Спорт как качество жизни молодежи

Спорт как качество жизни молодежи*

М. Дупона, К. Петрович (Словения)

Введение

Для начала обсуждения проблемы среди множества связанных с ней утверждений выберем два, которые подтверждаются многочисленными исследованиями [Cheffers, 1993].

Не подлежит обсуждению тот факт, что молодые люди (до 18 лет) стремятся к такому взрослому и личностному образу, часть которого может быть сформирована лишь посредством использования спорта - этой специфической формой двигательной активности. Слишком небольшая двигательная активность или ее полное отсутствие в воспитании растущего молодого организма не могут быть полностью компенсированы в более поздний период, поскольку влияние спортивных стимулов уменьшается по мере роста и взросления ребенка. Как показывают исследования, наиболее сильное воздействие они оказывают в период от 0 до 3 лет, сильное воздействие - в период от 3 до 6 лет, а затем их влияние постепенно падает [Sturm, Petrovic, Strel, 1990].

Почему выбраны эти два утверждения? В разных их вариациях они достаточно хорошо известны и затрагивают суть проблемы: трансформацию свойств и характеристик молодого человека, так что мы можем, по крайней мере условно, сказать, что мы знаем, что реально имеет место. Однако оба приведенных утверждения требуют помимо этого, чтобы мы не только спрашивали, но и более точно определяли, куда мы должны двигаться. Мы, безусловно, имеем представление о нашей способности знать, в каком направлении идем, не имея информации обо всех других аспектах этого процесса, среди которых особенно важное значение имеет вопрос "как" (концепции, ценности, цель, средства, методы). Часто не подчеркивается важнейшее значение той гуманизации спортивной работы с молодежью, которую можно сформулировать как определенный гуманистический императив: независимо от направлений и путей, по которым мы идем, развивать спорт как активность молодежи таким образом, чтобы и средства их достижения были гуманными.

Гуманизация работы с молодежью

Гуманизация работы с молодежью - одна из фундаментальных социальных задач безотносительно к преходящим характеристикам существующего порядка. В связи с отмеченным выше прежде всего необходимо отразать мнение тех, кто считает, что в настоящее время мы впервые должны открыто провозгласить и выдвинуть гуманизацию работы с молодежью как важный компонент повестки дня не только в спорте, но и в рамках всего социального процесса. Вопросы и ответы по данной теме регулярно ставились и в прошлом. Они ставятся и в настоящее время, в различных социальных системах, на строго научной основе и без научного обоснования.

В то же самое время это означает, что спортивная работа с молодежью является, с одной стороны, очень чувствительным, а с другой стороны - необычайно важным компонентом повседневной жизни общества. Имеются огромные возможности для злоупотреблений в этом плане. С точки зрения авторов статьи, нельзя исключить факторов, содействующих этим злоупотреблениям. Спортивная работа с молодежью, по оценке специалистов различных стран и различных общественных систем, сходна с правами человека, которые также больше декларируются, чем реализуются на практике. Вот почему гуманность требует последовательно выдвигать гуманизм на передний план цивилизационного процесса не только в теории, но и на практике.

Конец второго тысячелетия, который ежедневно доставляет все новые и новые катаклизмы (экология, насилие, кризис ценностей, безработица, социо-патологические явления среди молодежи - насилие, наркотики, хулиганство...), вместе с тем содержит в себе позитивные, уже проверенные на опыте, инициативы. В такое время человечество становится, по-видимому, более серьезным и сознательным. Оно ищет пути решения возникающих проблем столь же интенсивно и широко, насколько глубок сам кризис. Каждый аспект человеческого существования имеет свою мозаическую ценность в тех или иных необходимых и проверяемых на опыте процессах. Процессы гуманизации относятся к числу таких процессов, ценность которых возрастает по мере их развития. Гуманизация, как процесс гуманизации человека, представляет в этом отношении долговременную цель, на достижение которой должны быть постоянно направлены усилия человечества.

