Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы

Пути совершенствования системы
высшего физкультурного образования
на основе единой федеральной комплексной программы

В.В. Кузин (Россия)

Академии и институты физической культуры, являясь высшими учебными заведениями, в своем роде уникальны, так как позволяют решать проблему воспроизводства человеческого капитала как для нашей сферы, так и в масштабах всего народного хозяйства страны. Это связано с тем, что физкультурные вузы осуществляют подготовку тренерско-педагогических кадров для нужд отрасли, а специфика профессиональной деятельности выпускников направлена на оздоровление нации, повышение жизнестойкости различных групп населения, работающих во всех отраслях народного хозяйства. Это, в частности, достигается и путем развертывания системы спорта для всех.

Политическая ситуация и социально-экономические реформы в нашей стране требуют существенной перестройки, совершенствования всей системы высшего физкультурного образования, и в первую очередь организационной, нормативно-правовой и экономической базы этой системы. Этому вопросу и посвящена данная статьи.

1. Постановка проблемы

По итогам аттестации, которая была проведена в 1994 г., можно выделить две группы вузов физической культуры. В первую группу входят 5 академий, 6 институтов, из которых 3 бывшие филиалы, аттестованные сроком на 5 лет. К ним относятся: Российская, Московская, Санкт-Петербургская, Кубанская, Сибирская и Волгоградская государственные академии физической культуры, Смоленский, Челябинский и другие государственные институты физической культуры. Во вторую группу входят 2 вуза, аттестованные сроком на 3 года. Это Великолукский и Хабаровский институты физической культуры.

Вузы первой группы в целом располагают квалифицированным кадровым потенциалом. Анализ качественного состава научно-педагогических кадров в этих вузах показывает, что за последние 5 лет доля преподавателей, имеющих ученые степени и звания, увеличилась и на момент аттестации составила более 50% от общего количества преподавателей. Наиболее высокие показатели имеют Российская, Санкт-Петербургская, Московская государственные академии физической культуры (соответственно 62,6, 66,5, 65,3%). За последние 5 лет в рассматриваемой группе вузов в среднем почти в 2 раза возросло число специалистов высшей квалификации - докторов наук, профессоров. В то же время в большинстве вузов данной группы обозначилась тенденция старения кадрового потенциала, прежде всего докторов наук, профессоров.

Во второй группе вузов доля преподавателей, имеющих ученые степени или звания, составляет менее половины от общего числа преподавателей: Великолукский государственный институт физической культуры - 33%, Хабаровский государственный институт физической культуры - 45%. Особенно неблагополучна ситуация на кафедрах спортивно-педагогического цикла, где удельный вес преподавателей, имеющих ученую степень или звание, не превышает в среднем 25-30%.

Современной учебно-спортивной базой, которая почти полностью обеспечивает учебно-тренировочный процесс, располагают Российская, Кубанская, Сибирская и Волгоградская государственные академии физической культуры, Великолукский, Воронежский, Чайковский институты физической культуры. Наряду с этим в ряде вузов учебный процесс частично проводится на арендуемых комплексах (стадионах, сооружениях).

Анализ оборудования и вычислительной техники вузов физической культуры показывает, что большинство из них слабо укомплектовано вычислительной техникой, имеется большое число морально устаревших ЭВМ.

Достаточно острой проблемой на момент аттестации оказалась работа по обновлению учебников и учебно-методической литературы. По большинству учебных дисциплин учебная литература не обновляется на протяжении пяти и более лет. Это относится прежде всего к методической литературе, разработанной на кафедрах. Слабо пополняются библиотечные фонды.

