Олимпийское образование и современные тенденции развития в области политики и идеологии

Олимпийское образование и современные тенденции
развития в области политики и идеологии

В.С. Родиченко, В.И. Столяров (Россия)

В своем приветствии участникам III Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы", проведенной в Санкт-Петербурге в 1992 г., президент МОК Хуан Антонио Самаранч отметил, что современный мир и спорт, который является его важным проявлением, нуждаются в духовности и очень важно продолжать стойко сохранять традиции олимпийского движения, его моральные и воспитательные ценности.

Решению этой задачи призвано содействовать олимпийское образование, целью которого является приобщение детей и молодежи к духовно-нравственным идеалам и ценностям олимпизма. Актуальность развертывания олимпийского образования связана с противоречием между высоким уровнем развития спорта, достигнутым на протяжении нескольких десятилетий, и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования, в частности детей и молодежи.

О необходимости развертывания и активизации олимпийского образования говорится во многих международных официальных документах, принятых в последние годы. Еще в Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой ЮНЕСКО, под которой поставили свои подписи представители почти всех государств-членов ООН, содержится призыв включать в государственные программы социального и культурного развития воспитание молодежи в духе принципов олимпизма. В резолюции 3-й сессии Межправительственного Комитета по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО высказано пожелание ко всем государствам-участникам Комитета "ввести или усилить преподавание олимпийских идеалов в школах и учебных заведениях в соответствии с их собственной системой образования". В Олимпийской хартии специально подчеркивается, что МОК и НОКи должны всемерно содействовать олимпийскому образованию молодежи, пропаганде основополагающих принципов олимпизма, распространению олимпизма в учебных программах по физическому воспитанию и спорту в школах и вузах.

При поддержке президента МОК в 1994 г. был создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании "Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование" (один из авторов этой статьи - член данного комитета). Председателем комитета является член МОК в Канаде Кэрол Энн Летерен, имеющая обширный опыт организации олимпийского образования в своей стране. Многие идеи, разработанные этим комитетом, в составе которого был и представитель России, нашли отражение в национальных системах олимпийского образования, формируемых ныне во многих странах.

Важную роль в активизации олимпийского образования сыграл XI Олимпийский конгресс в Париже в 1994 г. Можно высказать парадоксальную мысль: главной парадигмой Парижского конгресса по сравнению с предыдущими конгрессами, возможно, является олимпийское образование современного общества. Данный конгресс, таким образом, стал подлинной точкой отсчета обновления олимпийского образования. Конгресс разработал современный подход к олимпийскому образованию, который исходит из того, что олимпийское образование важно не только для детей и молодежи. Наоборот, в него должны быть вовлечены все слои населения. Вот что сказал по этому поводу на Конгрессе Президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч: "Обучение олимпизму должно осуществляться на всех уровнях общества". Поэтому представляется вполне естественным и закономерным, что в заключительном документе Конгресса зафиксировано: "Распространение этических, культурных и воспитательных ценностей олимпизма должно быть интенсифицировано всеми участниками олимпийского движения". В этом же ключе следует рассматривать и оценку Конгрессом собственно спортивной практики, которая также увязывается с распространением олимпизма. Вот что сказано в этой связи в заключительном документе Конгресса: "Практика спорта, которая осуществляется в соответствии с олимпийскими принципами, представляет собой особенно эффективную форму образования, которая должна активно поощряться, особенно в школах и других общеобразовательных учреждениях".

После тех существенных изменений, которые за последнее время произошли в нашей стране, в том числе в области спорта, все большее число людей, ответственных за выбор приоритетных направлений деятельности в этой области, начинают осознавать, что Россия должна быть великой спортивной державой не только победами наших спортсменов, но и распространением по всей стране олимпизма - философии жизни, возвышающей и объединяющей в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Закон Российской Федерации "Об образовании" определил в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений.