Когда мы говорим о процессе гуманизации в спорте, то в соответствии с научным подходом, прежде всего мы должны подчеркнуть, что для молодежи в этот самый ответственный период жизни, "conditio sine qua non"необходим спорт как всемирный культурный феномен всех известных цивилизаций. Молодежный спорт - важная составная часть спорта вообще (и, конечно, не только спорта). Это означает, что гуманизация спорта невозможна без гуманизации всей жизни молодежи. Гуманизация жизни (как для молодежи, так и для взрослых) невозможна без гуманизации семьи, школы и общества в целом (= гуманизации профессии, средств массовой информации, политики, государства, глобальной системы ценностей). Подчеркнем: везде необходимо сознательно сделать первые и наиболее серьезные шаги в указанном направлении именно по отношению к молодежи, которая представляет собой наиболее незащищенную, уязвимую и в то же время наименее виновную социальную группу. Нарушение их достоинства, которое составляет одно из основных прав, зафиксированных в Хартии прав человека, - это пытка без боли, которую - из-за частоты микротравм - молодежь не ощущает. Кроме того, часто наблюдаются, хотя и редко успешно завершаются, даже если они предпринимаются наиболее талантливыми молодыми людьми, попытки реализовать свое стремление к совершенству. Такие попытки соответствующим образом наблюдаются и в рекреативном спорте и в школьном спорте [Petrovic, 1989].

По мнению некоторых теоретиков [Pedicek, 1972; Polic, 1969], необходимыми компонентами гуманистически ориентированного теоретического обсуждения вопроса о практической работе с молодежью должны быть ценности и мораль. Как подчеркивают теоретики, в соответствии с отмеченным выше, наиболее высоким аксиологическим принципом спорта является гуманность сущности человека. Вместе с тем это есть и наивысшая ценность, ибо лишь в том случае, если мы ориентируемся на эту ценность при обсуждении и оценке, мы можем действительно осуществлять процесс реальной гуманизации, не опасаясь впасть в спортивно-этическую утопию или, что еще хуже, вульгарно-рыночный прагматизм, который ведет к дегуманизации результата, достигнутого спортсменом, и соответственно к дегуманизации его личности.

В этом смысле мы рассматриваем упомянутый выше процесс лишь как эффективное средство реализации (уравновешивания) различных -измов: биологизма, кинезиологизма, биомеханицизма, методологизма... и др., которые в научном плане могут быть охарактеризованы как односторонность. В рамках научных дисциплин и возможных направлений развития в области спорта лишь лишь холистский подход следует оценивать как единственно правильный.

Оценка спорта включает в себя общие и специфические моменты. Она может быть позитивной или негативной. Но все больше людей полагает, что настоящий спорт - это, по сути своей, глубоко нравственный спорт. С позиций этого убеждения, в современном спорте обнаруживаются все новые и новые отклонения и инверсии, а с другой стороны, такие тенденции, которые должны привести к развитию основных ценностей спорта одновременно с теми культурными ценностями, которые он развивает или должен развивать. К сожалению, нравственные убеждения обычно лишь декларируются, и все чаще можно видеть отсутствие усилий по их реализации или даже двойную мораль. Реальные усилия по гуманизации спорта, включая спорт для молодежи, - производно от упомянутого выше предположения.

Процесс гуманизации человека реализуется бесконечно многими путями и на различных уровнях через действительно социальный климат, но, к сожалению, очень часто он осуществляется ошибочным путем, когда в центре этого процесса не находятся ценности человека = человечность (humanum) и гуманность = (humanitas).

Настоящее и будущее гуманизации

Императивы и обстановка настоящего времени требуют оценить современное состояние, а главное решить, что мы можем сделать завтра для гуманизации всей работы с молодежью, включая спортивную. Для этого надо иметь соответствующие знания и оценки. Одно из важных прав человека - право на информацию, которая не должна быть односторонней в отношении ни негативных, ни позитивных, гуманных аспектов. В конечном итоге научная и иная информация должна быть основана на оценках и поведенческих образцах холистской ориентации. Не имея соответствующих знаний, научно-экспертной верификации, мы будем действовать ошибочным образом.

В качестве примера можно сослаться на мнение о том, будто спортивная активность людей, молодежи в том числе, несмотря на все отмеченное выше, все в меньшей степени проявляется как просто спорт для... (использование его в определенных утилитарных целях, особенно в спортивно-рекреационной и спортивно-воспитательной формах), а все больше как "качество жизни" [Trstenjak, 1989] или как "спорт на уровне подлинного творчества"[Pedicek, 1970]. Этот вывод поддерживают многие исследователи как в Словении, так и в других странах. Результаты научных исследований, проведенных за последние годы, все более явственно указывают, однако, на то, что такой подход к спорту пока еще не свойствен многим людям в Словении, и пока они все еще просто живут в процессе своей спортивной активности. На основе указанных результатов можно выделить три фазы развития [Petrovic, 1992]:

  • АНТИ-спортивное отношение (особенно стремление избежать спортивного воспитания)
  • спорт ДЛЯ... как спорт, который должен служить определенным прикладным целям
  • спорт КАК путь и компонент "качества жизни" (нового экспериментального мира, более высокого уровня понимания жизни и существования...).

