СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

В.П. Филин,
кафедра теории и методики
физического воспитания

Физическое воспитание и спорт являются важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формирования морально-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения. Спорт сплачивает детские и юношеские коллективы, воспитывает дух товарищества, коллективизма. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармонического развития, одним из важных условий духовного и физического совершенствования.

Юношеский спорт в Российской Федерации становится все более важным социальным фактором обеспечения крепкого здоровья, всесторонней физической подготовленности, воспитания подрастающего поколения, эффективной подготовки спортивных резервов.

В процессе общественного развития возник ряд научных дисциплин, призванных глубоко и всесторонне отображать сущность явлений физического воспитания, раскрывать его закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах, методах и формах организации воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность человека. В последние 20 лет окончательно сформировался новый раздел теории спорта - теория и методика юношеского спорта - совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных и общих для различных видов спорта закономерностях данного педагогического процесса.

Теория и методика юношеского спорта основывается на учете возрастных особенностей детей школьного возраста, раскрывает содержание, средства, методы, формы организации проведения спортивных занятий на каждом этапе многолетней подготовки.

Внимание специалистов всех стран все в большей мере сосредоточивается не только на разработке методики тренировки сильнейших спортсменов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов, обеспечивающей полноценное пополнение составов национальных сборных команд.

Анализ состояния мирового спорта показывает, что высокий организационный и методический уровень спортивной работы с детьми, подростками, юношами и девушками в значительной степени определяет успех той или иной страны на международной спортивной арене. Поэтому вполне закономерно, что в Российской Федерации, как и в других сильнейших в спортивном отношении странах мира, большое внимание уделяется подготовке спортивных резервов.

Дальнейшие успехи в развитии спорта во многом обусловлены результатами научных исследований актуальных проблем теории и методики юношеского спорта, внедрением в практику этих результатов.

Педагогические и медико-биологические основы теории и методики юношеского спорта заложены в научных трудах П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, их соратниками и последователями. Весомый вклад в разработку теории и методики юношеского спорта внесли научные труды А.Д Новикова, Н.Г. Озолина, Р.Е. Мотылянской, Л.П. Матвеева, А.А Маркосяна, В.С. Фарфеля, В.П. Филина, Н.А. Фомина, М.Я. Набатниковой, Н.Ж. Булгаковой, В.К. Бальсевича, Ю.Г. Травина, Ю.Д. Железняка, В.М. Гужаловского, Ф.П. Суслова, В.Г. Никитушкина и других специалистов. В их работах продемонстрирована большая роль спорта в физическом воспитании подрастающего поколения, научно обоснованы основополагающие положения детско-юношеского спорта, охарактеризованы эффективные средства, методы и организационные формы спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек.

Наиболее существенным научным достижением следует считать, что в работах В.П. Филина сформулированы основы системы многолетней подготовки юных спортсменов: определены этапы многолетней тренировки, преимущественная направленность подготовки на каждом этапе из них, установлены максимальные возрастные границы достижения высших результатов в видах спорта. Выявлены особенности состава средств, методов, организационных форм тренировки на этапах. Изложены основные методические положения, на основе которых должна строиться многолетняя спортивная тренировка.

Проблема развития физических качеств у юных спортсменов капитально разработана в трудах В.П. Филина, В.Г. Алабина, Ф.П. Суслова, В.К. Бальсевича, Л.В. Волкова, В.С. Топчияна, Г.Н. Максименко, В.Д. Сячина и др.. Проблема разработки эффективных средств и методов тренировки детей и подростков исследована в работах В.П. Филина, В.С. Топчияна,Т.А. Зельдович, Н.А. Минаевой, В.В. Ивочкина, В.Г. Никитушкина и др..

В результате исследований классифицированы средства и методы подготовки в зависимости от возраста, вида спорта и тренирующих воздействий. Вопросы влияния занятий спортом на организм юного спортсмена освещены в работах Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской. В трудах этих специалистов выявлены возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, высшей нервной деятельности.