Осуществление в образовательном процессе этих принципов требует поиска и использования новых, нетрадиционных, источников образования, проповедующих общие для всего человечества моральные и духовные ценности. К числу таких важнейших социальных явлений общества, оказывающих огромное влияние на его жизнь, относится олимпийское движение. Школьная физическая культура, которая призвана стать одним из элементов общественного воспитания, на сегодняшний день обеспечивает выполнение лишь части этой программы, обращая внимание на формирование физических качеств и двигательных навыков. В решении же задачи приобщения молодежи к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма успехов значительно меньше. Таким образом, сегодня в России, как, по-видимому, и в большинстве стран, остро ощущается необходимость организации системы распространения знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх, которую теперь все более общепринято называть системой олимпийского образования. К числу важнейших ее задач относится также формирование у детей и молодежи принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей. Решение этой задачи становится особенно актуальным с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Создание эффективной системы олимпийского образования возможно, в частности, на основе включения олимпийской тематики в государственные образовательные стандарты, учебные программы по физической культуре общеобразовательных школ, учебные планы спортивных школ, программы деятельности внешкольных учреждений.

Вышеназванные идейные и организационно-методические положения - наряду с обобщенным опытом олимпийского образования ряда лидирующих в этой области образования стран - были положены в основу предпринятых по инициативе Олимпийского комитета России совместных с Министерством образования РФ организационных мер.

В 1992 г. Олимпийский комитет России приступил к созданию постоянно действующей системы олимпийского образования детей и молодежи. 5 марта 1994 г. был издан совместный приказ Минобразования России и Олимпийского комитета России № 51/84а "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр". В нем предусматривается широкий комплекс мер методического, кадрового и информационного обеспечения работы по введению олимпийского образования в школах. Разработан программный материал "Основы олимпийских знаний", который включен в Программу физического воспитания учащихся 8 класса общеобразовательных школ. В 1996 г. издано учебное пособие для школьников "Твой олимпийский учебник". В нем в доступной и занимательной форме излагаются материалы о древних Олимпийских играх, о становлении и развитии современного олимпийского движения. его значимости для общества. На очереди - последующие, в том числе и региональные, издания "Учебника". Впервые на выпускных экзаменах в 9-х и 11-х классах каждый второй экзаменационный вопрос был посвящен олимпизму. Выпущена лекция "Приглашение в олимпийский мир" в помощь известным спортсменам, олимпийским чемпионам в подготовке к проведению ими олимпийских уроков в школах, их беседах с молодежью.

Начиная с 1994 г. в рамках традиционной Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движение и социальные процессы" проводится Всероссийское совещание "Практика олимпийского образования", на котором обсуждаются актуальные вопросы теории, методики и практики олимпийского образования. В течение двух последних лет во многих школах Москвы, Красноярска, Смоленска, Сочи, Челябинска и других городов проводятся олимпийские уроки, викторины, дискуссии и другие акции олимпийского образования детей и молодежи. 9 школ России включились в предложенную Австралийским олимпийским комитетом "Сеть Дружбы", которая является частью школьной программы празднования олимпийских юбилейных дат. Все более важную роль в распространении олимпийских знаний играют 9 региональных олимпийских академий, созданных за последние годы в нашей стране. Академией Поволжья издано учебное пособие для студентов ИФК "Олимпийское образование".

Таким образом, олимпийское образование детей и молодежи, в том числе и в нашей стране, набирает силу, приобретает все более широкий размах. Необходимая административная и методическая база для введения курса олимпийских знаний в России образована. Конечная цель этого курса - создать в сознании учащегося образ олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловеческие организационные и правовые нормы, духовные, нравственные и эстетические ценности.

Но в связи с этим возникает важный вопрос: соответствует ли этот процесс тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна, интересам и потребностям современной цивилизации, тенденциям общественного развития, в том числе в области политики и идеологии ? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Есть веские основания считать современную эпоху переломной. Для нее характерны процессы, которые кардинально изменяют все стороны человеческого бытия - образ жизни людей, их поведение, культуру, сферу экономики т.д. Существенные изменения происходят также в сфере политики и идеологии.

Эти изменения крайне многообразны. Однако в связи с обсуждаемым вопросом важно отметить, что они включают в себя процесс, который в предельно кратком виде может быть охарактеризован следующим образом: на смену конфронтации социально-политических сил, идеологических направлений, течений приходит поиск путей их интеграции, сотрудничества, кооперации в решении актуальных задач человеческой цивилизации.

Этот процесс развертывается в рамках более широкого и фундаментального процесса обновления современного общества на основе идей гуманизма. В ходе предшествующей истории сформированы такие гуманистические идеи, идеалы и принципы, которые имеют общецивилизационную, универсальную и непреходящую значимость.