Все три стадии развития, повидимому, связаны с определенной оценкой. Поэтому несколько слов следует сказать об исследовании активности и ее эпистемологической ориентации. Успешная гуманизация работы в спорте зависит как от неизмеряемых (счастье, радость, красота, удовольствие от игры, творчество, энтузиазм...), так и от измеряемых переменных (вид спорта, техника, эффективность работы, достижение или результат...).

Такой подход определяет ход эмпирического исследования области спорта и подход к тем оценкам, которые производны от научной.

Эта ориентация наших исследовательских усилий предполагает, что для дальнейшего развития теории и практики, по-видимому, необходимо учитывать, что спорт как важная и обширная область жизни должен иметь свою собственную доктрину (особый смысл, философию...). В практическом плане это означает, что область спорта, особенно спортивного воспитания на всех уровнях, должна, базируясь на своей концептуальной основе, создавать, развивать и поддерживать свою собственную (спортивную) политику, которая должна находиться в возможно более эффективной субординации с общей (национальной...) политикой, быть адекватной общим и спортивным интересам. В этом смысле данная доктрина - то, что под ней подразумевается, - должна носить непосредственно практический характер. Однако вследствие того, что эта доктрина не носит характера научной теории или системы, существенное внимание должно бьть уделено ее динамическому развитию, которое последовательно создает условия для ее преобразования, чтобы исключить возможность превращения ее в доктринизм.

Доктрина диктует глобальный (планетарный) цивилизационный процесс (требуется всемирная ориентация, объединяющая Европу, регионализация...), в котором спорт играет важную роль. К сожалению, эта роль (для спорта в целом или для наиболее значимой его части - молодежного спорта) слишком часто оказывается более негативной, нежели позитивной. Тем самым главная задача работы с молодежью в спорте должна быть изменена. Можно сказать, что речь идет о кармическом (социо-генетическом) предупреждении на перекрестке дорог нашего существования.

Особенно в последние десятилетия (отдельные случаи имели место и раньше) как в нашей стране, так и в других странах, огромное число детей с отклонениями в социальном и умственном развитии вовлекается в спорт высших достижений (плавание, фигурное катание, ритмическую и спортивную гимнастику, теннис, лыжи...) [Cohen, 1993]. Многие дети, особенно те, кому спорт необходим для их духовного, психического и физического развития все еще отстают в своем развитии. Вот почему в хорошо известном выражении "ничего нет более неравного, чем равное обращение с неравными" может быть найден один из основных факторов, определяющих необходимость гуманизации спорта.

Заключение

В соответствии с тем, что до сих пор написано и другими способами известно в мире спорта, очевидно, что этот феномен обнаруживает себя в различных своих проявлениях лишь в том случае, если его анализировать во всем его многообразии. Вот почему спорт высших достижений - лишь часть спорта для молодежи. Применительно к этому спорту, поскольку речь идет о молодежи, должен быть рассмотрен вопрос о возможности его гуманизации. Кубертен отметил в свое время, что 10 человек должны быть способны демонстрировать высшие достижения, чтобы 100 человек пожелали заниматься спортом. К сожалению, некоторые педагоги, в том числе и в Словении, передают этим ста, которые в большинстве своем молодые люди, негативные образцы.

Спорт высших достижений, рекреативный спорт, школьный спорт... - виды спортивной активности различного уровня, соответствующие различным целям, как реализуемым, так и нереализуемым. Но вместе с тем они имеют и некоторые общие характеристики, которые нередко являются следствием некритического переноса негативных явлений спорта высших достижений в две другие области спорта.