Проблема определения допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок в занятиях с различными возрастными группами изучалась многими сотрудниками ВНИИФКа под руководством В.П. Филина, М.Я. Набатниковой, В.К. Бальсевича,В.Г. Никитушкина. Сделаны первые попытки создания систем критериев нормирования нагрузок, уточнение их количественных характеристик.

Российский ученые первыми в мире выдвинули концепцию активного спортивного отбора и разработали методологию исследования различных аспектов этой проблемы. Широко используются результаты комплексных исследований к оценке личности спортсмена, его морфофункциональные особенности, особенности возрастного развития двигательных способностей. В.П. Филин, Н.Ж. Булгакова, В.К. Бальсевич, В.М. Волков, Л.В. Волков, С.С. Грошенков, М.С. Бриль, Т.С. Тимакова и др. внесли существенный вклад в создание единой системы отбора юных спортсменов. Научные основы юношеского спорта были заложены в основном сотрудниками ВНИИФК. Именно здесь, в 60-х годах проф. В.П. Филин и коллектив руководимой им лаборатории положили начало становлению теории и методики юношеского спорта. Совместно с лабораторией возрастного врачебного контроля, возглавляемой проф. Р.Е. Мотылянской, были развернуты широкие исследования актуальных проблем юношеского спорта.

Разработка его актуальных вопросов прошла два этапа: от изучения частных разделов, характерных для работ 1950 - 1960 годов, до крупных обобщающих публикаций 1980 - 1990 годов.

В 1962 г. была проведена 1 Всесоюзная научная конференция по проблемам юношеского спорта на которой с основным докладом , посвященным актуальным проблемам детско-юношеского спорта, выступил В.П.Филин. В дальнейшем такие научно практические конференции стали традиционными.

В 60-е годы основное внимание было сосредоточено на разработке таких актуальных проблем, как методика воспитания физических качеств у юных спортсменов, экспериментальное обоснование эффективных средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и девушек. Серьезное внимание уделялось проблеме рационального построения многолетней спортивной тренировки.

На основе обобщения передового спортивного опыта и данных экспериментальных исследований определена преимущественная направленность тренировки на различных этапах многолетней подготовки, установлено рациональное соотношение общей и специальной подготовки юных спортсменов. Эти данные вошли в монографии "Тренировка юных спортсменов", под редакцией В.П. Филина (1965 г.) и "Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов", под редакцией В.П. Филина (1968 г.).

В 60-х годах внимание исследователей привлекла проблема воспитания выносливости у юных спортсменов. Результаты экспериментальных исследований по этой проблеме нашли свое отражение в монографии "Выносливость у юных спортсменов", под редакцией Р.Е. Мотылянской (1969 г.).

Для 70-х годов особенно характерны комплексные исследования, проводимые отделом теории и методики юношеского спорта ВНИИФКа совместно с другими институтами страны, направленные на совершенствование методики тренировки юных спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. В монографии Н.А. Фомина, В.П. Филина "Возрастные основы физического воспитания" (1972) изложены данные физиологии, спортивной медицины и педагогики о закономерностях физического воспитания и тренировки детей, подростков, юношей и девушек, взрослых контингентов населения.

В 1974 году вышла в свет монография В.П. Филина "Воспитание физических качеств у юных спортсменов", в которой сформулированы основные положения теории и методики юношеского спорта. С 1975 года в журнале "Теория и практика физической культуры" введен постоянный раздел "Юношеский спорт". В учебном пособии для институтов физической культуры Л.П. Матвеева "Основы спортивной тренировки" (1977) освещены кардинальные проблемы построения многолетней спортивной подготовки. Таким образом, к середине 70-х годов на основе научно-исследовательских работ, выполненных специалистами ВНИИФКа, ГЦОЛИФКа и др. институтов физической культуры, окончательно сформировалась новая научно-учебная дисциплина - теория и методика юношеского спорта. Важнейшие положения теории и методики изложены в монографии В.П. Филина и Н.А.Фомина "Основы юношеского спорта", вышедшей в свет в 1980 году. В ней охарактеризованы задачи, содержание формы спортивных занятий с детьми, подростками, юношами и девушками, изложены наиболее существенные закономерности процесса подготовки, общие для различных видов спорта.

