САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.И.Курилкин,
кафедра психологии

Сложное положение, в котором оказался спорт, является результатом влияния целого комплекса экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов. Многие раннее известные и широко распространенные "составляющие" системы спортивной подготовки, основанной на технократическом подходе, в современных условиях недостаточны. В настоящее время человеку, занимающемуся любым видом деятельности, предъявляются повышенные требования к развитию регуляторных процессов, позволяющих личности выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определить перспективы своего развития, пути и средства его реализации.

Особое значение исследование этих проблем приобретает в резко изменившихся условиях спортивной деятельности. Развитие у спортсменов способностей к саморегуляции имеет важное значение для максимальной реализации их возможности. Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующий направление и уровень активности субъекта, становления его личности. Вместе с тем анализ спортивной практики показывает, что к вопросу влияния самооценки на спортивный результат уделяется недостаточное внимание, недооценивается ее роль как механизма произвольной саморегуляции деятельности спортсмена. В психологии спорта самооценка изучалась в контексте проблем психологической подготовки спортсмена.

Практическая значимость проблемы самооценки личности в спорте, на примере волейболисток высшего спортивного мастерства состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при диагностике и коррекции самооценки спортсменом своих личностных качеств, поведения, отношений и как результат - формирование адекватной самооценки готовности к соревновательной деятельности. В системе психологической подготовки спортсменов различного уровня мастерства к соревнованиям они могут быть включены в курсы и спецкурсы по психологии, теории и методики спортивной тренировки командно-игровых видов спорта.

Оценка себя как личности - не менее сложная задача, чем оценка факторов и явлений окружающей действительности. "Самовоспитание, отмечает Х. Хекхаузен, есть лишь частный случай восприятия познания и самопознания - две стороны диалектически единого процесса, детерминированного существованием внутренней связи между личностью и обществом".

В процессе самооценивания человек, с одной стороны, познает и оценивает реальную действительность, на которую направлена его деятельность, с другой- свои собственные качества и возможности, обеспечивающие выполнение этой деятельности. Самооценка является результатом этих двух линий познания.

В.С. Мерлин подчеркивал, что осознание человеком своих свойств связано с положительной или отрицательной социально-нравственной оценкой, определяющейся тем, какими нормами и критериями он при этом руководствуется.

Усвоенные человеком социально-нравственные ценности и определяют средства его самооценки. К ним относятся, например, выработанные личностью эталоны, принятые идеалы, усвоенные стандарты, внешние оценки и т.п.

Особая роль рефлексированных действий в процессе самооценивания подчеркивалась многими исследователями. Когда начинает выступать для себя самого одновременно как объект управления и как субъект управления, планирующей, организующей и контролирующий свои исполнительные действия, отмечает Ю.Н. Кулютин, у него появляются механизмы рефлексивной саморегуляции" связанной с отражением своего "Я".

Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой субъект может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и для окружающих.

В реальной жизнедеятельности человека самооценка функционирует как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Неосознаваемая самооценка проявляется либо в стандартных, привычных для человека ситуациях, либо в экстремальных, требующих быстрого принятия решений.

Спортивная деятельность - сильно действенное средство воспитания личности. Из практики работы с юными спортсменами известно, что те из них, которые имели завышенное мнение о себе, о своих возможных достижениях нередко прекращали занятие в секции из-за противоречия между мнением коллектива и неадекватной самооценкой. Оценивая уровень решения проблемы самооценки спортсменами своих личностных качеств, а также состояния готовности спортсменов к соревнованиям, полученных в результате педагогических и психологических исследований в спорте:

Во-первых, несмотря на значительное количество исследований по проблеме готовности спортсмена к соревновательной деятельности, ее самооценка изучалась чаще не как самостоятельная проблема, а как составная часть других психолого-педагогических проблем спорта, хотя, как механизм регуляции деятельности она несомненно имеет самостоятельное значение.

Во-вторых, нет специальных исследований особенностей проявления самооценки у спортсменов различного уровня мастерства, в том числе и на примере женского волейбола.

В третьих, мало работ, в которых бы раскрывались взаимосвязи самооценок готовности к соревновательной деятельности и самооценок других сторон жизнедеятельности спортсмена.

Волейбол - игра динамичная. Высокая скорость полете мяча, быстрые перемещения игроков и внезапная смена игровых ситуаций, необходимость одновременно воспринимать большое количество объектов (4-8) или их элементов - все это предъявляет большое требование к объему интенсивности и устойчивости внимания, его мгновенному переключению и распределению. В технических и тактических действиях волейболиста реализуется его творческое мышление, двигательная и логическая память, четкость и многообразие представлений об игровых ситуациях, игровое воображение.

