Ритм + пластика

Ритм + пластика *

Т. С. Лисицкая (Россия)

Мне довольно часто приходится выступать с лекциями о ритмической гимнастике, и почти всегда слушатели задают один и тот же вопрос: "А надолго ли ритмическая гимнастика? Что это - мода, временное увлечение или серьезная система физического воспитания?"

Наш век возродил массовость физической культуры и спорта. Причем этот процесс идет по нарастающей, поэтому есть основания предполагать, что ритмическая гимнастика, или, как ее часто называют, аэробика, вовсе не временное, а закономерное явление, которое в дальнейшем, возможно, примет несколько иную форму, обновит содержание. Сегодня ритмическая гимнастика завоевала симпатии людей на всем земном шаре, привлекла к систематическим занятиям миллионы людей, даря им радость и здоровье.

В чем же секрет такой популярности ритмической гимнастики, в особенности у женщин? Ритмическая гимнастика:

- развивает силу и гибкость;

- улучшает телосложение, делая человека стройным и подтянутым;

- создает ощущение физического и психического расслабления;

- улучшает координацию движений;

- развивает чувство ритма;

- способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений;

- повышает физическую работоспособность;

- позволяет более успешно совершенствоваться в других видах спорта;

- обогащает знания о спорте и спортивном отдыхе;

- прививает навыки психорегуляции.

У ритмической гимнастики есть и уязвимые места - возможность негативного влияния на организм занимающихся вследствие ошибок в методике занятий, дозировании нагрузок.

Сейчас уже очевидно, что, если мы хотим, чтобы популярность ритмической гимнастики не снизилась, нужно постоянно заботиться о содержании программы занятий и о музыкальном сопровождении. Это серьезная задача для научных работников и практиков в области физической культуры.

В данной книге, не пытаясь дать исчерпывающую характеристику ритмической гимнастики, я старалась более или менее полно изложить специфику этого вида гимнастики, выявить ее истоки., определить различные формы, содержание и методику.

В тексте по возможности указаны основные первоисточники, так что специалисты при желании смогут углубить свои знания по затронутым в книге вопросам.

Выражаю свою признательность преподавателям и сотрудникам ГЦОЛИФКа Г.В. Буниной, С.С. Дарской, М.П. Ивлеву, А.К. Москатовой, М.Ю. Ростовцевой, Е.А. Ширковцу за помощь в выполнении исследований, описанных в книге.

Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика возникла в 80 -ые гг. нашего столетия и что пионером ее была известная американская киноактриса Джейн Фонда, хотя ее заслуга в популяризации и развитии аэробики для широких слоев населения во всем мире несомненна.

Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.

Но пройдут еще столетия, прежде чем люди вновь обратятся к физической культуре. С развитием цивилизации, научно-технического прогресса, с угрозой человечеству гиподинамии на рубеже XIX - XX веков формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, сокольская гимнастика, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова и др.

Однако в этих системах не уделялось особого внимания женщинам. Они выполняли те же упражнения, что и мужчины, без учета их физиологических особенностей. И лишь в 20 - 30-х годах нашего столетия Женевьевой Стеббинс и ее последовательницей Бесс Менсендик под влиянием шведской функциональной гимнастики и системы Ж. Демени были разработаны методы, позволяющие воспитать хорошую осанку, красивую походку, выразительные движения у женщин.

Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике - ритмопластического.

В частности, теория выразительного двигательного навыка легла в основу гимнастики Л.Н. Алексеевой. Она окончила одну из студий, в большом количестве возникших в России в начале века, а именно: Московские классы пластики. В ее системе "гармонической гимнастики" уделялось большое внимание этюдной работе, импровизации, спортивно-танцевальным постановкам под классическую музыку, пантомиме и танцу.

Среди явлений, вызвавших повышенный интерес не только к балету, пантомиме, но и к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, нельзя не упомянуть искусство Айсейдоры Дункан. Особенность искусства этой знаменитой танцовщицы заключалась в возрождении классического античного танца, построенного по законам свободной пластики, введение пантомимического элемента в танец, движений и принципов джазового танца, который вместе с джазовой музыкой завоевал весь мир. Ее совершенно новые для этого времени принципы пластической выразительности были сенсацией в Европе. Айсейдора Дункан оказала значительное влияние на формирование ритмопластического направления, из которого затем и оформились современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и ритмическая гимнастика как массовые форм физической культуры.

