ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЖИССЕРА СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ РЕЖИССЕРА СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О.М. Врублевская,
кафедра спортивной режиссуры

Всякий вид художественной деятельности предполагает специфику восприятия окружающей действительности и обработки полученной информации. Художник, очевидно, воспринимает и отражает мир в линиях, красках, соотношениях цветовых пятен, архитектор - в объемах и их перетекании, композитор - в звуках, созвучиях и диссонансах. Режиссер в своем творчестве оперирует действиями актеров. Действие актера на площадке - это единый психофизический процесс достижения намеченной цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Взаимодействие актеров выявляет конфликт устремлений действующих лиц, выливаясь в процессуальную единицу зрелища - событие, свидетелем которого является зритель. События, называемые в спортивно-художественном представлении эпизодами, монтируются режиссером по линии развития социального конфликта, сформировавшего идею постановки. При этом эмоциональное воздействие на зрителя достигается художественной целостностью спортивно-художественного представления (СХП), то есть посредством образа постановки. Собственно, именно наличие образного решения позволяет назвать зрелище произведением искусства.

Таким образом , в процессе обучения студента на отделении Спортивная Режиссура ему нужно помочь выработать конфликтное, событийное восприятие действительности и соответствующее мышление, а также приобрести навыки образного решения СХП. В данной статье будут рассмотрены некоторые пути и основания формирования образного мышления.

Создание образа любого типа представления, спортивно-художественного в том числе, имеет два аспекта. С одной стороны речь идет о целостной совокупности символов, отражающих идею постановки и чувственно воспринимаемой зрителем. С другой - о собственно механизме создания образа, то есть об интимном процессе творчества. В этом смысле образ является продуктом воображения художника. В книгах выдающихся деятелей зрелищных искусств (театра, СХП) о механизме рождения образа постановки, как правило, очень мало информации. Что такое образ, из каких компонентов состоит, какими художественными средствами воплощается, чему служит, - об этом подробно и отчетливо написано К.С.Станиславским, Б.Брехтом, В.Э.Мейерхольдом, Г.А.Товстоноговым , Б.Н.Петровым. Но вот как рождается образ, что является необходимым и достаточным для критической концентрации массы знаний, впечатлений, переживаний, раздумий, чтобы произошел взрыв перехода количества в качество и в душе постановщика спортивно-художественного представления, например, родился образ его постановки Об этом написано мало и вскользь. В.Э.Мейерхольд, один из немногих, кто уделил этому вопросу специальное внимание, беседуя со студентами-выпускниками в июне 1938 года, говорил "Перед каждым художником встает задача разбудить в себе... уснувшее воображение. Разбудить воображение, растормошить фантазию можно после постоянного тренажа" (Мейерхольд В.Э., Статьи, письма, речи, беседы.М.,1968.,с.503). Далее он тезисно излагает четыре "наиболее эффективных" способа развития воображения (четыре упражнения)

- изучение биографий великих людей,

- путешествия,

- изучение произведений искусства,

- чтение композиционно-острой литературы.

При этом Мейерхольд замечает: "Фантазировать просто так нельзя и не нужно. Фантазия должна появиться от чего-то виденного и оттого, что заволновались этим виденным", (там же) - акцентируя, таким образом, наше внимание на трех важнейших составных образного мышления - наблюдение, волнение, воображение.

При наборе студентов на режиссерский курс предполагается, что недостаточная способность к наблюдению - это скорее вопрос тренированности, чем художественной одаренности, показателями которой обычно выступают эмоциональная возбудимость и яркое воображение. То есть способность из частей чего-то бытующего конструировать нечто новое, доселе неизвестное. Если говорить о наблюдательности как об умении подмечать особенности, подробности, характерные черты, то, по-видимому, это действительно вопрос техники. Но если способность к наблюдению рассматривать как способность проникаться жизнью объекта наблюдения - уличного перекрестка, лесной опушки, темы музыкального произведения, души человеческой, - постигать законы этой жизни, то мы выходим на один из глубиннейших показателей способности личности к художественному творчеству - созерцательности. Известный русский философ И.А.Ильин, глубоко занимавшийся вопросами художественного творчества, в своей работе "Талант и творческое созерцание" разводит эти понятия, нагружая их конкретным содержанием. "В художественном (как и во всяком духовном) творчестве человека есть две функции, две способности, которыми люди бывают одарены не в равной мере -способность творческого созерцания и способность легкого и быстрого проявления... На самом деле правильно назвать "талантом" только вторую силу... Наличность таланта определяет не то, что человек говорит, пишет, рисует, компонирует, изображает на сцене, а лишь то как он это делает - ярко, сильно красочно, естественно,... выразительно и "заразительно". Если же к этому прибавляется еще техническое мастерство, сила опыта и умения, - то... "само совершенство". Таким образом талантливость может заслонить самое главное, проявляемое содержание. Талант нуждается не только в школе, в умении, в технике, для того чтобы не быть бессильным и неряшливым в вопросах эстетической материи. Ему необходим еще духовный опыт, творческое созерцание, творческое вынашивание... Согласно этому дар созерцания предполагает в человеке некую повышенную впечатлительность духа способность восторгаться всяческим совершенством и страдать от всяческого несовершенства. Это есть некая обостренная отзывчивость на все подлинно значительное и священное как в вещах, так и в людях. Созерцающий не задерживается взором на поверхности явлений, хотя видит эту поверхность с тем большей зоркостью, остротою и точностью, чем глубже он проникает в их сокровенную сущность, и так он не просто "наблюдает обстоятельства" (быт!), но созерцает сокрытые за ними "обстояния" (бытие!)" (Ильин И.А. Одинокий художник. - М.-Искусство.- 1992.- с. 262-272). Далее в своей статье И.А.Ильин,. ссылаясь на опыт А.С.Пушкина, дает рекомендации по развитию способности к творческому созерцанию стихами Александра Сергеевича

"Учусь удерживать дыханье долгих дум" (Чаадаеву),

"Учуся в истине блаженство находить" (Деревня),

"По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Безмолвно утопать в восторгах умиленья -

Вот счастье! вот права!" (там же).

Как мы могли заметить, видна отчетливая перекличка великого режиссера-практика и русского философа, занимавшегося теоретическими основами художественного творчества, в вопросах вырабатывания образного мышления.

Итак, чтобы сформировать у студента - будущего режиссера спортивных зрелищ, способность к образному решению СХП нужно, по-видимому, выработать тесты на наличие способности к творческому созерцанию, а также ввести на первом- втором курсах практикум по его развитию.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Врублевская, О.М. Пути формирования профессионального мышления режиссера спортивно-художественных представлений // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 3. - С. 112-114.