Концептуальные основы олимпийского образования

Концептуальные основы олимпийского образования*

Н.В. Печерский, А.А. Сучилин (Россия)

Олимпийское образование постепенно становится реальностью. Более того, приобретает глобальный характер: в целом ряде стран оно введено в программы учебных заведений. Перспективность такого процесса обусловлена объективными причинами - превращением олимпийского движения в самое массовое явление современности. Вполне современным в связи с этим можно считать создание Международным олимпийским комитетом специальной комиссии.

Несмотря на известные трудности, накапливается опыт олимпийского образования в нашей стране. Возникли региональные олимпийские академии, призванные распространять олимпийские идеалы в широких слоях населения и прежде всего среди учащихся, углубляется подготовка специалистов в этой области. Определяется правовое положение предмета. Совместным приказом Министерства образования и Олимпийского комитета России в целях приобщения обучающихся к духовно-нравственным ценностям олимпийского движения в действующие образовательные программы включаются вопросы олимпийской тематики.

Олимпийское образование становится предметом все более активного научного исследования. Ему посвящаются доклады на Всероссийских научно-практических конференциях "Олимпийское движение и социальные процессы", на конкурсах работ молодых ученых, защищаются диссертации, опубликован ряд научных работ. Все это, а также материалы, полученные в результата анкетирования различных групп обучающихся и опыт проведения занятий со студентами позволяет выдвинуть некоторые концептуальные основы олимпийского образования.

На первое место вполне логично выдвигается исторический генезис предмета. Ибо общепринятый принцип историзма гласит, что в каждом случае важно понять, как то или иное явление возникло, какие главные этапы оно проходило в своем развитии, и с этой точки зрения смотреть, чем стало и чем может стать в будущем. Многие исследователи приходят к выводу, что истоки олимпизма у колыбели человеческой цивилизации, а его исторический генезис неразрывно связан с развитием всей культуры человечества. Поэтому при изучении древнегреческой системы образования требуется показать органическую связь Олимпийских игр с поразительными достижениями науки и культуры, не без основания называемых "греческим чудом". Более углубленного изучения требуют творения выдающихся ученых. Весьма актуальное звучание в наше время приобретает концепция "позитивного здоровья" Гиппократа, сочетающая рациональное питание, физические упражнения и окружающую среду. Как бы заново открывается для нас концепция состязательности Аристотеля. Поскольку состязательность одновременно стимулирует совершенствование человека и прогресс общества, то ценностная сущность олимпизма неотделима от развития цивилизации. В целом же мудрое наследие древних неисчерпаемо, многое из него действительно представляет непреходящую общечеловеческую ценность.

Концепция возрождения Олимпийских игр на первый взгляд кажется не обремененной наукой. Такое упрощение является следствием полного отрыва от предшествующего периода и пренебрежением объективными условиями. Конечно, более полутора тысяч лет, прошедших после прекращения древнегреческих состязаний, чрезвычайно много даже для всемирной истории. За это время возникли совершенно новые направления культуры, по-разному сложились судьбы народов, исчезли старые и появились новые государства. Но дух олимпизма сохранялся, он передавался из поколения в поколение. Научное обоснование необходимости возрождения Олимпийских игр мы находим в трудах всемирно известных мыслителей Жана-Жака Руссо и Вольтера. Материальную базу научных прогнозов обеспечила археология - неизменная и надежная спутница истории. Плоды добытых материалов получили широкий резонанс. Прозорливость основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена и состоит в том, что опираясь на археологические данные, он предпринял историко-логическое, философское осмысление социальной сущности спорта в новое время и пришел к твердому убеждению необходимости возрождения Игр, призванных сыграть свою роль во всем мире. К концу прошлого столетия созрели и объективные условия выхода спорта на мировую арену. Мир переживал промышленную революцию, складывался мировой рынок, глобальные коммуникации, широкий культурный обмен, формировалась современная цивилизация

