Инвалидам нужен спорт!

Инвалидам нужен спорт!*

Эрнст ван Аакен (США)

Год 1981-й - это год 400 миллионов инвалидов во всем мире и год Олимпийского конгресса в Баден-Бадене.

Открытой целью всеобщей активности является намерение достигнуть для инвалидов возможно широкого и полного участия во всех областях жизни и равенства с не-инвалидами. Если подумать о прошедших годах - "годе детей" и "годе женщины", то можно усомниться в том, что такие программы мирового значения в состоянии оказать влияние - в нашем случае - на отношение и поведение людей к инвалидам. Действительно, здесь спорт стоит перед серьезной задачей и располагает наибольшими возможностями.

Спорт как тренировка движений, тренировка телесных возможностей, как выработка силы воли и самообучение, как предварительная подготовка к профессии и к слиянию с обществом важен для любого рода инвалидности, для всех инвалидов и охватывает их как целое.

Усилить чувство собственного достоинства!

Такое слияние инвалидов с обществом наблюдается, например, там, где здоровые дети играют вместе с детьми-инвалидами: в детских садах, в спорте, в совместной жизни.

Детские игры - это спорт взрослых и для взрослых инвалидов - безразлично какой категории - спорт, это игра, тесно связанная с учебой, постоянно уравновешивать, даже преодолевать свою инвалидность.

Главным для каждого инвалида является тренировка самостоятельности, безразлично какой формы. Чувство собственного достоинства придает силу слабым, а самостоятельность в несчетном количестве случаев показала, что возможно в инвалидности человека и что было бы возможным, указав ему путь и получив поощрение общества.

Инвалид должен усвоить, что он иногда совершенно один и ему необходимо это понять, несмотря на то, что тысячи таких как он при всем желании не выносят одиночества и постоянно ждут от нас любви и заботы.

Для того, чтобы обеспечить интеграцию инвалидов, необходимо иметь в распоряжении в самых различных местах возможность для тренировки самостоятельности, встречи инвалидов с не инвалидами должны стать правилом - в результате чего обе стороны могут учиться одна от другой.

Не только слова

Конечно, в течение года инвалидов со стороны не инвалидов нужно сделать многое для того, чтобы создать все предпосылки для возвращения инвалидов "на дневной свет" и для возможно большего понимания их остальной частью населения. Мы должны жить друг с другом, мы должны понимать друг друга - без громких слов, без программ и предложений.

Нужны дела

Так например, инвалидам повсеместно необходимы уличные тротуары и рампы, приспособленные для кресел-колясок; в равной мере нужны им легко доступные туалеты, телефонные будки, автоматы или инвалидные такси. Инвалиды должны иметь возможность для удобного паркования своих автомашин, располагать охраной и преимуществами на уличных перекрестках, хотя бы в гостиницах иметь возможность пользоваться лифтом и иметь в своем распоряжении приспособленные для них умывальные помещения. И если то одно, то другое - например, свободное или удешевленное пользование городским транспортом - оказывается возможным, то инвалид применит для этого все преимущества и уроки, которые предлагает ему спорт.

Спорт предлагает инвалидам любой категории возможность настолько развить в себе определенные функции своего тела, что ошибки и невозможность других функций почти не замечаются.

Если потеряны ноги, то руки, плечи, мускулы живота и кисти рук могут быть настолько развиты, что инвалид при помощи рук может исполнять движения, для которых главным образом применяются ноги. Этим путем можно научиться при помощи рук легко ложиться в ванну непосредственно из кресла-коляски или выходить из нее, упражняться в кресле-коляске при помощи ручек и даже выполнять стойку на кистях, как на брусьях или, сидя, быстро двигать остатками ног, как в беге на 100 метров.

В противоположность этому инвалид, потерявший руки или кисти рук, должен использовать свои ноги и тренировать в особенности остатки своих конечностей. Он должен найти в себе силу воли для движений и придумать несколько дюжин упражнений, которые в общем приведут к функционированию кистей рук, рук и плеч и всей мускулатуры. Ежедневно теплые и горячие ванны, массаж, активные и пассивные упражнения в движениях. Кроме этого медикаменты, витамины и препараты, которые нужны также и спортсмену для того, чтобы опять стать здоровым и восстановить полноту движений после болезни или травмы.

Занимаясь спортом, инвалид учится вести здоровую жизнь, поднимать свои достижения, поддерживать правильное питание, принимать физические меры для усиления кровоснабжения, для размягчения сухожилий и мускулов и, в результате, он достигает подъема своего духа для достижения возможно высоких результатов - несмотря на инвалидность.

... превзойти самого себя

Подобно спортсмену инвалид в рамках своей тренировки должен иметь паузы, упражняться в возможности напрягаться и расслабляться и кроме того внутренне настраиваться на напряжение и правильный отдых. Спорт позволяет ему учиться делать возможным то, что кажется невозможным. Так например, в 1979 г. в Вальдниле (ФРГ) одна из японских спортсменок приняла участие в марафоне "АВОН" несмотря на то, что у нее только одно легкое.

Слепой прыгун Фриц Ассми и слепой же марафонец Вернер Ратерт - оба работают по своей профессии - являются примерами железной воли, примерами, которые можно умножить на сотни. Большое количество ампутированных на своих протезах принимают участие в марафоне, в то время как один из инвалидов, ампутированный до бедра, стал обладателем в беге на дистанцию в 100 метров, будучи участником Олимпиады инвалидов. Быть может в этом случае была перейдена граница, которую должны себе ставить инвалиды и их тренеры.

Интеграция в жизнь

Спортивная жизнь инвалидов, безразлично какой категории, интегрирует обездоленных судьбой опять в общественную жизнь, вначале в кругу друзей и в семье, в целом ряде случаев в отвечающей его наклонностям профессии, а также и в области задач, наполняющих его радостью. Многие из инвалидов познают после несчастного случая, после болезни или возникновения хилости, что у них появилось время для других дел, для которых ранее, в профессии и в быту, не было времени; нередко именно инвалиды находят дорогу к духовной и созидательной деятельности, главным образом к музыке. Врачи, воспитатели, тренеры, должны своевременно воспитывать отвагу инвалида и помогать ему медленно становиться самостоятельным. Они должны ежедневно оказывать ему поддержку, не забывая о том, что есть целый ряд лекарств и вспомогательных средств для того, чтобы вернуть ему утраченные функции.

Спорт и оставшиеся в распоряжении инвалида возможности для телесных движений являются важнейшими факторами в выработке в инвалидах самостоятельности во имя интеграции в общественную жизнь и для возвращения радости к жизни и собственного достоинства. Общество, все ответственные деятели в политике, хозяйственной жизни, в спорте и в гуманитарной области призываются внести свой вклад в это - и не только в течение 1981 "года инвалидов".


* Ernst van Aaken. The disabled need sport / Инвалидам нужен спорт // Bulletin 11th Olympic Congress — Baden Baden, 1981, pp. 45-48.

Для более точного перевода английского текста и устранения стилистических погрешностей в русский текст редактором внесены некоторые поправки.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Эрнст, в.А. Инвалидам нужен спорт! = [The disabled need sport] / Эрнст ван Аакен // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 8-11.