О ФОРМАХ ПРИКЛАДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

О ФОРМАХ ПРИКЛАДНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.П.Полянский,
кафедра теории и методики
физического воспитания

В развитии всякой научной теории, несомненно, велика роль совершенствования ее понятийного аппарата. Являясь содержательными гносеологическими формами, понятия выполняют общеметодологическую и эвристическую роль в науке, способствуют организации научной и практической деятельности человека. Необходимость исследования по уточнению понятий, характеризующих прикладную физическую культуру возникла в процессе работы над совершенствованием теоретико-методических основ этой сферы культуры в соответствии с кардинальными изменениями современного динамичного общества. Задача состояла в том, чтобы уточнить понятийные основы прикладной физической культуры, учесть и свести этимологические, общенаучные категорийные и традиционные основания ведущих понятий.

Вначале был проведен этимологический и общенаучный категорийный анализ понятия "прикладность", давший основание трактовать его в самом общем смысле как свойство объекта (явления) быть прикладным, практически пригодным в качестве приложения к чему - то основному, дополнять и/или воздействовать на него в определенном направлении (Л.П.Матвеев, В.П.Полянский, 1996). При анализе социокультурных , научно-практических и научно-технических явлений (прикладное искусство, прикладная химия, прикладная механика ...) представляется целесообразным, и чаще всего так и делается, рассматривать их прикладность в отношении возможности или непосредственно процесса содействия общественной и индивидуальной жизни человека, взятой либо в целостной, либо в конкретной формах ее проявления. При такой интерпретации прикладность физической культуры становится непременным атрибутом, - неотъемлемым, необходимым и существенным ее свойством, которое было замечено и выделено еще в работах основоположников теории и методики физической культуры П.Ф.Лесгафта, Г.Демени, А.Д.Бутовского и др., когда они указывали на изначальную взаимосвязь физической культуры в целом или ее частей с различными сторонами бытия, и прежде всего с трудовой и военной практикой.

В последующих наших исследованиях выявлялись сущностные формы и ретроспективные особенности проявления прикладности физической культуры, ее роли как в общественном развитии в целом, так и в развитии самой физической культуры в частности. Проведенный историко-логический анализ выявил множество сведений о самых разнообразных аспектах и нюансах прикладного использования физической культуры для удовлетворения потребностей, возникающих в разные времена у разных народов. Прежде всего была рассмотрена роль прикладности физической культуры в возникновении и первоначальном становлении физической культуры как социокультурного явления. С позиций прикладности проанализированы выдвинутые в разное время разными авторами в качестве изначальных следующие причины возникновения физической культуры: - связь с первобытным трудом (М.Д.Оробинский, 1959; Н.И.Пономарев, 1960 - 1989; В.В.Столбов, 1970, 1989; Л.Кун, 1982; В.Оливова, 1985; A.Wohl, 1955 и мн. др.) ; - игровое начало (А.А.Чалов-Шиман, 1926; Н.И.Новоселов, 1953; K.Reutler, 1940; K.Diem, 1960; B.Gillet, 1960) ; - инстинктивные биологические потребности в движении (А.А.Чалов -Шиман, 1926; