ГУМАНИЗАЦИЯ СПОРТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Гуманизация спорта как фактор повышения спортивного мастерства*

Л.Н. Рогалева (Россия)

Проблема формирования гуманистических идеалов в спорте была изначально заложена в понятие олимпизма. Этой проблеме были посвящены многие доклады и выступления на Олимпийских научных конгрессах в Мюнхене (1972), Квебеке (1976), на Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" в Москве (1974).

... Центром разногласий ученых стал вопрос о влиянии спорта на личность спортсмена. Исследования показали, что спорт может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на личность спортсмена. В то же время необходимо признать, что в этих исследованиях совсем не затрагивается анализ причин, приводящих как к положительному, так и к отрицательному влиянию спорта на формирование личности спортсмена. А это, на наш взгляд, является наиболее важным моментом. Вскрытие причин неоднозначного воздействия спорта на личность спортсмена позволило бы найти конкретные пути, способствующие гуманизации спорта. Представляется, что причины негативного влияния на личность спортсмена уходят корнями в юношеский спорт, так как в этот период происходит нравственное становление личности, складываются базовые характеристики личности (самооценка, мотивация, характер), тем более что спорт значительно помолодел, и поэтому "Большой спорт" начинается для многих спортсменов уже в подростковом возрасте.

Наше исследование влияния спорта на становление личности учащихся-спортсменов (школ олимпийского резерва, спортинтернатов) подтвердило, что наряду с положительным воздействием на личность нередки и негативные проявления. Было выяснено, что в 34% случаев у юных спортсменов преобладали лично-престижные мотивы спортивной деятельности, а в 42% - материальные мотивы, мотивы совершенствования наблюдались у 34%, и все это сочеталось с низкой общественной активностью, Эти тревожные цифры свидетельствуют об определенных изъянах в работе с данными спортсменами. И, как показали данные исследования, особенно острые противоречия наблюдаются в системе взаимоотношений в спортивных командах и коллективах как между спортсменами, так и между тренером и спортсменами. Учитывая тот факт, что в подростковом возрасте главным фактором, влияющим на формирование личности, является не деятельность сама по себе, а отношения, которые возникают в процессе этой деятельности (Леонтьев, Рубинштейн, Фельдштейн), за которые в большей степени отвечает педагог как руководитель и организатор этой деятельности, то можно считать, что отрицательный социально-психологический климат спортивного коллектива в значительной степени определяется личностью тренера. А то, что в 50% обследуемых коллективов отмечается враждебность во взаимоотношениях между спортсменами, отсутствие доверия к тренеру, говорит о том, что эти тренеры в своей деятельности руководствуются не психолого-педагогическими мотивами, а прежде всего установкой на спортивный результат, нередко любой ценой. И хотя ориентация на спортивный результат является для тренера совершенно естественной, в то же время она оказывается не безобидной.

Наши исследования показывают, что у учащихся-спортсменов, занимающихся под руководством тренеров с ярко выраженной установкой на результат, наблюдается следующее: формирование неадекватной самооценки (заниженной - в 56%, завышенной - в 20% случаев), дисгармоничное развитие личности, выражающееся в преобладании волевых качеств над нравственными; повышение тревожности и неуверенности с ростом спортивного мастерства и, как итог, снижение мотивации к спортивной деятельности. Объяснить эти факторы можно тем, что у тренеров с превалирующей установкой на спортивный результат, происходит превращение личности учащегося-спортсмена из субъекта психолого-педагогических воздействий и воспитания в объект, через который реализуются престижные амбиции тренера. При этом установка на результат, как показали наши исследования, формирует нестабильного и высокотревожного спортсмена, тем самым снижая эффективность самой спортивной деятельности, а в конечном итоге и спортивный результат.

Поэтому гуманизация спорта способствует не только формированию гармоничной личности спортсмена, но и стабилизации спортивного мастерства, особенно это важно в юношеском спорте.


* Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы", Краснодар, сентябрь, 25-27, 1996, (см. Материалы конференции, часть I, с. 85-86). Печатается с небольшими сокращениями.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Рогалева, Л.Н. Гуманизация спорта как фактор повышения спортивного мастерства // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 3. - С. 300-301.