Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики.

Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики.

Чесноков Н.Н. (Россия)

Осуществление определенной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями всегда было одним из важнейших показателей как уровня развития самой этой политики, так и в более общем масштабе - уровня продвинутости и прогрессивности всего общества в целом. Процесс создания необходимых условий и предпосылок для того, чтобы интеграция людей с ограниченными возможностями в систему социальных отношений происходила максимально эффективно и безболезненно, является весьма сложным, разнохарактерным, включающим в себя и материально-техническую обеспеченность этого процесса, и информационно-технологические разработки, и институционально -организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.

Одним из важнейших условий обеспечения этого процесса является формирование корпуса специалистов для работы с инвалидами, готовых и способных реализовывать принципы гуманистически ориентированной социальной политики в своей практической деятельности. Важно отметить, что решение этой проблемы как особого направления в образовательной деятельности стало выделяться относительно недавно. В прежние времена такого рода работа была весьма ограничена как по масштабу, так и по спектру квалификационных характеристик тех специалистов, которые формировались для этой особой во многих отношениях деятельности. В настоящее время образовательная практика, связанная с данной проблемной областью, становится все более широкой и многообразной.

Наряду со специалистами чисто медицинского и медико-технического профиля, призванными обеспечивать собственно медицинскую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, специалистами в области педагогической деятельности (например, работающими в области коррекционной педагогики), все большее распространение получает целенаправленная подготовка специалистов по адаптивной физической культуре. Такого рода специалисты должны сочетать в себе способность обеспечивать для лиц с соответствующими нарушениями, ограничениями возможность как физической реабилитации - и соответственно адаптации к жизненной среде, к определенным видам практической деятельности, так и

способствовать социально - культурной реабилитации этой группы людей, восстановлению их социально-коммуникативных возможностей и связей, их интеграции в современное социальное и культурное пространство.

Последнее обстоятельство обусловлено не только тем несомненным фактом, что, независимо от специфики осуществляемой реабилитационной деятельности, каждый специалист, работающий с инвалидами, непременно должен быть ориентирован, в конечном итоге, именно на интегрирующий, социально-реабилитирующий смысл такого рода контакта со своими подопечными. В случае же, когда мы обращаемся к проблеме развития адаптивной физической культуры, немаловажным обстоятельством, еще более усиливающим значимость указанного аспекта проблемы, является то, что такого рода реабилитационная деятельность является, хотя и специфическим, но тем не менее весьма важным компонентом культуры, человека и общества, т.е. того особого пространства, которое делает человека собственно человеком, в котором он приобщается (а в рассматриваемом нами случае - получает возможность приобщиться) к различным по форме и характеру общественным и культурным ценностям. Осмысление данного аспекта деятельности является необходимой составляющей процесса подготовки специалистов для работы с инвалидами, в частности, в области адаптивной физической культуры, что обусловило необходимость обратиться к вопросу о социально - культурном измерении данной деятельности, о ее месте в социальной политике общества более детально.

Социальная политика, рассматривается нами как целенаправленная институциональная организация социального взаимодействия людей, направленная на решение социально значимых проблем, связанная с обеспечением поддержки наименее защищенных групп населения, их интегрированности в общественные отношения, с распространением в систему социальных отношений, с распространением и освоением социально приемлемых форм поведения и деятельности, а также образцов, норм и ценностей, значимых для данного сообщества людей.

Задачи социальной политики в этом отношении включают, как минимум, 3 основных аспекта:

-внутриинституциональный, т.е. соответствующую организацию институциональных структур, обеспечивающих разработку и осуществление социальной политики (органы управления, учреждения и организации, исследовательские институты, вузы)

-социально-функциональный, т.е. регулирование связей институциональных структур отрасли с социальными группами;

-общесоциальный, связанный с решением проблем общей социализации и инкультурации соответствующих групп населения (в том числе, и лиц с ограниченными возможностями).

Основными группами механизмов, обеспечивающих реализацию социальной политики в целом в ее отдельных направлениях, являются:

1. Институционально-организационные., включающие:

а) государственные структуры, предназначенные для разработки стратегии социальной политики (министерства, ведомства и пр.);

б) исполнительные институты для реализации стратегических и тактических целей социокультурной политики на государственном уровне.

2. Правовые., связанные с вопросами легитимизации социальной политики:

а) закрепление прав и обязанностей субъектов и институтов политики;

б) определение предмета правовых отношений между ними, границ и характера соответствующей деятельности;

в) определение ответственности за невыполнение норм. 3. Экономические., связанные с:

а) определением источников финансирования;

б) распределением ресурсов в соответствии с приоритетами в области социальной политики на каждом конкретном этапе развития общества.

