Эта умная игра "СпАрт"

Эта умная игра "СпАрт"*

Н. Д. Власова (Россия)

Спартианское движение пока еще мало известно в физкультурной педагогической практике. Однако идеи и формы этого движения, пытающегося соединить физическое воспитание детей с их эстетическим образованием, нашли своих почитателей и последователей прежде всего в отдаленных районах страны, в ее глубинке. Недавно в приложении "Спорт в школе" рассказывалось о создании спартианских клубов в селах Саратовской области, сегодня - о таком же клубе в Коми-Пермяцком национальном округе. Инициатор создания клуба "СпАрт" и его директор Наталия Дмитриевна Власова - лауреат смотра-конкурса "Мастер педагогического труда-94". Предлагаем вниманию наших читателей рассказ о работе Н.Д. Власовой и надеемся увидеть на страницах нашего приложения других последователей спартианского движения **.

Хронический дефицит двигательной активности стал реальной угрозой здоровью и физическому развитию наших детей. При обследовании школьников с низким уровнем двигательной активности у большинства были обнаружены нарушение осанки, уплощение стоп, частая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями, связанными со снижением общей иммунологической реакции организма. У многих детей наблюдаются близорукость, ожирение, нарушение артериального давления. В последние годы стал чаще встречаться детский травматизм.

Серьезную тревогу вызывает тот факт, что юных атлетов все больше вовлекают в большой спорт и пытаются сделать из них рекордсменов путем натаскивания, дрессировки - приемами, которые калечат детей и физически и духовно.Физическая культура и спорт во всех своих видах оказывают огромное воздействие на организм, особенно детский., на духовный мир ребенка, на его мироощущение, эстетические вкусы. Однако их гуманистический потенциал реализуется очень слабо.

Основная задача спортивно-гуманистического движения "СпАрт" - изменить эту негативную ситуацию, разработать модель дополнительного образования школьников через единство физического и духовного. С этой целью два года назад в нашем Юсьвинском районе Пермской области был создан единый центр дополнительного образования "СпАрт", который объединил Детско-юношеский клуб физической подготовки с Домом детского творчества.

Идея спартианского движения была подкреплена практической деятельностью, в основе которой - положительный трехлетний опыт работы с несколькими группами детей. Их дополнительное образование велось одновременно по двум направлениям: спортивные игры (баскетбол) и эстрадные танцы. Группы стали дипломантами областного фестиваля хореографии и чемпионами района по баскетболу, что и послужило началом эксперимента, программа которого ориентирована на детей младшего школьного возраста.

Почему мы взяли именно этот возраст? У младших школьников самая большая потребность в двигательной активности - 4-5 часов в сутки. Вместе с тем различные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, могут удовлетворить эту потребность в среднем лишь на 32%, а спонтанные движения - на 22%. Оба показателя очень далеки от нормы. К внешкольным же занятиям физкультурой привлечено лишь около четверти школьников. Детям явно не хватает эффективных физических упражнений, более частой смены умственного труда физическим. В результате дефицит двигательной активности возникает уже у половины детей в 6-8 летнем возрасте, у 9-12-летних он составляет 60%, у старшеклассников 70%.

Вместе с тем способности детей в начальных классах к освоению техники движений настолько велики, что многие навыки приобретаются ими самостоятельно. Установлено, что ритмический и пространственный образ движения дети этого возраста воспринимают прежде всего благодаря своим ощущениям. Важно, конечно, учитывать и индивидуальные способности ребенка, чтобы затем правильнее сориентироваться в выборе того или иного вида спорта, творческой деятельности. Мы набрали группу из 52 школьников в возрасте от 7 до 9 лет. 41 человек - практически здоровы, остальные - с отклонениями от нормы. Уровень физического развития соответствовал возрасту только у 49. Во время эксперимента дети находились под постоянным врачебным контролем. На занятиях определялись степень их утомляемости, правильная дозировка нагрузки, проводилось тестирование физической подготовленности.

Применяя метод круговой тренировки, каждую суббботу мы занимались с детьми 2,5-3 часа. Использовали три зала и два кабинета. Время занятий на одной станции не превышало 20-30 минут. Вся работа строилась на чередовании станций с высокой и низкой двигательной активностью. Кроме того, в течение недели дети занимались в кружках по интересам.

Мы не ставили целью эксперимента спортивное совершенствование школьников, главным для нас было их гармоничное развитие, наибольшее проявление их способностей. Основная форма экспериментальной работы - занятия на станциях. Она проводится во внеурочное время, а ее содержание регламентируется распределением учебного времени по разделам программы.

Распределение времени (в часах) по разделам учебной программы

Раздел учебной программы Экспериментальные группы

2-3-й кл. 6-й кл. 7-й кл.

Баскетбол 144 115 144
Футбол - 50 -
Хоккей - 50 -
Эстрадный танец, гимн-ка 144 - 144
Коми-пермяцкая культура 72 10 30
Сценическое искусство 100 - 10
"Я и окружающий мир" 72 - 30
Энциклопедия здоровья 30 10 30
Народные подвижные игры 72 12 12
Детское творчество 72 - -
Этикет 30 10 10

Формы занятий экспериментальных групп:

1.Спортивная секция.

2. Эстрадный танец. Девиз "Танцевальное искусство родственно спорту, требует мастерского владения своим телом".

3. Наша культура. Девиз "Коми-пермяцкая культура богата своими традициями. Их надо изучать".

4. Театральная "станция".

5. Почемучка. Девиз "Получим ответы на все свои вопросы об устройстве мира".

6. Неболейка. Дети узнают, как устроен их организм, как вести себя в различных ситуациях.

7. Игротека.

8. Сделай сам. Задача: формирование у детей творческой активности, воспитание художественного вкуса.

9. Этикет. Ребята узнают о том, как себя вести, как пользоваться "волшебными" словами, что надеть в праздник, на тренировку и т.д. На учебных занятиях, в ходе проведения игр спортивно-оздоровительной и эстетической направленности проводится тестовый контроль.

Возможно предлагаемые формы занятий с детьми вызовут неприятие - зачем все сваливать в одну кучу? Но не будем торопиться. Да, все, что мы предлагаем, в принципе известно, но мы пытаемся интегрировать одно с другим - различные виды игровой и эстетической деятельности ребенка. И это - ново. Надеемся, что такой метод занятий с детьми, их разностороннее воспитание поможет в конечном итоге восполнить недостатки общешкольного образования, не говоря уже о чисто спортивном.  


* Статья из ж. "Спорт в школе", 1996, № 2, с. 2.

** Примечание редакции журнала к статье Н.Д. Власовой.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Власова, Н.Д. Эта умная игра "Спарт" // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 289-291.