НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

НОВЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Н.В.Кудрявцева,
кафедра философии и социологии

Для последних десятилетий характерно осознание учеными и специалистами двух важных фактов, касающихся физкультурно-спортивной деятельности и ее значения для детей и молодежи. С одной стороны, на основе проведенных теоретических исследований, обобщения практического опыта все больше осознается тот факт, что в этой деятельности заложены огромные возможности для достижения разнообразных социально-культурных и личностных целей применительно к различным группам населения, особенно для детей и молодежи. Активная физкультурно-спортивная деятельность дает человеку возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д. С другой стороны, многочисленные социологические и педагогические исследования, проведенные в разное время и в разных странах показывают, что огромный гуманистический потенциал занятий физической культурой и спортом используется недостаточно полно и эффективно, а иногда они приводят и к весьма негативным последствиям, содействуют развитию нежелательных качеств личности, таких как агрессивность, эгоизм и др.

На основе этого все более четко осознается факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, более эффективными.

Исходя из указанных выше соображений, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы с подрастающим поколением, разрабатываются и внедряются в практику соответствующие проекты и программы.

К сожалению, в нашей стране слабо изучается и обобщается та инновационная деятельность, которая осуществляется в сфере физической культуры и спорта. Не проводится сравнительный анализ разнообразных отечественных и зарубежных программ и проектов, их содержания , направленности, результатов использования. Это приводит к неоправданному дублированию в теоретической и практической работе, суживает возможную область применения данных программ и проектов, не позволяет использовать уже накопленный опыт их разработки и использования, снижает их эффективность.

Изучение новых форм физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, обобщение практического опыта такой работы имеет особо важное значение для нашей страны в настоящее время, поскольку на повестку дня поставлен вопрос о существенной перестройке с учетом современных требований всей системы образования детей и молодежи, включая процесс физического воспитания и физкультурно-спортивную работу. Для повышения эффективности этой работы крайне важно учитывать и использовать те инновационные программы, которые уже разработаны и успешно применяются на практике специалистами в других странах.

В рамках инновационной деятельности по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью существенный интерес представляют прежде всего проекты и программы коренной перестройки всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью В первую очередь, речь идет о перестройке всей физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются : усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности, превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию , демократизация в отношениях преподавателя с учениками и т.д.

Анализ проектов и программ формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи показал, что редко встречаются конкретные проекты и программы, научно обоснованные технологии формирования здорового образа жизни и физической культуры детей и молодежи в целом. Обычно они затрагивают лишь какие-то отдельные стороны, аспекты данного сложного процесса.

В последние годы внимание ученых и специалистов привлекает проблема повышения уровня знаний детей и молодежи не только в области физической культуры и здорового образа жизни, но и с точки зрения ценности, значимости физкультурно-спортивной деятельности. Особенно важное значение в решении этой проблемы придается повышению уровня знаний детей и молодежи об олимпийском движении, идеалах и ценностях олимпизма, в частности, образовательным программам "Фэйр плэй", которые, как правило, являются элементами более широких программ олимпийского образования.

Для современного этапа развития физической культуры и спорта характерны интенсивные поиски и попытки внедрения в практику новых форм организации спортивных игр и соревнований для детей и молодежи, обладающих высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным потенциалом. Одна из таких новаций - введение определенных форм поощрения не только для победителей спортивных игр и соревнований, но и для участников, демонстрирующих подлинно рыцарское поведение в соответствии с принципами "Фэйр плэй".

Особый интерес с точки зрения формирования новой модели спортивных игр и соревнований представляют попытки не просто поощрения

высоконравственных поступков юных спортсменов, но и учета их поведения при выявлении победителей соревнований.

К числу важных направлений работы, ориентированной на формирование новой модели спортивных игр и соревнований, следует отнести приспособление, адаптацию обычных правил этих игр к определенным условиям, возрасту и подготовленности участников, специфическим задачам и т.п. К направлению деятельности по модификации традиционных игр и соревнований тесно примыкает работа по развитию так называемых "новых игр" ("творческие игры", "игры доверия", "кооперативные игры" и др.).

Предпринимаются и практические шаги по укреплению связи спорта с искусством, их сближению при организации спортивных соревнований и игр. Важное значение в этом направлении имеют спортивно-музыкальные программы, театрализованные представления.

Некоторые модели спортивных игр и соревнований основаны на идее повышения роли спорта в экологическом воспитании детей и молодежи.

Рассмотренные инновационные подходы, программы построения новых моделей организации и проведения спортивных соревнований и игр для детей и молодежи, несмотря на свои различия, не исключают, а дополняют друг друга, и в принципе могут быть определенным образом интегрированы, объединены в единое целое.

Наиболее интересная и научно-обоснованная попытка такой интеграции предпринята в рамках проекта "СпАрт". Важнейшей составной частью этого проекта является новая модель организации и проведения игр, соревнований, турниров под названием "Спартианские Игры". Одно из главных отличий этой программы - ее комплексный характер, объединение спорта с искусством и с другими видами творческой деятельности, причем как в применявшихся ранее, так и в совершенно новых формах их интеграции.

