимущественным проявлением скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места, пятерной прыжок, бег на 30 м) с результатами "технических" контрольных упражнений, включающих ведение мяча и обводку стоек, а также бег с обеганием стоек, что связано с особенностями выполнения тестовых заданий по технической подготовленности. Данные технические тесты отражают, следовательно, не только уровень технической, но и, в немалой степени, физической подготовленности хоккеисток. Видимо, необходимы иные показатели, позволяющие получить оценку уровня владения техникой обводки и обегания "в чистом виде". Такими показателями в нашем исследовании стали: 1)техника обводки и 2)техника обегания, рассчитанные как соотношение скорости "гладкого" пробегания отрезка 30 м с места и соответственно 1)скорости ведения мяча в тесте с обводкой стоек и ударом по воротам и 2) скорости бега с обеганием стоек. Таким образом, корреляционная матрица для проводимого далее факторного анализа наряду с параметрами физической подготовленности и физического развития включала следующие характеристики технической подготовленности: 1)техника обводки, 2)техника обегания, 3)точность и дальность броска, 4)время ударов по воротам, 5)точность ударов по воротам.

Проведенный факторный анализ позволил выявить общую тенденцию к изменению как значимости отдельных факторов, так и наполнению их конкретными показателями в группах хоккеисток 10-11, 12-14 , 15-16 и 17-18 лет (таблица 1).

Таблица 1

Факторная структура физической и технической подготовленности хоккеисток разных возрастно-квалификационных групп

Возрастная группа Ф а к т о р ы
I II III IV Всего
10-11 лет Общая и спец. физическая подготовленность
34 %
Физическое и биологическое развитие
14 %
Техническая подготовленность
13 %
Координационные возможности
10 %
71 %
12-14 лет Общая и спец. физическая подготовленность
28 %
Физическое и биологическое развитие
20 %
Техническая подготовленность
18 %
  66 %
15-16 лет Скоростно-силовая подготовленность
28 %
Техническая подготовленность
15 %
Специальная сила
14 %
Телосложение
11 %
68 %
17-18 лет Скоростно-силовая подготовленность
27 %
Техническая подготовленность
22 %
Телосложение
20 %
Аэробные возможности
9 %
78 %

Анализ структуры подготовленности хоккеисток 10-11 лет позволил выделить факторы общей специальной физической подготовленности (34 %), физического и биологического развития (14 %), технической подготовленности (13 %), координационных возможностей (10 %).

Для хоккеисток 12-14 лет наиболее существенными оказались факторы: общей и специальной физической подготовленности (28 %), физического и биологического развития (20 %), технической подготовленности (18 %) .

В группе спортсменок 15-16 лет особую значимость приобретают факторы: скоростно-силовой подготовленности (28 %), технической подготовленности (15 %), специальной силы (14 %), телосложения (11 %).

В 17-18 лет ведущую роль играют факторы: скоростно-силовой подготовки (27 %), технической подготовки (20 %), телосложения (20 %), аэробных возможностей (9 %).

Представленные в таблице данные показывают, что в структуре подготовленности юных хоккеисток фактор физической подготовленности является доминирующим на всех этапах становления спортивного мастерства: вклад его в общую дисперсию для разных возрастно-квалификационных групп колеблется в пределах 27-34 %. Однако, необходимо отметить, что, если на начальных этапах этот фактор наполнен показателями, отражающими как специальную, так и общую сторону физической подготовленности, то к моменту перехода спортсменок в группы спортивного совершенствования специальная и общая подготовленность представлены уже двумя самостоятельными факторами (соответственно 27 и 9 %).

Особенности телосложения и темпы биологического развития организма спортсменок - фундамент проявления основных физических качеств и точного выполнения технических действий. Не случайно этот фактор, компонентами которого являются росто-весовые соотношения и оценка биологической зрелости, вошел в число ведущих на всех этапа подготовки хоккеисток. Однако, и его значимость не остается неизменной, а ее динамика представляется довольно интересной. Уже для хоккеисток возрастно-квалификационной группы 10-11 лет этот фактор достаточно важен (14 %), но на следующем этапе - 12-14 лет, в так называемый пубертатный период, критический в биологическом развитии и характеризующийся ярко выраженными перестройками всех функций организма, связанными с процессом полового созревания, - значимость этого фактора еще более возрастает и достигает величины 20 %. В следующей возрастно- квалификационной группе (15-16 лет) происходит существенное снижение значимости этого фактора и, как и для группы хоккеисток 17-18 лет он представлен лишь показателями, характеризующими особенности телосложения хоккеисток.

Не остается неизменной и значимость технической подготовленности: как видно из таблицы, роль ее неуклонно возрастает (с 13 до 22 %). Особенно заметно это в группе хоккеисток 12-14 лет. Известно, что этот возраст является "запретным" по отношению к значительным нагрузкам, направленным на повышение уровня физической подготовленности и достаточно благоприятен для совершенствования технических возможностей.

Проведенный факторный анализ показал, что и по составу показателей физической и технической подготовленности, образующих ведущие факторы, и по значимости этих факторов, хоккеистки 15-16 лет уже вплотную приближаются к спортсменкам более высокой квалификации. И на практике в команды мастеров наиболее перспективные хоккеистки чаще всего подключаются именно с этого возраста. Поэтому и процесс подготовки спортсменок в ДЮСШ и СДЮШОР должен быть построен с учетом необходимости достижения соответствующего уровня физической, а в еще большей степени технической подготовленности хоккеисток уже на этом этапе многолетней спортивной подготовки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Федотова, Е.В. Факторная структура физической и технической подготовленности спортсменок в хоккее на траве на разных этапах многолетней тренировки // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1997. - Т. 1. - С. 124-128.