Спорт и американская школа

Спорт и американская школа*

С.И. Гуськов, Л.Б. Кофман (Россия)

Для большинства американцев спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные ценности американского общества, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, конкуренция и др.

Американцы убеждены, что спорт помогает воспитывать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Известный в США тренер по баскетболу Дж. Вуден подчеркивает: "Кто умеет играть в спортивной команде, тот и в других областях жизни сумеет действовать с большой пользой для себя и для общества".

Бывший космонавт Ф. Борман считает, что "спорт научил его идти на жертвы ради достижения цели", а доктор Б. Спок, обладатель золотой олимпийской медали на Играх 1924 г., убеждает, что "команда сделала его человеком".

В США довольно широко распространено мнение о том, что спорт готовит молодых людей к жизни. Как отмечает спортивный журналист Дж. Андервуд, "уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем пригодятся и в битвах, и на дипломатических переговорах, и в сенате США". Эта точка зрения подкрепляется многими высказываниями известных американских деятелей. Генерал Д. Макартур, бывший президентом НОК США в конце 20-х годов, подчеркивал, что семена победы в мировой войне были посеяны "на полях дружеского спортивного соперничества".

Многие конгрессмены, сенаторы и бизнесмены считают, что путь к вершинам власти, достижению успеха в любой области "лежит через спортивный зал". И так думает большинство американцев.

Вполне понятно, что для любой соревновательной деятельности, прежде всего для спорта, характерным является стремление к победе. Однако в спорте США достижение победы возведено в культ. Победа превалирует над всеми другими ценностями. Крылатым является выражение одного из наиболее популярных тренеров по футболу 60-х годов Винца Ломбарди: "Победа - это не все, это - единственное!". Ему вторят другие тренеры 70-80-х годов. Дж. Аллен: "Всякий раз, когда вы выигрываете, вы вновь рождаетесь; когда проигрываете - вы медленно умираете". "Никто ничему не научился проигрывая", - считает тренер профессиональной футбольной команды Д. Шула. И эту точку зрения разделяют в американском обществе все - начиная от школьника, кончая профессиональными спортсменами и политическими деятелями.

Духом соперничества проникнута вся жизнь американцев. "Мальчики и девочки в США начинают конкурировать с самых первых классов школы. Позже они соперничают в спорте - естественно, чтобы побеждать, ибо победа жизненно важна. В американском спортивном вероисповедании нет места для проигрыша. Поэтому мы предвосхищаем победу в нашем спорте, планируем ее, работаем на нее, рассматриваем поражение, как позор для нации". - писал в 1958 г. известный в США педагог и писатель Дж. Тунис.

Не удивительно, что в разработанной упомянутым нами выше тренером по баскетболу Джоном Вудом "пирамиде достижения успеха", на первом месте мы видим такие черты, как инициатива, предприимчивость, расчетливость, упорство, сила воли и т.д.

В этой модели ценностей ориентации американского спортсмена он опирается на принцип, который в США носит название "расчет на самого себя" (self made person) и который гласит, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств, от честолюбия, целеустремленности, инициативы и, в некоторой степени, от сотрудничества и командного духа.

Уже с детского возраста американцев убеждают, что реальная ценность спорта состоит в подготовке к достижению жизненного, материального успеха, что он прививает волевые навыки, необходимые для того, чтобы одерживать победы. Этому во многом способствуют и проповедуемые вспорте лозунги-кредо, которые висят в подавляющем большинстве школьных раздевалок, а именно: "Вы никто до тех пор, пока вы не № 1"; "Мы - № 1"; "Победа - жизнь!"; "В этой стране, если ты финишируешь вторым, никто не знает твоего имени"; "Поражение хуже, чем смерть, потому что вам необходимо жить с поражением"; "Величайшая цель в жизни - достичь успеха!"

Требование победы исходит от самого общества. "Американцы хотят быть победителями, где бы то ни было - в школе или бизнесе, поилитике или спорте. Спорт, каковым он стал в Америке, является выражением социального дарвинизма. Это - "выживание достойнейших", когда все хотят быть наверху", - отмечают социологи С. Эйтцен и Дж. Сейдж.

В отличие от многих других наций, и прежде всего англичан, американцам не нравятся ничейные результаты игр в спорте. Достижение победы стало основным из критериев не только в спорте, но и в жизни. "Я верю, что спорт - всего его виды - это один из немногих цементирующих факторов, которые не дают обществу распасться, один из немногих видов деятельности, дающий молодым людям возможность идти широкой дорогой с явной перспективой, где желание добиться побед не только разрешено, но и приветствуется. Я не хочу жить в обществе, которое не включило победу в свою философию", - отмечал в 1972 г. вице-президент США С. Агню.