Научно-исследовательская работа вузов физической культуры имеет, в большей мере, прикладную направленность и связана с анализом практики процессов физического воспитания. В вузах отрасли действуют девять специализированных советов по защите кандидатских диссертаций и три специализированных совета по защите докторских диссертаций. При девяти вузах работают аспирантуры, где обучается в среднем 500 человек. Несмотря на относительно слабую исследовательско-экспериментальную базу, аспиранты и преподаватели проводят исследования, экспериментальные апробации и внедрение оригинальных форм занятий физическими упражнениями, вносят свой вклад в разработку различных программ физического воспитания. обогащают спорт высших достижений эффективными способами подготовки.

Оценка качества подготовки выпускников вузов физической культуры, результаты госэкзаменов, защиты выпускных квалификационных работ, отзывы предприятий о работе специалистов позволяют сделать вывод, что в целом подготовка выпускников по специальности 022300 - Физическая культура и спорт - удовлетворяет требованиям соответствующей квалификационной характеристики.

Российская государственная академия физической культуры, остро реагируя на потребности и запросы общества, за последние два года открыла новые специализации: физическая реабилитация, физическая культура и спорт инвалидов, спортивная аэробика, музыкально-ритмическая гимнастика, спортивная режиссура, спортивные танцы, спортивный менеджмент, армрестлинг. Заключен договор с Олимпийским комитетом России и Московской государственной юридической академией о подготовке специалистов по спортивному арбитражу. Благодаря совместным усилиям с Санкт-Петербургской академией физической культуры открыта новая специальность "Физическая культура для лиц с отклонениями в состояния здоровья" (адаптивная физическая культура) - 022500. В настоящее время подготовлена документация для открытия новых специальностей "Спортивно-оздоровительный туризм" и "Безопасность личности и предпринимательства".

Следует отметить, что корректировка подготовки специалистов по физической культуре осуществляется во многих вузах путем простого дополнения числа преподаваемых дисциплин и, как правило, носит "запаздывающий" характер. Формирование содержания образования преимущественно "от практики" может быть приемлемо для стабильного общества с устоявшимися профессиональными традициями и сложившимся социальным порядком. Следовательно, этот подход явно не отвечает потребностям общества и государства, которые находятся в состоянии реформирования.

Потребность в кадровом обеспечении отрасли сохраняется и даже увеличивается. Научно-педагогический потенциал, задействованный в академиях и институтах физической культуры, позволяет решать новые задачи, возникающие в связи с проведением социально-экономических реформ в стране. Однако государство не может полностью обеспечить нормальное функционирование вузов. Сложившаяся ситуация требует формирования финансово-хозяйственного механизма функционирования вузов на принципах смешанной экономики, что является характерной чертой функционирования социально-культурного комплекса наиболее развитых в рыночном отношении зарубежных стран.

Все это вызывает необходимость разработки принципиально новых теоретических, методологических и организационных основ совершенствования системы образования по физической культуре в стране на основе единой федеральной комплексной программы. Подобные программы разработаны по различным системам образования.

Целью создания и реализации Программы развития системы образования по физической культуре является формирование единой федеральной системы образования в России, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных профессионалов, способных проводить необходимые преобразования в соответствии с социокультурной ролью специалиста нашей отрасли в изменяющемся обществе.

2. Пути решения проблемы

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- придать специалисту по физической культуре статус социального работника;

- интенсифицировать развитие науки по физической культуре на основе удовлетворения новых общественных и личных потребностей;

- создать систему федеральных учебно-методических центров, разрабатывающих и распространяющих наиболее прогрессивные формы фундаментальной подготовки специалистов широкого профиля;

- создать новые организационные структуры и технологии, обеспечивающие дальнейшее развитие системы образования по физической культуре.

Пути решения этих задач мы видим в следующем.

Совершенствование нормативно-правовой базы

Не дожидаясь принятия федерального закона, следует разрабатывать и принимать законы по нашей отрасли на региональных уровнях.

Такой опыт уже имеется. Например, в Москве принят закон "О физической культуре и спорте", в котором удалось закрепить целый ряд важных положений.