Возрождение Олимпийских игр не было дублированием, слепым копированием: из мудрого наследия древних восприняты те ценности, которые оказались созвучны современной эпохе. Возрождение явилось своего рода стартом движения спорта по странам и континентам всего мира, причем в таких масштабах, что по общему признанию, он стал поистине феноменом XX столетия. Наибольшей и все возрастающей популярностью пользуются Олимпийские игры. Им посвящен целый ряд весьма обстоятельных публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов, в которых анализируется проведение отдельно каждых Игр, их организация, результаты, некоторые новшества и негативные стороны. Такой подход оправдан, ибо все игры - большие праздники спортивной молодежи, событие в жизни мирового сообщества. Но есть общие закономерности, узловые показатели: количество участников, число представленных ими стран, программа состязаний по видам спорта и дисциплинам и спортивные результаты. В публикациях встречаются разные подходы к периодизации современных Олимпийских игр. Если опираться на мегатренды развития общества, то следует признать, что время, прошедшее с I до XIV Игр, т.е. первого полвека олимпийского движения, можно определить как период становления. С XV Игр начался новый период. При этом решающим фактором стало возвращение в мировое спортивное содружество нашей страны и превращение олимпийского движения в подлинно международное.

Каковы же причины столь необычного явления, поразительной популярности спорта? Концептуальный подход позволяет дать объективную оценку всего комплекса проблем как благоприятного характера, так и немалых трудностей и даже кризисных обстоятельств, едва не приведших к разрушению международного олимпийского движения, также выявить основные закономерности развития мирового спорта. Более того, объективный анализ возникающих проблем, сопоставление их по законам футурологии с глобальными тенденциями развития общества позволяет прогнозировать развитие олимпийского движения на обозримое будущее.

Не теряет актуальности концепция "Спорт вне политики". Сама проблема возникла с возрождением современных Олимпийских игр. Пьер де Кубертен и его соратники по своему мировоззрению были свободно мыслящими либералами, гуманистами. Они исходили из того, что человек в спорте реализует свое истинно природное, подлинно гуманистическое начало. Поэтому всякое политическое вмешательство может извратить изначальное содержание спорта. Гносеологические корни такой концепции заключаются в недооценке социальной сущности спорта. Отсюда возникло утверждение полной автономности и аполитичности спорта, его внегосударственности. Спорт в этой концепции противопоставлялся политике абсолютно. В процессе развития олимпийского движения, как впрочем, и всего спорта, выявилась утопичность концепции "Спорт вне политики". По мере расширения массовости, роста спортивных результатов, создания современной спортивной базы возрастала необходимость государственной, муниципальной и иной поддержки спорта. Это политика с человеческим лицом, она полезна спорту, отвечает интересам людей. Однако исторический опыт свидетельствует и о политике прямо противоположной, подрывающей основы олимпийского движения. Как всякое общественное явление, спортивное движение подчиняется своим законам, но как составная часть жизни общества подвергается воздействию противоречивых тенденций и событий. Если прогнозировать взаимоотношения спорта и политики, то есть основания для их позитивного развития. Во-первых, объективная тенденция современной цивилизации, - демократизация и гуманизация общества. Во-вторых, спортивное движение приобретает такое влияние в обществе, что в состоянии противостоять произволу политиков.

Сам процесс осуществления олимпийского образования исходит из принципа цельности гуманитарного знания, его междисциплинарности, прозрачности границ между науками, разумеется, без примитивного дублирования.

Опираясь на концептуальные основы, олимпийское образование в широком плане можно определить как целенаправленный процесс познания закономерностей возникновения и развития олимпийского движения, его воздействия на удовлетворение многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества.


* Статья из сборника: Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы Всеросс. конф. - Омск: СибГАФК, 1995, с. 116-118.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Печерский, Н.В. Концептуальные основы олимпийского образования / Печерский Н.В., Сучилин А.А. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 6. - С. 50-53.