Не все в Америке разделяют эту концепцию "победы". Но в то же время нельзя, как мы делали это раньше, считать "культ победы" чем-то антивоспитательным. Желание победы заложено в самом соревнованиию Оно не только позволительно, но и должно поощряться.

Совсем другое дело "победа любой ценой". Это кредо стало доминирующим в профессиональном спорте США с конца 60-х годов. Некоторые американские историки, социологи, педагоги связывают его появление с широко распространенным и приведенным нами выше высказыванием В. Ломбарди. На наш взгляд, это не совсем так. Действительно он ненавидел поражения и старался воспитать это в своих игроках. Но он понимал, что победа достигается упорным трудом, отречением от многих соблазнов жизни. Именно на этих принципах и строилась его тренировочная работа и взаимоотношения с футболистами. Но некоторые футбольные обозреватели, с которыми он не очень-то ладил, прозвали его тираном. А затем, уже в 70-80 годы его крылатое выражение стало наполняться совсем другим содержанием.

Люди в Америке, согласно этой философии, делятся на победителей и побежденных. "Чтобы объяснить слово "победа", научись сначала произносить его", - гласит один из лозунгов в спортивных раздевалках на детских площадках и в школах. А чтобы научиться произносить его и самому стать "победителем", надо заниматься спортом.

По мнению психологов Т. Тутко и У. Бранса, "Америка вынуждена организовывать все для юных атлетов, т.к. это укрепляет растущую веру многих родителей - чем раньше ребенок начнет заниматься спортом, тем раньше он научится соревноваться, тем больше шансов стать профессиональным спортсменом или олимпийским героем". Уже с детского возраста прослеживается четко выраженная направленность в воспитании - дети занимаются спортом, чтобы, прежде всего, научиться соревноваться, ибо жизнь в Америке - это соревнование и надо уметь бороться за место в жизни. Конечная цель любого соревнования - выявление победителя, а главное в жизни - достижение успеха и радость победы. Эти истины уже стали прописными для американских детей с раннего возраста.

Большинство школьников с первых своих шагов в спорте тяготеет к трем исконно американским видам спорта - американскому футболу, баскетболу, бейсболу. Причем, как правило, в школах приоритет принадлежит американскому футболу. На примерах футбольной этики и воспитывается подрастающее поколение Америки. "Накажи нападающего!", "Будь бойцом!", "Заставь противника бояться", "Сломай его дух", "Оставь синяк на его теле", "Заставь его платить за нападение на тебя", "Будь враждебным и злым, агрессивным и яростным", "Помни всегда - проигрыш ничто! Победа - все!", - такие советы, по словам спортивного журналиста Дж. Андервуда, давала мать своему 8-летнему сыну, играющегому в школьной футбольной команде. Эти советы она почерпнула из "Правил успешной игры в футбол для детей".

Многие историки считают, что теория и практика бейсбола воплотила в себе некоторые важнейшие черты духовного и культурного феномена, который они называют "американской мечтой". Футбол же отвечает требованиям современных американцев. Это игра ловкости, мастерства, мужества, игра совместных усилий команды, воспитывающая соревновательную этику, упорство, трудолюбие, стремление к успеху и победе.

И, наконец, последний, пожалуй, наиболее веский аргумент в пользу бейсбола и американского футбола. Это большие деньги. В 1970-ее гг. в журнале "Форбс" была опубликована статья "Суперзвезды! Суперденьги!", в которой прямо ставился вопрос: "В какой области деятельности молодой человек может сегодня разбогатеть - Уолл-Стрит, Право, Большой бизнес?" И давался ответ: "В профессиональном спорте". Этот ответ и в 90-е годы поддерживается всеми средствами массовой информации, большинством американцев.

В профессиональном бейсболе - Главной бейсбольной лиге 30 команд или около 750 бейсболистов.Сегодня средняя их зарплата составляет около 1,2 млн. дол. в год. Немногим меньше получают футболисты - свыше 700 тыс. дол. в среднем в год. Но их больше в лиге - около 1,5 тыс. чел. И играют они в сезон всего 16 календарных игр, а бейсболисты - 162. Этим во многом и объясняется их разница в зарплате.

Таким образом, бейсбол и футбол - это любопытнейшие феномены американского общества, отражающие психологию американцев и их образ жизни. Именно благодаря всем этим чертам бейсбол и футбол - самые любимые виды спорта в американской школе.