Другой путь связан со сложившейся в последние годы тенденцией неполного финансирования, а также с отсутствием возможности у Госкомитета по физической культуре и туризму как учредителя нести ответственность по обязательствам вузов в соответствии с учредительными договорами. Представляется целесообразным расширить состав учредителей, включив в него других из числа представительных и исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Состав учредителей, доля инвестирования средств в развитие образовательного учреждения должны определяться учредительным договором.

Переход к новому уровню экономического развития
за счет расширения собственной деятельности

Предпосылки перехода к новому уровню экономического развития:

а) вузы физической культуры имеют большие материально-технические возможности для развития предпринимательской деятельности, доход от которой в последние годы приобретает все большее значение;

б) вузы физической культуры обладают большим кадровым потенциалом, способным профессионально разработать и внедрить новую концепцию развития экономической деятельности на более высоком уровне;

в) существующая законодательная база также предусматривает ряд стимулов для развития предпринимательской деятельности:

- льготные расценки за пользование коммунальными услугами;

- ряд налоговых льгот при определении налогооблагаемой базы;

г) Российская государственная академия физической культуры, как пример, уже имеет достаточно развитую инфраструктуру организаций, которые могут решать как отдельные насущные задачи академии, так и задачу вузов отрасли в целом.

К числу таких организаций можно отнести: издательство "Физкультура, образование и наука", фирмы: "СпортАкадемИнформ", СпортАкадемКонсалтинг", "СпортАкадемРеклама", а также такие социально ориентированные организации, как пенсионный фонд "Спорт и здоровье" и некоммерческая ассоциация "Центр социальных инноваций".

Итоги работы подтверждают целесообразность их создания.

Все вышеизложенное определяет объективную необходимость, а также возможность перехода к качественно новому уровню развития образовательного учреждения. Речь идет о создании Государственной корпорации спортивных вузов России, которая позволит оперативно и качественно решать не только приоритетные вопросы государственной политики в области образования, но и вопросы социальной защищенности сотрудников и студентов, укрепления и расширения материально-технической базы вузов.

Предполагаемая структура Государственной корпорации спортивных вузов России выглядит следующим образом:

  • вузы;
  • "СпортАкадемПресс" - отраслевой книжно-журнально-газетный концерн;
  • научно-методический центр;
  • отраслевой информационный центр "СпортАкадемИнформ";
  • консалтинговая компания "СпортАкадемКонсалтинг";
  • рекламное агентство "СпортАкадемРеклама";
  • учебно-образовательный центр по подготовке иностранных специалистов;
  • спортивный клуб "СпортАкадемКлуб";
  • финансово-инвестиционная компания;
  • некоммерческая ассоциация "Центр социальных инноваций";
  • пенсионный фонд "Спорт и здоровье".

Для успешной реализации программы создания корпорации спортивных вузов России необходимо:

- предоставить академии право в пределах имеющихся бюджетных и внебюждетных средств самостоятельно разрабатывать и реализовывать меры по осуществлению деятельности, связанной с получением доходов с целью инвестирования их непосредственно на нужды образовательного процесса;

- предусмотреть систему, согласно которой на организации образовательных учреждений распространяются налоговые льготы учредителя;

- закрепить за образовательным учреждением право перераспределения денежных средств внутри статей бюджетного финансирования (кроме заработной платы и стипендии), а также право использования всех денежных средств по собственному графику, объективно складывающемуся из практической работы.

Перспективы развития РГАФК

По сравнению с периодом 1993-1995 гг. ситуация в РГАФКе, по моему мнению, стабилизировалась, в отличие от ряда регионов страны и государства в целом. Имеющиеся в жизни РГАФКа трудности не мешают систематически и в установленные сроки выплачивать преподавателям и сотрудникам заработную плату (с компенсацией), студентам и аспирантам - стипендии. Практически исключены срывы учебного процесса по "необъективно-объективным" причинам, таким, как отключение электричества, воды, телефонов и т.п. Аудиторный фонд сохранен и поддерживается в состоянии, необходимом для учебного процесса. Приостановлена текучесть профессорско-преподавательского состава.

