О ВОЗМОЖНОСТЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

М.В.Сахарова,
кафедра теории и методики
физического воспитания

Современное состояние спортивных игр характеризуется повышением их профессионального уровня. И, следовательно, возрастают роль и значение профессионального управления системой подготовки команд.

Высокий уровень спортивных достижений требует системного подхода в управлении подготовкой спортсменов (команд) высокого класса, который предполагает полноту и соотносительность рассмотрения компонентов системы, с учетом их места, роли, взаимодействия. Современные игровые виды спорта требуют не только специальной организации подготовки спортсменов к соревнованиям, но и специально разработанных принципов управления этой подготовкой. Практика спортивной тренировки в игровых видах спорта имеет набор предложений по модельно-проектной и практически-процессуальной формам деятельности тренера и команды.

Учет специфический особенностей игровых видов спорта, где успех в соревновательной деятельности обеспечивается не только усилиями отдельных спортсменов, а и совместными усилиями и действиями всей команды, накладывает существенный отпечаток на процесс подготовки спортсменов, на его структуру, содержание соревновательных и тренировочных средств и методов, на содержание средств и методов контроля.

Современная система спортивной подготовки, используя мировой опыт подготовки спортсменов, данные теоретических и экспериментальных исследований, а также многие концептуальные положения гуманитарных и естественных наук - педагогики, психологии, социологии, теории управления, компьютеризации и др., представляет из себя "совокупность различных компонентов, факторов и явлений, взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и правил, обеспечивающих воспитание спортсменов и достижение ими наивысших результатов в избранном виде спорта" (Ф.П.Суслов, В.Л.Сыч, Б.Н.Шустин, 1995г.).

В разработке современной системы процесса подготовки спортсменов (команд) высокого класса выделились два основных направления: оптимизация и программирование содержания.

Идея оптимизации в самом общем смысле подразумевает достижение запланированного результата с минимальными затратами, то есть выбор наиболее эффективных средств подготовки и их рациональное распределение в рамках определенного цикла подготовки. Осуществить эту идею возможно при оптимальном управлении, что приводит к переосмыслению, ставших традиционными, представлений о планировании тренировочного процесса с конструктивной, проектировочной позиции, связанной с понятиями программирование, моделирование, прогнозирование.

В отечественной теории спорта за последние десятилетия внесено много обоснованных и глубоко аргументированных концепций. Так, в настоящее время, к числу особенно актуальных направлений относят проблематику проективной разработки различных моделей учебно-тренировочного процесса, процессуального развертывания содержания тренировочного процесса на основе этих проектов и последующую их коррекцию, т.е. все то, что принято считать технологией спортивной тренировки.

Понятие "технология" пришло к нам из западных технологических теорий и в большей мере связано с понятием "педагогической технологии" (ПТ). Современное понимание ПТ включает поиски способов максимального повышения педагогических результатов путем анализа, отбора, конструирования и контроля всех управляемых компонентов педагогического процесса и их взаимосвязей. Общий принцип технологического построения обучения - это его ориентация на четко и детально определенные цели, с учетом того, что для каждой цели есть свои правила, процедуры, алгоритм. После долгого игнорирования понятия технологии применительно к учебному процессу в ряде работ современных авторов можно встретить понятия "технология обучения", "технология подготовки" (Хоменков Л.С., 1980), "технология планирования" (Матвеев Л.П., 1995), "технология управления" (Холодов Ж.К., Суслов Ф.П., 1997).

Представление о педагогической технологии появилось, как система последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно-тренировочного процесса. Отмечается, что гармоничный педагогический процесс возможен только как точное воспроизведение заранее спроектированной ПТ, т.е. четко поставленных дидактических задач в совокупности с адекватной технологией их решения (В.П.Беспалько, 1989).

На сегодня, переход к методам и средствам ПТ (с целью повышения качества педагогического процесса) является инструментальным средством в обновлении педагогики. В основе любой ПТ лежит системный подход, т.е. определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование объекта, влияния с заданными качествами.

Смысл ПТ при этом заключается в:

1. Стремлении свести к минимуму издержки практической деятельности и перевести ее на путь предварительного проектирования учебно-тренировочного процесса и последующего воспроизведения проекта.

2. В определении структуры и содержания учебно-тренировочной деятельности команды.