Огромное значение имеет восприятие зрителями того или иного вида спорта. Подавляющее большинство педагогов и социологов, занимающихся анализом зрительского отношения к спорту, уделяют главное внимание проблеме агрессивности и насилия. И с этой точки зрения спорт как бы готовит молодое поколение к жизни, к конкуренции в ней.

И здесь следует сказать о средствах массовой информации (СМИ), без которых, особенно телевидения, спорт не стал бы столь популярным в США.

Школьник в возрасте от 6 до 18 лет проводит у телевизора в среднем более 15 тыс. часов или на 2 тысячи больше, чем в школе. "Дети смотрят игры профессионалов по телевидению и стараются запомнить все, что они видели, и хорошее и плохое", - отмечает тренер по футболу Г. Бун. Объем освещения спорта в газетах составляет примерно 15% от их общего объема. Кроме того, в США ежегодно издается 1100-1200 книг по спортивной тематике, большая часть которых освещает именно профессиональные виды спорта, жизнь спортивных "суперзвезд". "Спорт в наших газетах занимает больше места и представляет для многих читателей больший интерес, чем внутренняя и внешняя политика вместе взятые", - отмечает историк Р. Манделл.

Героизация победителей в спорте - одно из направлений в деятельности американских СМИ. Ореол сказочных героев и психологический момент конкуренции в спорте оказывают настолько большое влияние на американское обществао, что каждый американец, начиная с детского возраста, думает, участвует, смотрит или говорит о спорте.

Американскому обществу присуще стремление материализировать свои идеалы в людях "особого типа" - суперменах, "суперзвездах". Среди многих героев созданный СМИ США идеальный образ спортсмена получил признание как моральный лидер общества.

Как любое идолопоклонство, культ спортивных "суперзвезд" приводит к фетишизму . Они становятся не примером для подражания, а предметом для поклонения.

Надо также учитывать психологию американца. Среди всех страстей, которые обуревают его душу и довлеют над ним, одна страсть - выделиться, быть лучше других - преобладает в американском обществе. Пордавляющее большинство юных американцев удовлетворяет е в занятиях спортом, который предоставляет такую возможность.

Американцы не любят неудачников и слабосильных. На протяжении всей своей более чем 200-летней истории они поклоняются культу силы, олицетворением которой в спорте является чемпион. Равнение на чемпиона - один из основных движущих психологических факторов, который присущ практически всем американским школьникам.

Не так давно в ряде американских школ было проведено любопытное исследование. Детям был задан один и тот же вопрос: "Как бы вы хотели отличиться?", на который 44% учащихся ответили, что хотели бы стать спортсменами-"суперзвездами", 31% пожелали стать отличниками учебы и 25% сказали, что хотели бы быть просто популярными, не уточняя, в какой области. Интересно отметить, что подобное же исследование американские социологги проводили в конце 50-х годов, и результаты опроса практически не изменились. О чем это говорит? Прежде всего о том, что американцы любят спорт. Они убеждены, что он подготавливает молодежь к жизни, помогает воспитывать характер, волю, уверенность в себе и укрепляет здоровье.

Кроме того, физическое воспитание и спорт способствуют формированию и развитию таких черт, облагораживающих личность, как дружба, взаимопонимание и сотрудничество, уважение к противнику и т.д. Однако это присуще ему до тех пор, пока в спорте человеческие ценности преобладают над материальными. Как отмечают американские социологи, вот это-то позитивное начало и утрачивает спорт в США. В то же время, благодаря другим своим качествам - конкуренции, предприимчивости, агрессивности и стремлению как можно больше и скорее заработать - он стал давно ближе к тому образу среднего американца, который пропагандирует "американизм". И в этом кроется одна из главных причин его огромной популярности среди всех категоррий населения Америки, особенно среди школьников.

Стремление к первенству и превосходству - одна из наиболее характерных черт американской нации. Это не означает, что в других странах или в других культурах стремление к первенству отсутствует. Но нигде больше это стремление не является таким настойчивым и не достигает такого размаха, как в США.

Таким образом, напрашивается вывод, что характер многих преуспевающих взрослых американцев формируется благодаря спорту или его восприятию в качестве зрелища. И начинается это еще в школе. Именно там закладывается это преклонение перед спортом, вера в него, которую многие в США называют "второй религией".


* Раздел книги: С.И. Гуськов, Л.Б. Кофман. Спорт и американская школа. - М., 1995, с. 4-9.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Гуськов, С.И. Спорт и американская школа / Гуськов С.И., Кофман Л.Б. // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 149-153.