Сделаны вполне конкретные шаги по обеспечению учебного процесса необходимой учебной и учебно-методической литературой. В соответствии с требованием времени, а также в силу сложившихся научных и методических предпосылок открыта новая специальность и несколько новых специализаций.

Создаются условия для стимулирования научных изысканий студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых.

Несмотря на все вышеизложенное, перед коллективом академии стоят достаточно острые проблемы в сфере обеспечения педагогического процесса на современном уровне, а также на пути создания студентам условий для усвоения научных знаний на уровне мировых стандартов.

Считаю целесообразным не просто констатировать проблемы вуза, но и определить возможные пути их решения.

1. Руководству академии необходимо получить согласие на открытие целого ряда новых специальностей, таких, как:

- допризывная физическая подготовка;

- валеология;

- безопасность личности и предпринимательства;

- экономика и управление на предприятиях физической культуры;

- безопасность жизнедеятельности;

- спортивная психология.

2. Подготовить, а в случае надобности и начать издание учебно-методических материалов для открываемых специальностей, а также для вновь открытой магистратуры по имеющимся специальностям и специализациям.

3. Полностью закончить уже начатую компьютеризацию учебного процесса, а также создание единой компьютерной сети академии и ее выход в Интернет. Для этого нужно увеличить компьютерный парк академии, а также создать условия для дополнительного (если необходимо) обучения преподавателей в области использования компьютерной техники в учебных программах по различным предметам.

4. Создать материальные условия для проведения со студентами практических и лабораторных работ по научным дисциплинам медико-биологического цикла.

5. Для привлечения на кафедры молодых преподавателей и создания условий преемственности поколений в научных школах нужна комплексная программа "студент - магистр - аспирант - преподаватель - стажер-преподаватель".

6. На уже созданной базе следует стремиться к планомерному уменьшению и в результате к сведению на нет дефицита опубликованной научной литературы, а также к созданию профессорско-преподавательскому составу условий для подготовки новой научно-методической литературы с учетом научных достижений и современного развития науки.

7. Создать систему привлечения иностранных абитуриентов к поступлению в академию на контрактной основе, используя современные информационные и рекламные сети (Интернет и другие).

8. Опираясь на уже созданную правовую и организационную базу (ДЮСШ № 28 РГАФКа), организовать отделения по всем возможным в академии (базы, кафедры) видам спорта с привлечением преподавателей, сотрудников, студентов для педагогической деятельности с детьми во внеучебное время на контрактной основе.

9. Продолжить начатые работы и в течение ближайшего года закончить текущий косметический ремонт во всех помещениях академии (требующих ремонта), а также в течение ближайших двух лет провести капитальный ремонт кровли, перекрытий и др.

10. В соответствии с утвержденной Московским градостроительным советом концепцией развития территории академии продолжить строительство жилого комплекса, а также спортивной базы.

11. Контролировать развитие социальных программ для сотрудников и преподавателей академии (скидки при покупке продуктов питания, выдачу талонов на питание, оплату проездных билетов, дополнительные пенсии ветеранам, медицинское обслуживание и др.).

12. Для обеспечения учебно-тренировочного процесса (в зимнее время), а также льготного отдыха преподавателей, сотрудников и членов их семей решить вопрос о загородной базе академии.

13. Для обеспечения информирования в средствах массовой информации о деятельности академии создать четкую программу рекламно-информационной деятельности, а также возродить издание институтской газеты "На старт!"

14. Для успешного проведения 80-летнего юбилея академии в 1998 году создать специальный фонд и составить план юбилейных мероприятий.

Хотелось бы надеяться, что в юбилейном для Российской академии году многие из этих проблем будут успешно разрешены.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Кузин, В.В. Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 8-16.