ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩИЕ МЕТОДИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРИГИРУЮЩИЕ МЕТОДИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.Антонюк, С.Королев

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина,
Тамбов, Россия

Введение. Первое детство является периодом ускорения ростовых процессов, показана большая сензитивность возрастного диапазона 4-6 лет, выявлено ускоренное развитие координации движений, ловкости и гибкости, в то время как скоростные качества, общая выносливость формируются менее эффективно.

Своеобразность этого возрастного периода состоит в том, что на фоне активных ростовых процессов идет формирование двигательных качеств детей, связанных в первую очередь с моторикой. Следует отметить, что дети этого возраста имеют различную степень биологической зрелости и это ставит дополнительные задачи перед физическим воспитанием дошкольников.

Материалы и методы. Обследовались дети 4-6 лет, всего обследовано около 200 детей. Нами были использованы классические антропометрические методики, для определения уровня физического развития детей; для определения степени развития двигательных качеств мы использовали тесты, адаптированные для детей данного возраста; производилась визуальная оценка осанки; для измерения стопы использовался метод подометрии.

Обсуждение результатов. Показано, что дети 4-6 лет, проживающие в г. Тамбове, имеют некоторые черты акселерации развития, это выражается в несколько больших абсолютных величинах массы и длины тела, по сравнению с должными величинами этих показателей для детей данного возраста. У девочек 5 и 6 лет несколько больше масса общего жира. Нами выявлено, что около 30% детей имеют различные виды нарушения осанки, в основном это сутуловатость, ассиметрия пояса верхних конечностей, крыловидные лопатки. Все эти нарушения, на наш взгляд, связаны, со слабостью мышечного корсета и, в частности, мышц разгибателей туловища. В тоже время, количество детей, имеющих сколиозы не большое. Выявлено также недостаточное развитие функций нижних конечностей; это проявляется, в первую очередь, в степени сформированности стопы и подвижности в тазобедренных суставах. Около 45% детей 4-6 лет имеют продольное плоскостопие различных степеней; 4-летние дети-61%; 5-летние-44%; 6-летние-34%. И хотя недосформированность свода стопы в этом периоде рассматривается как возрастная особенность, уровень плоскостопия очень высок.

На наш взгляд, для детей этого возраста наряду с традиционными физкультурными методиками необходимо включение в учебно-воспитательный процесс специальных оздоровительных методик, направленных на коррекцию развития опорно-двигательного аппарата детей, и, на воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Дефекты осанки приводят, как правило, к недостаточной подвижности грудной клетки и диафрагмы, к снижению рессорной функции позвоночника, уменьшению колебания внутригрудного и внутрибрюшного давления, что отрицательно сказывается, на деятельности ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, на работе органов пищеварения. В целом, использование специальных оздоровительных методик в физическом воспитании детей 4-6 лет способствует реализации наследственной программы, росту, развитию и укреплению здоровья детей.

Анализ различных методик, используемых в физическом воспитании дошкольников позволил нам выявил уровень их результативности. Наименьший эффект воздействия, на наш взгляд, достигается в результате переноса на детей 4-6 лет приемов спортивно-тренировочного воздействия т.е. насильственного стимулирования моторного развития детей этого возраста. Использование методик, представляющих собой уменьшенный вариант школьных методик физического воспитания, также не показал высокой эффективности. Традиционный подход в физическом воспитании дошкольников имеет ряд слабых сторон и, в первую очередь, он не учитывает степень биологической зрелости детей одного возраста. Использование "чистых" методик лечебной физкультуры оказалось неэффективным в силу низкой эмоциональной мотивации физических упражнений. Высокую эффективность показали комбинированные методики, включающие в себя, наряду с традиционными подходами к физическому воспитанию детей дошкольного возраста оздоровительные или корригирующие методы воздействия на организм детей. Особенность этих методик состоит также в их высоком избирательном воздействии. Прекрасно зарекомендовали себя оздоровительные методики с использованием эластичных мячей различного диаметра и конфигурации, а также применение массажных мячей различного диаметра. Упражнения на мячах способствуют, прежде всего, улучшению функции координации, равновесия и двигательного контроля, а так же укреплению и расслаблению различных мышц. Комплексы оздоровительных упражнений с использованием эластичных мячей оказывают большое влияние на коррекцию функции позвоночника, способствуют его нормальному формированию, и в частности формированию его биологических изгибов. Эти комплексы в наибольшей степени учитывают индивидуальную морфологию ребенка, занятия проводятся в игровой форме и имеют высокую положительную эмоциональную окраску.

Резюме. При выборе методик физического воспитания детей 4-6 лет необходимо учитывать индивидуальный уровень физического развития детей и практиковать использование группового метода занятий. В занятия необходимо включать элементы оздоровительной и лечебной физкультуры, которые оказывают локальное воздействие на звенья опорно-двигательного аппарата (позвоночника, кисть, стопу, мышечный корсет). Использовать упражнения оздоровительной физкультуры не только на специальных физкультурных занятиях, но и в течении всего учебного дня детей.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Антонюк, С. Оздоровительно-корригирующие методики в физическом воспитании детей дошкольного возраста / Антонюк С., Королев С. // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 1. - С. 305-306.