ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

С.В. Дудников, А.П. Анищенко,
кафедра педагогики

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако, только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Эффективный процесс обучения строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и на основе реализации принципов организации обучения.

Кратко отметим наиболее характерные возрастные особенности детей школьного возраста.

I Младший школьный возраст 6-10 л.

Адаптация к школьной жизни; ведущая деятельность - учение; психические новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия; возраст "двигательного расточительства" и повышенной эмоциональности.

II Средний школьный или подростковый возраст от 10-11 до 14-15 л.

Переход от детства к взрослости, "чувство взрослости"; ведущий вид деятельности - общественно-полезная деятельность во всех формах; половое созревание; "скачек в росте"; "моторный кризис"; "деавтоматизация"; новообразование - переход к абстрактному мышлению. Характерно личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

III Старший школьный возраст от 15 до 17-18 л.

Происходит завершение полового созревания.; ведущая деятельность - учебно-профессиональная, новообразования - профессиональное и нравственное самоопределение, "открытие своего внутреннего мира", устремленность в будущее, формирование мировоззрения; развивается эмоционально-волевая сфера личности и самоорганизация; происходит формирование чувства гражданской ответственности.

Основные принципы организации и проведения учебного процесса: самодеятельности, самоорганизации, развития, коллективизма, ролевого участия, ответственности, психологического обеспечения. (см. Схема 1 Принципы организации обучения)

Схема 1 Особенности организации процесса обучения учащихся двигательным действиям с учетом их возрастных особенностей и принципов организации обучения.

Младший школьный возраст.

  • Учитывать сенситивность для развития целого ряда физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости и общей выносливости.
  • Использовать двигательные действия, игры, ситуации, методические приемы, способствующие формированию произвольности психических процессов и поведения, внутреннего плана действия и рефлексии.
  • Обеспечить возможно большее разнообразие изучаемых двигательных действий, что необходимо для накопления двигательного опыта, развития двигательной памяти.
  • Формулировать задания, по изучению двигательных действий младшим школьникам нужно конкретно, кратко, четко.
  • Одним из главных методов обучения младших школьников является показ двигательных действий, использование других форм наглядности.
  • Учитывая небольшую длительность, прочность сохранения материала в двигательной памяти младших школьников, важно соблюдать правила повторения изучаемого материала.
  • Обеспечивать высокую эмоциональность обучения двигательным действиям.
  • Оценивать младших школьников следует как можно больше, предпочитая развернутые суждения с полезной информацией.

Наиболее доминирующими на наш взгляд, в этом возрасте, являются принципы коллективизма и ролевого участия, так как одним из объектов пристального внимая учителя должны быть межличностные отношения, формирование коллектива класса. Ученики очень охотно берут на себя определенные роли и каждый хочет быть первым. Эти принципы реализуются в способах проведения эстафет, игр, соревнований.

Средний школьный или подростковый возраст.

  • Учитывать сенситивность для совершенствования силы, скоростно-силовых качеств, быстроты целостных двигательных действий.
  • Осуществлять дифференцированный (к мальчикам и девочкам), а лучше индивидуальный подход, при обучении двигательным действиям, в дозировке нагрузки, нормативах, требованиях.
  • При деавтоматизации двигательных навыков следует правильно психологически настроить подростка, что это временно и пройдет. Следует предложить вспомнить внутренние ощущения и ориентиры, при удачном выполнении двигательного действия, мысленно повторить эти ощущения и ориентиры, и попробовать выполнить двигательное действие.
  • Главным методом обучения двигательным действиям должно стать объяснение, раскрывающее закономерности физических упражнений.
  • Следует бороться с однообразием, включая больше эмоционально окрашенных заданий.
  • Следует совершенствовать способности к самонаблюдению, самоконтролю, самооценке выполнения двигательных действий, развития физических и волевых качеств.
  • Поощрять стремление к самостоятельности, проявлению инициативы, творчества, создавая возможности к этому. Руководить самовоспитанием.
  • Специальное внимание следует уделять формированию коллектива класса, его сплочению, выдвижению наиболее интеллектуальных лидеров.

Наиболее доминирующими, на наш взгляд, в этом возрасте являются принципы самодеятельности и коллективизма, т.к. к этому приводят возрастные особенности развития и возрастные новообразования. Эти принципы реализуются в организации творческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

Старший школьный возраст.

  • Целесообразно опираться на психические новообразования при формировании и поддержании мотивации к занятиям физическими упражнениями.
  • Учитывая высокую работоспособность старших школьников, необходимо постепенно повышать объем и интенсивность физических нагрузок, развивать выносливость, силу, скоростно-силовые качества.
  • Создавать ситуации требующие проявления волевых качеств, особенно настойчивости, решительности, инициативности, самообладания.
  • Существенно повышать интеллектуальную нагрузку, давать творческие задания от придумывания новых двигательных действий, до создания сценариев спортивных праздников. Преподносить теоретические знания в проблемной форме.
  • Каждая оценка должна быть выверена и основываться на четких критериях, известных учащимся.
  • Следует специально уделять внимание формированию индивидуального стиля тренировочной и соревновательной деятельности.
  • Поощрять проявление самостоятельности и инициативы. Нужно доверять старшим школьникам сложные дела, ответственные обязанности: помощника учителя, тренера, судьи или секретаря детских соревнований.
  • Используя тактику сотрудничества следует шире внедрять ученическое самоуправление.

Наиболее доминирующими , на наш взгляд, при организации обучения двигательным действиям старших школьников являются принципы ответственности и самоорганизации т.к. формируется гражданская ответственность, мировоззрение, волевые качества, самостоятельность. Эти принципы реализуются через самостоятельные и коллективные творческие задания.

Следует обратить особое внимание на способы реализации данных принципов через контроль, самоконтроль, оценку и самооценку, и, возможно, по вновь разработанным критериям и алгоритмам, т.к. система контроль-оценка-отметка уже не отвечает современным требованиям.

Литература

Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.

В мире подростка / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Медицина, 1982.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987.

Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.

Психология развивающийся личности / Под ред. А.В.Петровского, М.: Педагогика, 1987.

Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Провещение, 1987.

Шумилин Е.А. Психологические особенности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Хозяинов, Г.И. Организация процесса обучения учащихся двигательным действиям с учетом их возрастных особенностей / Хозяинов Г.И., Анищенко А.П., Дудников С.В. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 4. - С. 110-114.