С 1976 года преимущественное внимание в процессе изучения актуальных проблем юношеского спорта сосредоточивается на совершенствовании системы управления подготовкой спортивных резервов. Большой вклад в разработку этого направления внесли исследования, проводимые сотрудниками отдела теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФКа.

В 80-е годы изданы крупные научные публикации обобщающего характера, посвященные важнейшим проблемам юношеского спорта. Наиболее значительной из них является монография "Основы управления подготовкой юных спортсменов" под редакцией М.Я. Набатниковой (1982). В книге обобщены и систематизированы результаты исследований и данные передового спортивного опыта в области управления подготовкой юных спортсменов.

В монографии В.М. Волкова и В.П. Филина "Спортивный отбор" (1983) сформулированы основные закономерности возрастного развития детей и подростков, раскрыта проблема спортивной одаренности, охарактеризованы модельные характеристики сильнейших спортсменов в связи с проблемой спортивного отбора. В книге Н.А. Фомина и В.П. Филина " На пути к спортивному мастерству" (1986) освещен широкий круг вопросов, возникающих в различных условиях адаптации юных спортсменов к физическим нагрузкам. Эти вопросы рассматриваются в трех основных аспектах: общие положения адаптации к факторам окружающей среды, трактуемые с позиций системного подхода; анатомо-физиологические изменения организма юных спортсменов с учетом филогенетических закономерностей развития; социально-педагогические и собственно тренировочные аспекты адаптации к спортивной деятельности.

Важным событием явился выход в свет первого в мире учебного пособия для институтов физической культуры В.П. Филина "Теория и методика юношеского спорта (1987), в котором освещены кардинальные положения юношеского спорта: организационные и программно-нормативные основы юношеского спорта, система соревнований, особенности реализации принципов спортивной тренировки в процессе подготовки юных спортсменов методика воспитательной работы, система отбора, построение многолетней тренировки, планирование и контроль в процессе тренировки юных спортсменов.

Большую роль в развитии теории и методики юношеского спорта сыграли всесоюзные, всероссийские и международные конференции, проведенные в 80-х годах. На Всемирном научном конгрессе "Спорт в современном обществе" (1980) в работе секции "Юношеский спорт" было заслушано свыше 40 докладов специалистов СССР, ГДР, ЧССР, Великобритании, ФРГ, НРБ и др. стран, в которых нашли отражения результаты многочисленных исследований вопросов планирования и построения тренировки, отбора и спортивной ориентации.

В 1980-1990 гг. ВНИИФКом, ГЦОЛИФКом и рядом других институтов физической культуры решались многие теоретические и практические вопросы юношеского спорта, подготовки спортивных резервов.

Коллектив специалистов отдела теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФК под руководством проф. М.Я. Набатниковой и проф. В.Г. Никитушкина разработал модельные характеристики учащихся школ-интернатов спортивного профиля и спортивных школ, создал и внедрил в практику комплексы тренажерных устройств. Все это позволило повысить избирательное тренировочное воздействие на организм юного спортсмена. Разработана методология составления поурочных программ для спортивных школ, классифицированы тренировочные нагрузки по зонам интенсивности, обоснована структура тренировочных и соревновательных нагрузок для различных возрастных групп. Определены должные нормы физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов на этапах годичного цикла и в многолетнем аспекте (М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин, В.В. Ивочкин, А.Д. Комарова, Н.Н. Балашова, Г.А. Гончарова). В учебном пособии В.П. Филина, В.Г. Семенова, В.Г. Алабина "Современные методы исследований в спорте" (1994) рассмотрены современные педагогические методы исследований. Цель книги - ориентация начинающего исследователя в вопросах организации и методики проведения исследовательской работы по проблемам массового и юношеского спорта, спорта высших достижений, повышение эффективности учебного процесса по разделам теории спорта и теории и методики юношеского спорта.