Повышенный интерес к гимнастике был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом в 1910 г. в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена. Именно им впервые был введен термин "ритмическая гимнастика". Система ритмической гимнастики предназначалась для развития у музыкантов слуха и чувства ритма. Однако попутно оказалось, что она весьма пригодна и как средство физического воспитания. Органическое сочетание музыки и движений - основа метода Ж. Далькроза.

Существовавшие в России спортивно-танцевальные студии были одобрены и поддержаны в первые же годы Советской власти.

В обращении Государственной комиссии по народному просвещению (16 апреля 1918 г.), опубликованном в "Известиях" Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, указывалось, в частности, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших средств физического воспитания детей. По распоряжению А.В. Луначарского была организована Студия пластического движения, руководила которой З.Д. Вербова.

Именно в спортивно-танцевальных студиях зародилась современная художественная гимнастика. А в области массовой гимнастики в 30-50е гг. вновь превалирует несколько модернизированная, усложненная сокольская гимнастика с ее жесткими, прямолинейными линиями, искусственными формами. Именно такой стиль гимнастики пропагандировался по радио (первая передача в СССР проведена еще в 1929 г.), был введен на производстве (с 1930 г.). Однако в эти же годы продолжают существовать и развиваться различные стили естественной и ритмопластической гимнастики. Продолжают работать студии Л.Н. Алексеевой и ее последовательниц, хотя их и подвергают критике за излишнее увлечение театрализацией, импровизацией в занятиях.

После выхода книги Моники Бекман "Джаз-гимнастика" в Стокгольме в 1971 г., а затем в Штутгарте в 1975 г., возродилось увлечение танцами как средством физического воспитания. Джаз-гимнастика быстро завоевала популярность в Англии, Франции, Дании, ЧССР, ГДР. По сути своей джаз-гимнастика представляет собой методическую разновидность ритмической гимнастики. Основным средством джаз-гимнастики является джазовый танец. Вот почему даже краткий очерк его истории нам кажется своевременным и необходимым.

Джазовый танец, как один из ведущих жанров джаза, сложился в США на рубеже XIX и XX вв. На основе синтеза европейской и африканской культур. Из примитивных африканских танцев джазовый танец унаследовал два основных признака - полицентрику и изоляцию. Если европейский способ танца (классического, бального) требует от танцора централизованного контроля за телом, позволяющего точно выполнять вращения, удерживать позное равновесие, то при африканском способе, наоборот, движения как будто координируются в разных двигательных центрах, что приводит к независимым друг от друга движениям различных частей тела, часто различных по скорости, аритмичных, с разной амплитудой.

Этот двигательный принцип, характерный для джазового движения, называется полицентрикой. Сочетание независимых изолированных движений отдельных звеньев тела и их взаимная специфическая координация являются предпосылкой полицентрики. Двигательными центрами в джазовом движении являются голова, плечи, руки, грудная клетка, таз и ноги.

Во многих современных направлениях наблюдается синтез техники архаичных негритянских танцев с европейской, который выражается в изолированном движении различных частей тела одновременно с контролем за всем телом.

Следующими признаками джазового танца являются мультипликация и оппозиция. Мультипликация обозначает разложение одного простого движения внутри одной ритмической единицы. Типичным примером являются различные виды джазовой ходьбы, при которой вес переносится постепенно, в большинстве случаев с акцентом на неударную долю такта - синкопированную.

Оппозиция означает положение или противодвижение той части тела, которая требует движения другой части. Например, грудная клетка движется в одном направлении, к тазу, голова в обратном направлении, к грудной клетке. Об оппозиции говорят при обозначении такого положения частей тела, которые специально нарушают прямую линию.

С начала 20-х гг. джазовый танец развивается по двум направлениям: как танец бальный и как сценический.