3. В принципе диагностической направленности.

4. Реализации на практике принципа структурной и содержательной целостности всего тренировочного процесса.

Причем цель должна быть поставлена настолько точно и определенно, чтобы однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Иерархия целей по уровням позволит на основе объективного контроля прослеживать их актуальное состояние и ход тренировочного процесса и осознанно его совершенствовать.

Системопедагогическая технология, как методическая система целостного развертывания педагогического процесса, тесно сопряженная с его целевой направленностью, содержанием и структурой, технически оснащенная и последовательно регулируемая по определенным критериям в зависимости от достигаемых результатов включает в себя модельно-проектировочную (теоретически разрабатываемую) и практически-процессуальную формы.

Модельно-проектировочная форма деятельности предполагает конструирование систем построения учебно-тренировочного процесса, разработку различных моделей на основе анализа соревновательной деятельности команд (моделей соревновательной деятельности, модельные характеристики сильнейших спортсменов и команд). Отличительной особенностью такой проектной культуры является стремление создать новое, проектирование должного взамен существующего. В основе проектной культуры лежит критическое отношение к существующим вещам и ценностям (Ильин Г.Л., 1992).

Система деятельности состоит из компонентов, являющихся ее функциональными единицами. А проект - это образец, который лежит в основе деятельности, то есть инициирует ее. Проект - это и представление о должном, определяющем отношение к существующему; это и представление о будущем, сложившееся с учетом настоящего и прошлого; это и способ реализации потребностей и план действий, и проигрывание возможностей; это и замысел, связанный с образцом.

Таким образом, проект представляет собой организованное целое, включающее в себя цель, средство, мотивы и потребности, действия и операции и прочие характеристики деятельности, и, главное, субъекта деятельности - носителя способностей и возможностей.

Проектирование предполагает генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов проектов в широком контексте.

Практически-процессуальная форма деятельности связана с последовательно разворачивающимся во времени учебно-тренировочным процессом, его содержательным обеспечением и контролем в соответствии с заданными критериями.

Все это в совокупности определяет способ деятельности, принятую технологию, уровень культуры профессионального мастерства тренеров команд высокого класса. Учитывая тесную взаимосвязь и взаимообусловленность уровня педагогической культуры, воплощенной в определенной технологии, напрашивается вывод, что тренер, как субъект профессиональной деятельности должен ориентироваться на формирование определенного способа деятельности в рамках определенной культуры, определяющей технологический процесс этой деятельности. Выбор наиболее эффективной технологии обеспечит максимальную реализацию спроектированных целей и задач.

Введение новой технологии означает изменение не только самой деятельности, но и соответствующей ей системы механизмов и средств. Спорт высших достижений, по существу, является сложнейшим "механизмом" и высокие результаты могут быть достигнуты оптимально эффективной работой всех звеньев и деталей этого "механизма". Поэтому при введении новой технологии происходит существенная перестройка целевых установок, ценностных ориентаций, системы конкретных знаний, необходимых для ее реализации.

Чтобы разработать рациональную систему тренировки для каждого конкретного случая необходимо:

  • выделить главные факторы, преимущественно определяющие ее результат;
  • подобрать и так организовать во времени содержание тренировочного процесса, чтобы обеспечить направленное и эффективное совершенствование этих факторов.
  • Кроме того можно выделить и факторы, определяющие принципы и форы построения учебно-тренировочного процесса:
  • специфические закономерности становления спортивного мастерства;
  • общие закономерности процесса перехода организма из одного состояния в другое под влиянием систематических воздействий.

Технология проектирования тренировочного процесса (цикла), как последовательность операций, включает 3 главных этапа:

1) накопление количественных знаний как объективных предпосылок к проектированию;

2) разработка проекта;

3) апробация и коррекция модели (проекта) в целом или ее отдельных фрагментов.

В общетеоретическом плане "технологический подход" сводится к структуре ЦЕЛЬ - ПРОЦЕДУРА - РЕЗУЛЬТАТ.

Критический анализ ПТ показывает ее высокий инструментальный потенциал и ее значимость, как одного из действенных факторов, повышающих эффективность функционирования основных компонентов системы спортивной подготовки команд высокого класса.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сахарова, М.В. О возможностях технологического подхода в проектировании учебно-тренировочного процесса // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 2. - С. 35-38.