Применительно к политике речь идет об идее свободных выборов всех основных институтов власти, о создании системы "сдержек и противовесов" во взаимоотношениях этих институтов и разделении властей, об идеале правового государства, органы которого обладали бы - в рамках законов, принимаемых демократическим путем, - всей полнотой предоставляемой им власти и одновременно находились бы под действенным контролем народа, общественности. Речь идет также о принципе равенства всех граждан перед лицом закона, о признании права каждого человека пользоваться основными свободами (совести, слова, собраний и т.д.), о принципе терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства. Значит, речь идет о той социальной, идейно-психологической ориентации, главные акценты которой - самоценность индивида, развитие и проявление им разнообразных способностей, его автономия и свобода, его права и возможности самому определять свои жизненные цели и направления деятельности, его личная ответственность за результаты этой деятельности, и др.

В рамках международных отношений речь идет об осознании приоритета общечеловеческих ценностей, целостности и неделимости мира как исторической реальности (при всех существующих политических, идеологических, экономических и прочих различиях), гуманизации международных отношений, очищении морально-психологической атмосферы мирового сообщества от целого ряда загрязнений духовного порядка - злобы, взаимной подозрительности, национально-эгоистических предрассудков и т.п. Френсис Фукуяма и многие другие ученые обозначают совокупность такого рода гуманистических идей, идеалов и принципов терминами "современный западный либерализм" и "западная либеральная демократия". Бесспорно, Европа, США, Канада, олицетворяющие "Запад", играли ведущую роль в развитии гуманистической и демократической мысли. Однако в конце 20-го века, когда особенно ярко обнаружились взаимосвязанность и единство мировой истории, очевидна условность столь жесткой привязки завоеваний гуманистической и демократической мыслительной культуры лишь к одному региону. Современный мир включает огромное число стран, отличающихся разнообразием и богатством традиций культуры, интеллектуальных, духовных исканий.

Особенно важно подчеркнуть, что глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей. Все более ясно осознается, что если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общецивилизационные, общечеловеческие ценности, что надо стремиться не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними.

Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти общечеловеческие идеи, идеалы и принципы. Надо учитывать также, что демократические процедуры, могут существенно смягчать конкретные конфликты, но не могут застраховать от конфликтов как таковых, от перепадов в массовых настроениях, от взрывов страстей и аффектов, от распространения разных форм социальной патологии (алкоголизма, наркомании, психических заболеваний, преступности, терроризма), этнических и националистических предрассудков.

Однако вряд ли можно отрицать, что любое современное общество должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни людей, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и нравственно.

Олимпийское образование органично вписывается в охарактеризованный выше процесс и приобретает значение, выходящее за рамки одного лишь олимпийского движения.

Эта социально-педагогическая деятельность призвана формировать и совершенствовать у молодежи определенную, связанную со спортом гуманистическую систему знаний, способностей, интересов, потребностей, и т.д. При достаточно продолжительном и эффективном воздействии олимпийского образования данная система может занять столь прочное место в общей системе личностных качеств человека, что может превратиться в философию жизни, которая ориентирует его во всех делах и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми (независимо от их расы, национальности, идейно-политических взглядов и т.д.) на приоритет свободы и достоинства человеческой личности, кооперацию, сотрудничество и другие духовно-нравственные ценности.

Эта философия имеет огромное значение для нашей страны. Во-первых, она соответствует тем задачам, которые решаются на современном этапе общественного развития. Перед россиянами и Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических проблем, стоят огромные трудности. Для достижения поставленных целей и преодоления трудностей нужны не только огромные материальные ресурсы. Нужны активные, творчески одаренные, здоровые и физически развитые люди, стремящиеся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Но именно на эти жизненные ценности и ориентирует философия олимпизма. Во-вторых, олимпизм в определенной мере способен заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике нашей страны.

Таким образом, олимпийское образование в полной мере соответствует тенденциям современного общественного развития, в том числе в области политики и идеологии, интересам и потребностям современной цивилизации, а также тем задачам и проблемам, на разрешение которых направляет усилия наша страна. Оно может внести существенный вклад в решение актуальных социальных задач человеческой цивилизации, в процесс преобразования современного общества на основе идей гуманизма.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Родиченко, В.С. Олимпийское образование и современные тенденции развития в области политики и идеологии / Родиченко В.С., Столяров В.И. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 26-32.