Прежде всего речь идет о преобладании ориентации на победу, начиная со школьного спорта и кончая спортом высших достижений. Победа - имманентное свойство спорта [Wenner, 1989], и потому возникает потребность обсудить - в плане гуманизации работы с молодежью - как наиболее острую проблему ценности спорта и его мораль. Апофеоз победы, иногда даже "любой ценой", должен быть - и чем быстрее, тем лучше, заменен на прославление культурного достижения" [Trstenjak, 1988]. Конечно, речь идет о процессе, который имеет и будет иметь определенный размах, соответствующий динамике времени и условиям. Сегодня даже в США, где в прошлом ориентация на победу была наиболее сильной, все больше ученых считает, что слишком трудный путь к победе приводит к духовным болезням. Следовательно, победа и поражение должны рассматриваться как феномены, которые дети должны испытать на себе, и чем быстрее, тем лучше, на уровне нормальной эмоциональной реакции. Когда определенный вид спорта достигает высокого уровня, ключевым фактором становится сознание атлета. Чем большего успеха он достигает, тем более важна для него нравственная ориентация, которая только и способна не дать ему стать в широком диапазоне объектом манипуляции.

Дети и молодежь могут развить необычайно высокий двигательный потенциал и во всем большем числе видов спорта они могут натолкнуться на желание (требование) различных авторитетов, от родителей до тренеров, добиться высоких результатов. С воспитательной точки зрения возникает следующий вопрос: НУЖНО ли им переносить то, что они МОГУТ переносить [Stojikovic, 1980]. Другими словами, действительно ли определенный спортивный результат столь важен для большинства молодежи? И равноценен ли он, с воспитательной, психологической и социологической точки зрения, развитию молодежи? Стоит ли бороться за столь высокий результат и если "да", то посредством каких кинезиологических а также воспитательных средств? И другой вопрос: а есть вообще еще кто-то, для кого спортивный результат был бы более важен, чем для молодежи?

Наконец, поставим и еще один вопрос: оправдывает ли та цель, которую "святоши" ставят не только в спорте высших достижений, но также в рекреационном спорте и спортивном воспитании, те средства или по крайней мере большую часть тех средств, которые в настоящее время используются на практике?

Литература

1. Cheffers J., 1993. Humanism and the Professdion - The Need for Lateral Thinking and Synthesis // International Journal of Physical Education, 30 (1).

2. Cohen G.L., 1993. Women in Sport. Issues and Controversies. - London.

3. Craty B.J., 1977. Psychology in contemporary sport. - New Jerssey.

4. Edwards H., 1973. Sociology of sport. - Homewood: The Dossey Press.

5. Koncepcja in strategija sportne vzgoje v Sloveniji: izobrazevanje v Sloveniji za 21. stoletje, 1991. - Ljubljana: Zavod Republike Slovenije za solsrvo in sport.

6. Pedicek F. , 1970. Pogledi na telesno vzgojo, sport in rekreacjo. - Ljubljana.

7. Petrovic K., 1989. Krsitve clovekovih svoboscin in pravic v sportu // Zbornik: jugoslovansko posvetovanje "Nasilie in sport", Gozd Martuljek, pp. 8-20.

8. Petrovic K., 1992. Trendi sportne ozavescenosti in dejanske aktivnosti studentk Ekonomske fakultete v Ljubljani. (Specialisticna naloga). - Ljubljana.

9. Petrovic K., Ambrozic B., 1992. Sportno rekreativna dejavnost Slovencev. - Ljubljana: FSPN; Fakulteta za sport.

10. Petrovic K. and associates, 1991. Sport v sdravi Sloveniji - dileme in perspektive. - Ljubljana: Fakulteta za sport.

11. Polic B., 1967. Humanizacija fizicke kulture. - Beograd.

12. Stojkovic S., 1989. Ubija li sport. - Beograd.

13. Trstenjak A., 1990. Kakovost zivljenja in clovekova prizadevnost // Sport, 30.

14. Sturm J., Petrovic K., Strel J., 1990. Sport mladih kot izziv sedah\njosti in vizija prihodnosti. Mednarodni simpozij "Sport mladih", Bled, pp. 1-11.

15. Wenner L.A., 1989. Media, Sports & Society. - Newbury Park: Sage.


* Русский перевод статьи: Doupona Mojca, Petrovic Kresimir. Sport as quality of life (case: The Young) // Kinesiology. International Scientific Journal of Kinesiokogy and Sport, 1997, N 1, pp. 22-26.

Переводчик - В.И.Столяров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Дупона, М. Спорт как качество жизни молодежи = [Sport as quality of life] / Пер. Столярова В.И. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 142-148.