Необходимость принципиально новых ориентации и подходов в политике социокультурной реабилитации инвалидов как в общем плане, так и в более узком - ведомственном - пространстве деятельности не вызывает на сегодняшний день сомнений. Такого рода необходимость обусловлена особенностями данной социальной группы, ее количественными и качественными характеристиками, с одной стороны, отсутствием полномасштабной реализации социальной политики в отношении инвалидов, соответствующей сегодняшним реалиям жизни и всего общества, и потребностям людей с ограниченными возможностями, с другой.

Очевидным (и безусловно, печальным) статистическим фактом последнего времени является постоянный рост числа инвалидов в российском обществе, и в этом смысле превращение данной социальной группы во все более количественно значимую в общем составе населения. Укрепление этой тенденции в период социально-экономических трансформаций, происходящих в последнее десятилетие, диктует необходимость выработки ясной и точно выверенной социокультурной политики по отношению к группе, включающей почти каждого десятого россиянина, и делает невоз

можным сохранение принципа "вторичности" и "второсортности" в решении социокультурных проблем инвалидов.

Не менее, если не более, значимым фактором, являются качественные характеристики инвалидов, т.е. людей, более или менее существенно ограниченных в своих связях и взаимодействиях с обществом. Процессы включения в социальное и культурное пространство, адаптации к сложившимся в нем устоям, использования и развития накопленных человечеством ценностей, самореализации и утверждения себя в той или иной форме - все эти важнейшие , условия полноценного существования человека, не дающиеся автоматически и здоровому, для лиц с ограниченными возможностями нередко представляют собой подлинные барьеры, преодоление которых возможно лишь с помощью и во взаимодействии с другими людьми.

Очевидно, что каждый из социокультурных аспектов существования инвалидов, создания условий для их полноценного, равного в своих основаниях с другими индивидами самоосуществления, разрешения возникающих здесь проблем предполагает выстраивание соответствующих социальных решений, которые бы учитывали особенности конкретного вида социокультурной практики, возможности индивида (демографические, социально-культурные, связанные с характером инвалидности и пр.), социально-экономический, технологический и культурный потенциал общества и т.д.

Таким образом, необходимым условием адаптации инвалидов в социокультурное пространство, реабилитации (т.е. восстановления) их социокультурных связей является существование специализированной социокультурной политики в отношении инвалидов, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной общественной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как научная обоснованность; системность подхода при выявлении и постановке проблем; учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов; регионализация, иерархичность и координированность субъектов организационной деятельности; опора на правовые основания; технологичность подходов и решений.

Важнейшими векторами построения социокультурной политики в отношении инвалидов должны стать ориентация на способности инвалидов, а не на их инвалидность; на поддержание гражданских прав и достоинств инвалидов, а не на рассмотрение их как объект благотворительности.

Анализ сложившейся ситуации дает основания сделать вывод о недостаточном, а в каких-то отношениях и откровенно слабом развитии сферы социальной и культурной деятельности инвалидов,

которая рассматривается скорее как некоторое второстепенное "приложение" к таким областям, как медицинское обслуживание и профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями, их материальное обеспечение (содержание Закона о социальной защищенности инвалидов, анализ прессы, в том числе специализированной прессы ВОИ и т.д.)

Не подвергая сомнению действительную значимость вышеуказанных областей, следует акцентировать внимание на особой, ничем иным не компенсируемой роли деятельности, связанной с включением в различные формы социокультурной практики. Это то особое пространство развития которое потенциально ( а при соответствующей политике - и реально) содержит весьма широкий спектр выбора форм самоосуществления, несет в себе функцию психологической компенсации и восстановления разорванных социальных и социально-психологических сетей взаимодействия инвалидов.

Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, прежде всего - значительное количество инвалидов с возможностями, ограниченными лишь в каком-то определенном отношении, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности как, с одной стороны, _возможной., а с другой - необходимой .области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями.

Особое место в системе досуговой деятельности инвалидов должно принадлежать СПОРТУ - как массово-оздоровительному, так и соревновательному, что связано еще с одной структурной особенностью инвалидности в современном обществе - значительным количеством инвалидов молодых возрастов. Выделяя данную форму времяпрепровождения, акцентируем внимание именно на последнем, соревновательном аспекте ее развития, поскольку очевидна особая роль данной формы деятельности в формировании позитивной, "достигательской" мотивации, в выработке установки на преодоление самого себя .в сопоставлении с другим., но во многих отношениях подобным тебе человеком. Соревновательность стимулирует личность превзойти саму себя, стремясь превзойти своего соперника, что создает мощный социально-психологический фон самоутверждения личности, ее приобщения к сетям социального взаимодействия.

