ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

В.Усаков

Педагогический университет,
Красноярск, Россия

Введение. Общеизвестно, что физические кондиции человека обеспечивают основу его жизнедеятельности на каждом возрастном этапе жизни. Так же установлено, что в условиях современного образования, характерной особенностью которого является интенсификация учебного процесса, уровень физических кондиций учащихся, а следовательно и качество их здоровья, ухудшается. На преддошкольном этапе жизни ребенка эта проблема приобретает значение в той мере, которая показывает насколько темпы роста физических кондиций соответствуют естественным темпам роста и развития ребенка в опорные возрастные периоды, что к началу поступления ребенка в школу и определяет его физическую готовность к обучению.

Методика. Решению этой проблемы было посвящено исследование физических кондиций 900 детей из 31 детского сада Красноярского края. Была применена методика педагогического контроля за физической подготовленностью дошкольников (1). Обследовались дети от 5 месяцев до 7 лет. Уровень соответствия физической подготовленности каждого ребенка его физическому развитию определялся у детей с 5 месяцев до 3 лет по модельным характеристикам основных движений, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка на этих возрастных этапах его жизни. С 4 до 7 лет выявлялись темпы прироста показателей физических кондиций. Оценка темпов прироста осуществлялась по вышеуказанной методике, а полученный фактический результат сравнивался с должным нормативным, заложенным в учебные программы по физическому воспитанию в детских садах.

Результаты. Установлено, что ни на одном возрастном этапе жизни детей дошкольного возраста у подавляющего большинства обследованных нет соответствия физической подготовленности их же физическому развитию. Так, в 5 месячном возрасте соответствием этих важных показателей, являющихся фундаментом крепкого здоровья, обладают лишь 10% детей. В один год - 20%. К трем годам уже 30%. К моменту перехода ребенка из детского сада в школу в 6-7 лет физическая подготовленность соответствует физическому развитию лишь у 48% детей. У 52% детей этого возраста необходимой физической готовности к обучению так и не наступает. На это указывают и недостаточные темпы прироста показателей выносливости как у мальчиков так и у девочек накануне их перехода в школу (табл.1), а отставание фактических результатов от должных (за исключением силовых показателей у девочек) говорит о том, что педагогические воздействия на развитие его физического потенциала в условиях семьи и детского сада недостаточно эффективны.

Таблица 1

Темпы прироста показателей физических качеств дошкольников за год до их перехода в школу

пол

показатели

бег 30м (сек)

3-х мин. бег (м)

прыжки в длину с места (см)

метание мяча (м)

подтяги-вание (кол-во)

сгиб. и разгиб. рук (кол)

м

должный

6,9

620

105

12,5

3

-

исходный

9,4

470

94

10,0

1,2

-

конечный

8,0

482

98

11,8

2,0

-

прирост

16,9%

2,8%

4,6%

16,5%

50%

-

д

должный

7,0

600

100

10,5

-

6

исходный

9,3

460

94

9,0

-

6,7

конечный

8,6

472

99

9,8

-

8,4

прирост

7,8%

1,9%

5,0%

8,5%

-

22,5%

Выводы. Результаты, полученные в ходе исследования легли в основу разработанной нами комплексной целевой программы здоровьесохраняющей среды ребенка в условиях семьи и детского сада, позволяющей использовать современные педагогические технологии контроля, обучения и воспитания ребенка, выводящие его на уровень необходимой готовности к процессу обучения в школе.

Литература

1. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, изд-во КГПИ, 1989.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Усаков, В. Динамика физической готовности дошкольников в свете современной образовательной парадигмы // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 296-297.