Результатом успешной общей спортивной подготовки, в том числе и психологической, является состояние готовности спортсмена к участию в соревновании. Хорошее состояние готовности положительно скрывается на проявление физических, технических, тактических и психических качеств спортсмена. Поэтому точное определение степени готовности имеет большое практическое значение. В спортивной практике существует ряд объективных методов оценки состояния готовности - психологических, педагогических, медико-биологических и др. и субъективных - это самооценка игроком своего состояния.

Успешное выступление команды зависит не только от их разносторонней подготовленности и психической готовности к соревновательной деятельности, но и умелого руководства и управления со стороны тренера непосредственно пред чемпионатом (турне, туром) и в его процессе.

Особое назначение для управления соревновательной деятельностью игрока, команды, имеют словесные воздействия. Умение тренера подобрать точные, четкие формулировки, подбадривающие спортсмена, умение сдерживать свои эмоции,, не сорваться на крик, грубость - важнейшее средство психологического регулирования.

В последние годы высокие спортивные результаты зависят от материального обеспечения со стороны состоятельных спонсоров.

Результаты исследования (исследования проводились в течении 1991-1994гг. в двух группах испытуемых -волейболисток различного уровня спортивного мастерства), особенностей самооценки волейболисток высоких и низких разрядов своих свойств личности, а также готовности спортсменок к ответственным играм, позволили сделать следующие выводы:

1. Уровень спортивного мастерства оказывает непосредственное влияние на самооценку готовности спортсмена к соревнованиям. Так, у высококвалифицированных волейболисток самооценка их готовности к выступлению на соревнованиях оказалась на адекватном уровне в 60,4% показателей. В то же время, у спортсменок низких разрядов адекватные самооценки составили 31,1%, что в два раза ниже, чем у спортсменок высших разрядов.

2. Выявленное преобладание адекватных самооценок готовности к соревнованию до и во время игры свидетельствует о более высоком уровне развития, прогнозирования своих результатов и действий, и более эффектном самоконтроле во время выполнения двигательных действий волейболисток высших разрядов по сравнению с игроками спортивных школ. Большое количество заниженных самооценок после игры у игроков команд мастеров говорит об их излишней самокритичности при оценке своих действий, даже, после успешно проведенной игры.

3. Система самооценки личности представляет собой сложную структуру взаимосвязи между самооценками различных сторон ее проявления у высококвалифицированных волейболисток наблюдается выраженная тенденция завышения самооценок личностных качеств по специально подобранным тестам. Вместе с тем, в самооценках, связанных с решением проблем страха, неуверенности в своих силах, преобладает заниженные самооценки. У спортсменок низших разрядов самооценка различных личностных качеств находится на адекватном уровне. Самооценка тех проявлений личности, которые связаны с достижением жизненных успехов, также ближе к адекватной. Различия между средними показателями между спортсменами высоких и низких разрядов статически достоверны: соответственно Р>0,05, P>0,001.

4. По результатам исследования показатели самооценки готовности спортсменок к соревнованиям совпадают с результатами тестирования личностных качеств. Совпадение результатов самооценки готовности и результатов тестирования личностных качеств наиболее ярко проявилось у спортсменок низких разрядов, очевидно, на уровень самооценки у начинающих спортсменок меньше всего оказывает влияние различные мотивы спортивной деятельности, такие как, "меркантильность", "личная материальная обеспеченность", "амбициозность", "уровень притязаний" и др.

5. У волейболисток как высших, так и низших разрядов среди личных качеств наиболее высокой оказалась самооценка "общительность". Надо полагать, волейбол как командная спортивная игра, характеризующаяся совместной деятельностью, уже на ранних этапах спортивной подготовки интенсивно формирует у игроков "общительность", как важнейшее профессиональное качество.

6. Важным фактором достижения заметных успехов в волейболе является ярко выраженная "активность" игроков. "Активность" спортсменок-мастеров оказалось на порядок выше, чем у игроков низших разрядов. Различия в средних показателях между группами достоверны (Р > 0,05).

7. Для многих волейболисток - 75% высоких разрядов и 66% низких разрядов характерно состояние "тревожности" и "психической напряженности", "неуравновешенности", "конфликтности". "Психическая неуравновешенность" особо ярко выражена у высококвалифицированных спортсменов. Различия в средних показателях по этому фактору между двумя группами достоверны и находятся на высоком уровне значимости (Р >0,001).