В рамках проекта "СпАрт" разработана и реализуется новая комплексная программа создания клубов для детей и молодежи. Цель Спартианского клуба - организация спартианского обучения , общения членов клуба, оказание помощи в подготовке к Спартианским играм. Индивидуальная программа самосовершенствования каждого члена клуба вносится в спартианский паспорт, в котором фиксируются достижения по следующим показателям : сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, развитие художественных способностей в одной из сфер искусства (пение, музыка, изобразительное искусство, литературное творчество и т.п.) или в каких-то других областях духовно-творческой деятельности ( наука, техника и т.п.), развитие психических (память, интеллект и т.п.) или каких-то других способностей : коммуникативных, биоэнергетических и т.д.

Таковы, на наш взгляд, основные направления и программы инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, призванные преодолеть имеющиеся проблемы и трудности в решении основных задач физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью.

Как показывает анализ, задачи физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью весьма многообразны, однако, две из них являются , по-видимому основными. Это , во-первых, приобщение подрастающего поколения к активным занятиям физической культурой и спортом, и, во-вторых, максимально полное и эффективное использование гуманистического, социально-культурного потенциала физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ выявляет целый ряд проблем и трудностей в решении этих задач, которые требуют совершенствования всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, поиска новых, нетрадиционных подходов к ее организации.

Одна из основных причин физкультурно-спортивной пассивности детей и молодежи заключается в том, что физкультурно-спортивные занятия являются для них менее привлекательными и значимыми , чем другие формы проведения досуга. Во многом это связано с тем, что на привлекательность этой деятельности в глазах молодых людей существенное влияние оказывает сложившийся стереотип общественного сознания - представление о том, что вся ценность занятий физическими упражнениями и спортом сводится лишь к их воздействию на здоровье и физическое развитие человека, мнение о негативном влиянии спорта на духовно-нравственную культуру.

Однобокость системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью проявляется в том, что на уроках физкультуры, физкультурно-спортивных занятиях основное внимание обычно уделяется лишь физическому воспитанию занимающихся . Занятия физической культурой и спортом редко используются для формирования и совершенствования творческих, эстетических и других духовных способностей человека, его нравственной, коммуникативной, экологической культуры.

Односторонность сложившейся системы физкультурно-спортивной работы заключается и в том, что при организации спортивных соревнований, и не только в рамках спорта высших достижений, но и массового спорта, как правило , используется лишь одна модель. Она предусматривает : конкуренцию, соперничество спортсменов друг с другом , выявление победителей и побежденных, поощрение наградами те, кто показывает высокие результаты в определенном виде спорта, добивается победы, разделение спортсменов на группы в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовки и спортивного мастерства и т.д. Эта модель спорта чаще всего применяемая на практике, порождает негативные явления, связанные с ориентацией на победу любой ценой (даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов, проявления насилия, агрессивности и т.д.).

Немаловажное значение имеет и тот факт, что формы работы , сложившиеся в рамках современной социально-педагогической системы предполагают активное включение человека либо в занятия физической культурой и спортом, либо в какие-то виды духовной деятельности - искусство (занятия музыкой, живописью и т.п.), науку, творчество и т.д. Вследствие этого , физкультурно-спортивная деятельность, искусство и другие виды духовно-творческой деятельности, способные органично дополнить друг друга в системе социально-педагогического воздействия на человека, оказываются оторванными, изолированными друг от друга.

Существенным тормозом на пути полного и эффективного использования гуманистического потенциала физкультурно-спортивной деятельности является также низкий уровень знаний детей и молодежи в области физической культуры, спорта и олимпизма. Во многом это связано с недостатками в организации специалистами в области физкультурно-спортивной работы информационной и пропагандистско-разъяснительной работы.

Таковы основные проблемы и трудности в приобщении детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а также в реализации гуманистического , культурного потенциала физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, остро ставящие вопрос о необходимости ее совершенствования, поиска новых форм и методов ее организации.

В рамках инновационной деятельности по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью существенный интерес представляют прежде всего проекты и программы коренной перестройки всей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью. В первую очередь, речь идет о перестройке всей физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в соответствии с принципами гуманистической педагогики и психологии. Важнейшими из этих принципов являются : усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности, превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию , демократизацию в отношениях преподавателя с учениками и т.д.

К числу наиболее перспективных направлений в совершенствовании организации физического воспитания детей и молодежи относят и свободу выбора занимающимися форм занятий (в т.ч. и регламентированных учебных).

Спартианского клуба - организация спартианского обучения , общения членов клуба, оказание помощи в подготовке к Спартианским играм. Индивидуальная программа самосовершенствования каждого члена клуба вносится в спартианский паспорт, в котором фиксируются достижения по следующим показателям : сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, развитие художественных способностей в одной из сфер искусства (пение, музыка, изобразительное искусство, литературное творчество и т.п.) или в каких-то других областях духовно-творческой деятельности ( наука, техника и т.п.), развитие психических (память, интеллект и т.п.) или каких-то других способностей : коммуникативных, биоэнергетических и т.д.