Несмотря на значимость выделенного нами аспекта обеспечения интеграции инвалидов в общество, сегодняшнее состояние данной сферы деятельности инвалидов характеризуется спорадичностью проводимых мероприятий, несистемностью подхода. к обеспечению ее функционирования и развития.

НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ сферы культуры в контексте жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями, досуговых видов деятельности инвалидов, в том числе спорта, предопределен рядом факторов и обстоятельств, которые могут быть сведены к трем основным группам:

а) неразвитость соответствующей инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов;

б) отсутствие сложившихся социальных ориентации (как на уровне идеологии, так и обыденных представлений), способствующих конституированию и развитию данной области деятельности инвалидов, а также соответствующих социально-организационных решений;

в) слабая собственная мотивированность досуговых форм деятельности у лиц с ограниченными возможностями.

Неразвитость инфраструктуры, досуговой деятельности инвалидов проявляет себя в таких характеристиках, как - низкий уровень доступности, а нередко и просто недоступность, многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.);

- отсутствие или весьма ограниченное число специализированных спортивных сооружений, оснащенных соответствующим оборудованием для различных групп инвалидов;

- отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга, спортивных тренеров для соответствующих групп инвалидов;

- слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.

Важным и весьма негативным моментом является также отсутствие устойчивых социальных ориентации и социально-организационных решений, которые могли бы способствовать конституированию и развитию досуговых форм деятельности инвалидов.

В то же время, говоря об объективных по своему характеру предпосылках, нельзя не обратить внимание и на такое обстоятельство, как достаточно часто встречающаяся недостаточная собственная мотивированность досуговых форм деятельности у лиц с ограниченными возможностями касается, прежде всего, активных форм занятий досуговой деятельностью и в меньшей мере - потребления зрелищ. Одной из причин такой ситуации является сложившаяся устойчивая патерналистская модель взаимодействия общества и инвалида, вырабатывающая и закрепляющая более потребительские ориентации, чем ориентации на активно-творческое .взаимодействие с окружающим миром, в том числе в виде досуговых форм

деятельности. В то же время именно последние, наряду с профессионально-трудовой деятельностью, могут рассматриваться как важнейшие формы саморазвития и самореализации личности с ограниченными возможностями, как существенная сфера социальной реабилитации и психологической компенсации инвалидов.

Исходя из вышеизложенного, можно рассматривать указанные три блока проблем как основные направления деятельности по развитию и институционализации культурного пространства жизнедеятельности инвалидов, сферы социализации, досуговой области. Представляется необходимым сведение этих направлений в рамках единой Программы, включающей научно-исследовательский, проектно-методический и практически-прикладной разделы: а) по каждому проблемному блоку;

б) по каждой из структурных единиц, выделенных в рамках контингента лиц с ограниченными возможностями по тем или иным основаниям (характер инвалидности, возрастная группа, тип поселения и др.)

Развитие инфраструктуры досуга должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей различных групп инвалидов в различных видах досуговой деятельности - как в смысле возможностей посещения культурно-зрелищных и спортивных сооружений и приобщения к культурным ценностям через их потребление, так и в смысле создания условий для активных занятий досуговыми видами деятельности самими инвалидами. Ориентируясь на данные цели, необходимо осуществить следующие шаги:

- изучить существующие культурно-зрелищные учреждения и спортивные сооружения с точки зрения их доступности и возможности полноценного использования для каждой группы инвалидов (частично данная работа проведена, но требует существенного дополнения по охвату просмотренных объектов);

- изучить потребности и запросы соответствующих групп лиц с ограниченными возможностями относительно пассивно-зрелищных и активно-творческих форм досуговой деятельности;

- с учетом данных такого исследования и прогнозируемой динамики распространенности инвалидности по соответствующим группам разработать приоритетные направления развития инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов (с учетом невозможности одномоментного решения данной проблемы);

- провести маркетинг социально-культурных услуг инвалидам;

- разработать и апробировать новые оздоровительные технологии в системе досуговой деятельности;

- разработать и апробировать новые формы и технологии развлекательной деятельности инвалидов;

- разработать и апробировать новые формы спортивных соревнований среди различных групп инвалидов;

создать современную индустрию досуговых средств деятельности для инвалидов (технического оснащения, приспособлений, оборудования и т.п.)

