ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СПОРТА И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

Онтологические основания существования спорта
и гуманистические ценности культуры*

Л.А. Мазур (Россия)

Возвращение изначального смысла понятию гуманизма... ставит под сомнение правомерность самой постановки вопроса о гуманистических идеалах развития спортивного движения. Количественные параметры спорта, отличающие его от физической культуры и сообщающие ему таким образом качественную определенность, выводят его за пределы гуманизма.

Дело в том, что о гуманизме есть смысл говорить до тех пор, пока человек остается в качестве цели и даже высшей цели того или иного социального движения. Что же касается собственно спортивного движения, то таковая, как правило, не просматривается. Устремляя человека к достижению максимального результата, спорт делает именно этот последний своей целью и сутью. Человек превращается в средство. И остается он таковым безотносительно к тому, удовлетворяются ли в результате ведомственные амбиции, групповые интересы или национальные притязания. Более того, даже преследуя чисто эгоистические цели, человек в спорте не может ориентироваться на гуманистические идеалы, поскольку сам характер его деятельности оказывается за пределами рациональности.

Работа на пределе, а иногда и за пределом разумной физической нагрузки выводит человека за пределы его сущности, а именно духовно-практической сущности. Для духовности, которая допускает колебание, сомнение, нравственный выбор во внутреннем мире личности спортсмена просто не остается места. Вот почему приходится только надеяться, что осознание спортсменом своей исключительности не поставит его однажды "по ту сторону добра и зла".

Необходимость учета диалектики цели и средств в формировании и развитии гуманистических ценностей выдвигает сегодня на первый план задачу определения понятия спорта. Признав ориентацию на достижение высшего результата за сущностный признак спорта, мы должны на этом основании проводить его отличие от физической культуры как понятия более обширного и обладающего действительно колоссальным гуманистическим потенциалом. Так вот будучи сначала продолжением и естественным развитием заложенных в физкультурном движении общечеловеческих ценностей, современный спорт разрывает эту традицию. Происходит скачок, перерыв постепенности, спортивный результат обретает самодостаточную ценность, а здоровье как неоценимый капитал человека и человечества, самоценность человеческой жизни отодвигаются на задний план. И не надо обольщаться тем, что несмотря на обесценивание человеческой жизни в спорте, его все-таки желают и смотрят и придают его развитию серьезное значение. Мы должны в конце концов решить: что нам дороже, взвинченные чувства миллионов телезрителей, наблюдающих спортивные соревнования и ощущающие себя якобы "при спорте" или надорванное здоровье пусть даже десятков людей, испытывающих сверхчеловеческие нагрузки непосредственно на спортивных аренах. И истина здесь не должна решаться большинством голосов, как это уже бывало в нашей истории.

Аргументы ни зрелищности, ни массовости спорта не могут быть приняты в расчет, если соревновательность выходит за рамки естественной необходимости и естественных пределов человеческого организма, таковые имеются и они должны быть установлены независимыми экспертами и возможно на международном уровне. И подобно тому, как уже сегодня ставится вопрос об осуществлении абсолютного антидопингового контроля, точно так же должны быть поставлены барьеры на любые технические и технологические разработки, которые могут привести к функциональным нарушениям в организме спортсмена. Определение понятия спорт в классическом понимании дефиниции означает установление не только отличия его от физической культуры, но и четкое очерчивание таковых как бы изнутри. Это означает, что любой человек, который пожелает заниматься спортом, должен наверняка знать, какие требования эта сфера деятельности к нему предъявляет, с какими издержками в плане здоровья и риска для жизни связан тот или иной вид. Гуманизм в таком случае будет заключаться хотя бы в том, что личности будут предоставлены возможности для сознательного выбора.

С другой стороны, исследование внутренних параметров спорта должно уже в настоящее время послужить основанием для запрещения определенных видов спорта для определенных категорий людей. Это могут быть вполне определенные поло-возрастные ограничения, которые снизят риск заболевания или травматизм, что послужит делу утверждения гуманизма в сфере спорта, насколько это вообще возможно в нем в современной технической цивилизации.


* Статья из: Социально-экономические проблемы воспитания спортсменов в условиях перестройки советского общества: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции, 1-4 июня 1990 г., г. Минск. - М., 1990, с. 93-94.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мазур, Л.А. Онтологические основания существования спорта и гуманистические ценности культуры // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 49-50.