С проникновением джаз-танца на сцену повысились требования к технической подготовленности актеров, что, в свою очередь, привело к разработке системы джазовой танцевальной подготовки. В 1915 г. в США Р. Денис и Т. Шейн основали школу, в которой обучали современному танцу. Из выпускников этой школы большую известность приобрела Марта Грэхм. Ее заслуга заключается в создании синтезированной техники современного танца, объединившей моноцентрический принцип европейских танцев с принципом изоляции. Вместе со своей труппой М. Грехэм в 50 - 60 гг. совершает успешную поездку по всему миру, повлиявшую на современную хореографию. Она имела много последователей, и ее система оказала большое влияние на классический танец, современный модерн-танец, пантомиму, а также на гимнастические системы, в частности на модерн-гимнастику, джаз-гимнастику.

Проанализировав особенности и становление джазового танца, мы вплотную подошли к пониманию ритмопластической танцевальной гимнастики и ее различных стилевых решений, таких как джаз-гимнастика, диско-гимнастика, аэробические танцы и др. Цель джаз- гимнастики - устранить недостатки телосложения, осанки, повысить функциональные возможности организма, улучшить способности к восприятию музыки и двигательному ее выражению, воспитать танцевальность, грациозность.

Основными характерными чертами джаз-гимнастики, по определению одного из ведущих специалистов Чехословакии Р. Смоли-ка, являются:

- высокая плотность занятий за счет использования показа и минимальной затраты времени на объяснение;

- использование средств из области искусства в модифицированной форме, позволяющей решать задачи физического воспитания;

- сочетание движений с музыкой;

- коллективный методический подход;

- несоревновательная направленность занятий, основная задача - достижение и поддержание оптимального функционального развития занимающихся.

Как и многие другие специалисты (К. Шаберт, У. Фишер-Мюнстерман, Ж. Нрока), он отмечает, что не все упражнения в сопровождении джазовой музыки можно считать джаз-гимнастикой. Они должны отражать содержание музыки и иметь соответствующую лексику, окраску, т.е. должны быть построены на пластике современных, в первую очередь джазовых движений, для которых характерна пространственная и ритмическая независимость движений отдельных частей тела.

Ну вот мы и подошли еще к одной сенсации нашего времени - к аэробике. Что таится за столь интригующим и, надо сказать, броским словом, не сходящим долгое время со страниц газет, журналов, телевизионных передач, постоянно звучащим в устах многих людей во всем мире?

Впервые этот термин был введен доктором Кеннетом Купером, известным американским специалистом в области массовой физической культуры.

Свою оздоровительную систему физических упражнений для всех возрастов, которая, кстати, в первозданном виде создавалась для военных, а потом была перенесена на широкие массы, он назвал "аэробикой" (от слова "аэробный" - "кислородный").

В предисловии к книге Купера "Новая аэробика" профессор А. Коробков четко определил ее достоинства и практически предсказал аэробную гимнастику:

"Аэробика - это звучит как некий новый вид спорта по аналогии с гимнастикой или атлетикой. Не будучи специалистом в лингвистике, я не стану вдаваться в вопрос о целесообразности такого словообразования. Замечу лишь, что, с точки зрения медика, это слово достаточно емко и точно отражает сущность оздоровительных тренировок. Ведь каждому человеку прежде всего необходимы упражнения аэробного характера, развивающие способность организма к усвоению кислорода. В этом процессе ведущую роль играют системы кровообращения, дыхания и тканевого обмена. Именно аэробный характер таких упражнений, как бег, плавание, лыжи, придает им особую оздоровительную ценность...."

Пройдет еще несколько лет, и Купер в своей новой книге -"Аэробика полезна всем" - расширит диапазон средств и включит в нее гимнастическую аэробику. Но не будем забегать вперед, сохраним хронологию.

Итак, в середине 70-х годов аэробика Купера стала популярна не только у себя на родине, но и в Европе. В эти же годы основная идея Купера была подхвачена его соотечественницей Д. Соренсен и внедрена в область танцевальной гимнастики. В то время как джаз-гимнастика завоевывает популярность в Европе, в США бурно развивается аналогичное направление под названием "аэробические танцы", "аэробная гимнастика", "гимнастическая аэробика" и др. Не последнюю роль в популяризации сыграла и коммерциализация этой системы.