Одним из важнейших условий развития данной сферы деятельности, как уже отмечалось выше, является активизация подготовки специализированных кадров для ее обеспечения. При этом необходимо иметь ввиду два направления: а) подготовку кадров, обладающих соответствующей квалификацией для работы с инвалидами; б) соответствующее профессиональное образование самих лиц с ограниченными возможностями.

Несмотря на то, что ряд шагов в этом направлении уже предпринят (например, организован прием лиц с ограниченными , возможностями в ряд высших учебных заведений; утверждена специальность "реабилитолог" и организована подготовка кадров в соответствии с принятыми нормативами; организована подготовка социальных работников, ориентированных в том числе и на работу с инвалидами и т.п.), однако, подготовка специализированных кадров для организации и осуществления работы с инвалидами носит очевидно количественно ограниченный и качественно неадекватный характер:

а) по своим „масштабам., которые несоизмеримы с объективной численной потребностью в специалистах такого рода;

б) по степени дифференцированности подготовки, с точки зрения соответстветствия всем основным направлениями работы с инвалидами:

подготовка ведется преимущественно лишь с ориентацией на медико-реабилитационный аспект и проблемы социального обеспечения, а культурно-творческие, досуговые, спортивные аспекты работы с инвалидами обеспечиваются преимущественно на уровне "самодеятельности";

в) по дифференцированности подготовки .с точки зрения адекватности социально-групповой дискретности феномена инвалидности: подготовка кадров лишь в очень незначительной степени учитывает существенную возрастную, территориальную и другие виды дифференциации, а также особенности групп по характеру их инвалидности.

Одним из направлений культурно-образовательной политики в связи с решением проблемы кадров для работы с инвалидами, должно быть обеспечение целенаправленной подготовки специалистов из инвалидов: известна высокая значимость конкретного примера, находящегося "перед глазами". Такого рода специалисты могли бы быть ориентированы на социальную и акцептирование

психологическую реабилитацию инвалидов в детских учреждениях и учебных заведениях, на производстве, по месту жительства, на спортсооружениях, в местах отдыха, в реабилитационных центрах.

Наряду с решением обозначенных проблем при подготовке кадров как одного из важных условий социально-институционального обеспечения деятельности инвалидов в области культуры, необходимо обратить внимание на адекватную подготовку для работы с инвалидами членов семьи .инвалида, которые являются первичной социализирующей инстанцией и потенциально обладают максимальными возможностями для организации культуротворческой деятельности инвалида, его досугового времяпрепровождения, приобщения к ценностям культуры. Реализация этого потенциала предполагает создание соответствующего социального института работы с членами семьи инвалида.

Совершенствованию и развитию должно быть подвергнуто организационно-институциональное обеспечение рассматриваемой сферы деятельности. Уже проводимая в этом отношении деятельность представлена такими формами, как создание социально-досуговых центров в ряде регионов; клубов и кружков по интересам; секций для занятий отдельными видами спорта. Значимым фактом в организации творческой активности инвалидов является создание многопрофильных Центров творческой реабилитации.

Создание нового уровня организационного обеспечения культурно-творческой, спортивной деятельности инвалидов предполагает создание устойчивых структур, которые бы обеспечили систематичность такого рода деятельности, ее социально-адаптивный и креативный характер:

формирование центров художественно-творческой, досугово-развлекательной, спортивно-рекреативной деятельности со структурой, отражающей дифференциацию групп инвалидов по основным характеристикам;

- создание объединений, предполагающих совместную деятельнось родителей и детей, а также обучающих родителей навыкам самостоятельной (домашней) работы такого рода с детьми;

- проведение систематических спортивных соревнований по различным видам инвалидного спорта с существенным расширением их спектра;

- развитие устойчивых комплексных форм соревновательной, художественно-творческой и развлекательной деятельности инвалидов (фестивали, смотры, форумы), позволяющие проявить и сопоставить различные творческие возможности индивидов, их навыки и умения;

- создание консультационно-адаптационных центров по развитию творческих способностей инвалидов как средства их реабилитации и самореализации (с учетом их индивидуальных особенностей и запросов).

Важным условием эффективности осуществления такого рода работы должна стать научная проработанность системы организации культурной деятельности инвалидов, а также исследование их интересов и запросов в соответствующих сферах.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Чесноков, Н.Н. Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики // Спорт, дух. ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 190-199.