Таковы основные направления и программы инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, призванные преодолеть имеющиеся проблемы и трудности в решении основных задач физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью.

Однако , проведенный нами опрос специалистов в области физической культуры ( учителя физической культуры, преподаватели физического воспитания, организаторы физкультурно-спортивной работы ) показал, что они крайне слабо информированы о путях совершенствования физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью и направленной на это инновационной деятельности.

В ходе опроса решались две основные задачи : выяснить мнение специалистов о современном состоянии физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью, наиболее важных недостатках и первоочередных мерах по совершенствованию этой работы и определить уровень информированности экспертов об инновационных формах этой работы.

Обобщая социологическую информацию , полученную в ходе опроса, можно сказать, что большая часть респондентов считает не соответствующими современным требованиям те цели и задачи, которые, как правило, ставятся и решаются в ходе физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью. Ответ "в основном не соответствуют современным требованиям" дали 59,7% респондентов. Невысока оценка респондентами эффективности тех методов и организационных форм, которые используются на практике. В целом , негативную оценку эффективности физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью дали 77,3% опрошенных. Еще более низкую оценку со стороны специалистов получили результаты осуществляемой в настоящее время физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью. Ни один из опрошенных не оценил результаты физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью как удовлетворяющие современным требованиям.

Среди первоочередных задач по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью , помимо решения материально-технических и финансовых проблем, специалисты назвали : увеличение количества обязательных занятий в учебное и внеучебное время ( 66, 8% опрошенных), совершенствование методик физкультурно-спортивной работы (42,8% ), улучшение подготовки кадров ( 22,7% ).

Опрос выявил очень низкий уровень информированности опрошенных специалистов о новых отечественных и зарубежных программах физического воспитания детей и молодежи, новых формах физкультурно-спортивной работы с ними. На вопрос об этих знаниях ответ "практически не знаю" дали 79,2% респондентов, " знаю, но не в полной мере" - 20,8% опрошенных.

При этом, на практике используют свои знания о новых формах и методиках только 15,6 % респондентов, а 84,4 % - используют лишь традиционные формы физкультурно-спортивной работы.

Как следствие этого , эксперты единодушно признали необходимость расширения у специалистов в области физической культуры и спорта ( в ходе их подготовки и переподготовки ) знаний о новых отечественных и зарубежных методиках, проектах и программах физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью.

Таким образом, учитывая проблемы и недостатки существующей системы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью , приоритетными должны быть признаны следующие проекты и программы : переосмысления всей "идеологии" ( целей, задач, содержания и т.д. ) физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью с учетом современных условий и требований общественного развития, формирования здорового образа жизни и физической культуры личности, а также олимпийского образования детей и молодежи, разработки и внедрения в практику новых моделей организации спортивных игр и соревнований , а также новых организационных форм физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью.

При разработке инновационных проектов и программ формирования здорового образа жизни и физической культуры основное внимание уделяется выявлению путей повышения физкультурной грамотности детей и молодежи. Вместе с тем, начата разработка и внедрение в практику таких проектов и программ , которые предусматривают целостное решение проблемы формирования у них здорового образа жизни и физической культуры личности.

Для практического решения этой задачи разработаны и реализуются на практике инновационные проекты и программы олимпийского воспитания и образования детей и молодежи, которые предусматривают ознакомление детей и молодежи с историей Олимпийских игр, идеалами и ценностями олимпизма, разъяснение и пропаганду принципов "Фэйр плэй".

Проблемы и негативные явления, связанные с использованием традиционной модели организации спортивных соревнований в работе с детьми и молодежью, побуждают искать и внедрять в практику такие новые модели спортивных игр и соревнований, которые обладают более высоким гуманистическим , культурным, духовно-нравственным потенциалом.

Заслуживают внимания следующие направления этой инновационной деятельности : введение определенных форм поощрения не только для победителей соревнований, но и для тех участников , кто демонстрирует поведение в соответствии с принципами "Фэйр плэй", изменение системы определения победителей соревнований, смещение акцента на выявление победителей в командных , а не в индивидуальных соревнованиях, адаптация обычных правил игр и соревнований к условиям, возрасту и подготовленности участников, организация так называемых "кооперативных" и "новых" игр, использование различных тестов физической подготовленности, интеграция спорта с искусством при организации и проведении спортивных игр и соревнований, связывание их с задачами экологического воспитания детей и молодежи ( "Экоспорт").

Эти различные программы не исключают , а дополняют друг друга, и в принципе могут быть определенным образом интегрированы. Наиболее интересная и научно обоснованная попытка такой интеграции предпринята в рамках проекта "СпАрт".

Инновации в организации физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью предусматривают определенные изменения учебных программ, а также новые формы внеучебной работы.

Решение всех указанных проблем невозможно без внесения изменений в систему подготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта. Для повышения уровня информированности специалистов о новых формах и методах физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, целесообразно внести соответствующие изменения в учебные программы, издать методические пособия и т.д.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кудрявцева, Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.