На арену массовой физкультуры выходят не только специалисты в этой области, но и известные актрисы: американская кинозвезда Джейн Фонда, ее соотечественница и коллега Синди Ромм, киноактриса Марлен Шарель и др. Высокое актерское мастерство ведущих телевизионные передачи, их двигательная культура способствовали популяризации аэробики.

Один из известных специалистов гимнастики 30 - 40 гг. Г. Зурен писал: "Всякая хорошая система ритмической гимнастики должна быть построена на функциональной, анатомической гимнастике". И дальше: " Мы хотим и должны присоединить к нашим физическим упражнениям также и душевную радость".

Именно эти требования и соблюдены в аэробике. Аэробика, также как и джаз-гимнастика, по разному называется в различных странах и даже клубах. Это и тонизирующая гимнастика, и аэробная гимнастика, поп гимнастика и т.п. Все эти направления, незначительно различающиеся между собой, по сути - атлетическая форма ритмической гимнастики. Недаром Д.Фонда и С. Ромм рекомендуют применять отягощения и гантели (женщинам от 0,5 до 2,5 кг).

В связи с созданием и разработкой системы ритмической гимнастики следует упомянуть еще одно имя. Это Карл Орф. Его система детской гимнастики направлена на одновременное развитие физических качеств и, с помощью игрового подхода, творческих способностей. В системе Орфа прослеживается тенденция к интеллектуализации занятий.

В ритмической гимнастике заметно также влияние восточной системы физических упражнений, особенно гимнастики йогов.

Гимнастическая система Йогов была в свое время высоко оценена И.М. Саркизовым-Серазини, а позже и академиком П.К. Анохиным. Она нашла широкое применение в так называемой психофизической гимнастике, позволяющей резко повысить оздоровительный эффект от физических упражнений за счет включения мощных резервов психики. Приоритет в разработке системы психофизической тренировки принадлежит Каролису Динейке - "волшебнику из Друскининкая".

Многие элементы гимнастики Йогов широко применяются в ритмической гимнастике, главным образом в заключительной части занятий для снятия возбуждения и усиления оздоровительного эффекта.

Среди оздоровительных направлений гимнастики, успешно культивируемых в нашей стране среди молодежи, заслуживает особого внимания система, разработанная в Эстонии Э. Идла, X. Тидриксаар, Э. Куду и Л. Яансон-Мартис. Она является по сути своей простейшей художественной гимнастикой, вошедшей в нашу систему физического воспитания под названием "женская гимнастика". Само название определяет ее целевое назначение. Истоками женской гимнастики являются системы Дельсарта,Далькроза, Алексеевой, а также научно-методические основы художественной гимнастики со спортивной направленностью.

По определению Э.А. Куду и Л. О. Яасон-Мартис, женская гимнастика - "это художественная гимнастика, но без спортивной направленности и больших нагрузок, проводимая в общеобразовательных оздоровительных целях".

Несколько иного направления в женской гимнастике придерживается С.В. Крамина из Москвы. В ее системе прослеживается большее увлечение современной музыкой и танцами.

Эти школы также обогатили палитру средств ритмической гимнастики, расширили возможности ее за счет предметов, специфических элементов (разновидностей ходьбы, бега, волн и взмахов руками, туловищем),упражнений на расслабление. В свою очередь, они шире стали применять элементы джазовой гимнастики, мюзик-холла.

Таким образом, современное ритмопластическое направление в гимнастике - это уникальный сплав существовавших гимнастических систем. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте европейских гимнастических школ зародилось и выросло здание современной ритмопластической гимнастики, хотя она и впитала в себя элементы восточной физкультуры, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев.


* Раздел из книги: Т.С. Лисицкая. Ритм + пластика. - М.: ФиС, 1987, с. 11-17. 85


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Лисицкая, Т.С. Ритм + пластика // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 5. - С. 85-93.