8. Высокие показатели "психической неуравновешенности" у волейболисток высоких разрядов соотносятся с показателями заниженной самооценки, в которой проявляется "беспокойство", "неуверенность" в успешном решении жизненных проблем. Коэффициент корреляции между показателями составляет 0, 58.

9. Социальная зрелость игроков высоких и низких разрядов находится в основном на среднем и низком уровне. Они характеризуются "активностью", "раскованностью", "стремлением к высоким достижениям", но достаточно эгоистичны и себялюбивы, не всегда считаются с правилами и морально-этическими нормами. Различия в средних показателях между группами по этому фактору недостоверны. На уровне высокого спортивного мастерства индивидуальные психологические различия игроков проявляются более заметно, чем на низких его ступенях, что отражается в большом разбросе показателей личностных качеств у высококвалифицированных волейболисток и их самооценок.

Проведенные исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций.

1. В интересах повышения эффективности спортивной подготовки волейболисток необходимо целенаправленно формировать у них умение адекватно оценивать свою готовность к предстоящему соревнованию, начиная с начальных этапов занятия волейболом, т.е. с того момента, когда юные волейболистки начинают участвовать в официальных соревнованиях. На более ранней стадии, также, необходимо давать начинающим спортсменам задания по самооценке точности выполнения конкретных физических упражнений, проявления отдельных физических качеств.

2. В работе с высококвалифицированными спортсменами в целях воспитания у них социальной зрелости и их безболезненной социальной адаптации, в будущем, необходимо формировать у них адекватную самооценку важнейших личностных качеств, представляющих собой непреходящие общечеловеческие ценности, и уверенность в возможности достойно и успешно применить свои знания, умения, свой богатый опыт после завершения спортивной карьеры.

3. Для совершенствования системы психологической подготовки спортсменов высокого уровня спортивного мастерства к соревнованиям необходима разработка комплекса педагогических воздействий на развитие самосознания и формирования адекватной самооценки готовности спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. В него входит: 1) система самооценивания спортивной деятельности в процессе тренировки, т.к. на уровне высоких разрядов тренировка должна полностью соответствовать его игровой деятельности на соревнованиях. По своей интенсивности тренировка должна быть не ниже самого напряженного матча. Самооценка во время тренировки прежде всего направлена на оценивание точности действий с мячом, т.к. вокруг него завязана борьба во время игры; 2) система самооценки готовности к соревновательной деятельности перед и в процессе соревнований, т.е. до игры, во время игры и после игры. Эта система совершенствует не только самооценку как таковую, но и спортивную деятельность.

4. С целью развития прогностических способностей и оценивания результатов, а также более эффективном самоконтроле за своими двигательными действиями в процессе тренировки необходимо "моделировать" предстоящие двигательные действия через проведение идеомоторной тренировки с программой направленности внимания на выполнение основных наиболее информативно-значимых компонентов игры в каждом конкретном соревновании. Как известно, каждая команда имеет свой определенный "стиль", или "рисунок" игры, поэтому в процессе "прогнозирования" обязательно должен входить "образ" или представление о будущем соревновательном действии с этим конкретным соперником. В процессе тренировки у спортсменок вырабатываются умения и навыки игры на конкретного соперника и вырабатываются навыки самоконтроля за своими действиями, в том числе и адекватная оценка успешной и неуспешной деятельности.

5. В процессе спортивной тренировки тренеру необходимо постоянно контролировать особенности проявления личностных качеств волейболисток и "отслеживать" их динамику в различные п5ериоды спортивного совершенствования. По показателям проявлений личностных качеств можно строить психологическую подготовку спортсменок в процессе спортивной тренировки, без всяких "авралов" перед очередной игрой.

6. Для формирования наиболее благоприятного "психологического климата" в команде и нейтрализации "тревожности", "психической напряженности", "неуравновешенности", "конфликтности" необходима организация "вне тренировочного" периода жизни и деятельности волейболисток. Это могут быть: - встречи с болельщиками; - вечера общения" родителей, спортсменок, друзей и знакомых.

7. Необходимо планирование и обязательное проведение реабилитационных, восстановительных сборов.

8. Особое значение для высококвалифицированных спортсменок имеет соблюдение условий контракта, что создает предпосылки для формирования социальной активности личности.

Проведенные исследования не претендуют на полное и всестороннее изучение проблемы самооценки личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности в силу ее сложности и многозначности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Курилкин, А.И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 4. - С. 119-125.