В последнее десятилетие большое внимание уделялось исследованию проблемы индивидуализации тренировки юных спортсменов. Разработана методология исследования этой проблемы. В.Г. Никитушкиным показано, что на первых этапах спортивной подготовки особенно важно выявить морфофункциональные особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды развития физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной системы, темперамент.

Большое значение в развитии юношеского спорта имеет совершенствование его организационных основ. Первые попытки охарактеризовать современные организационные и программно-нормативные основы юношеского спорта были сделаны В.П. Филиным в монографии "Основы юношеского спорта" (1980) и учебном пособии для ИФК "Теория и методика юношеского спорта" (1987). Существенный вклад в разработку вопросов организации юношеского спорта и подготовки спортивных резервов внес В.Г. Бауэр. В монографии "Система подготовки спортивного резерва" (под ред. В.Г. Никитушкина, 1994 ) он характеризует организационную структуру управления подготовкой спортивного резерва, организационно - методические аспекты совершенствования системы подготовки спортивного резерва, подчеркивая , что одна из главных проблем управления деятельностью спортивных школ - экономические методы, когда на первый план выдвигается стимулирование профессионального роста педагогического коллектива. Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, предусмотрены основные критерии оценки работы тренеров на каждом этапе многолетней подготовки.

В 1995 г. вышла в свет первая в мире монография "Современная система спортивной подготовки" (под ред. В.Л. Сыча, Ф.П. Суслова, Б.Н. Шустина), посвященная описанию всей системы многолетней подготовки спортсменов. Авторы ряда разделов монографии - В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Л.Б. Кофман дают характеристику спортивной подготовке как многолетнему процессу, излагают основные принципы построения многолетней подготовки юных спортсменов, описывают систему спортивного отбора, характеризуют нормативные основы подготовки юных спортсменов.

Мы кратко характеризовали далеко не все проблемы, решение которых имеет существенное значение для дальнейшего совершенствования теории и методики юношеского спорта. Важно подчеркнуть, что научную разработку этих проблем целесообразно проводить, по возможности, на основе единых творческих подходов, применимых как для всех, так и для отдельных видов спорта.

Перед наукой о спортивной подготовке детей, подростков, юношей и девушек поставлены ответственные задачи. Одной их фундаментальных задач является проблема совершенствования организационно-методических основ системы подготовки спортивных резервов.

В свете современных требований на первое место выдвигается проблема формирования личности юного спортсмена, необходимость расширения объема исследований по воспитательной работе. В этом направлении предстоит многое сделать для определения эффективной методики воспитательной работы, ее конкретизации, применительно к возрастным контингентам учащихся в современных общественных условиях.

Сохраняет актуальность проблема спортивного отбора. Основные усилия должны быть сосредоточены на организационных вопросах системы отбора. Необходимо продолжить творческие поиски, связанные с разработкой критериев оценки пригодности к занятиям тем или иным видом спорта. Особую важность приобретают научно-прикладные исследования возрастных медико-биологических и психологических аспектов юношеского спорта, в частности, определение особенностей адаптации организма юного спортсмена к современным тренировочным и соревновательным нагрузкам, обоснование рациональных тренировочных режимов работы спортивных школ, методы исследования психического состояния юных спортсменов в стрессовых ситуациях.

Сложные условия перестройки, происходящей в настоящее время во всех сферах нашего общества, предъявляют повышенные требования к преобразованиям в области физической культуры и спорта. Предстоит, решительно избавляясь от недостатков в научных исследованиях, радикально повысить качество теоретико-методических разработок, актуальных проблем юношеского спорта, тесно связать их с запросами спортивной практики.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Филин, В.П. Становление и развитие теории и методики юношеского спорта // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 2. - С. 50-56.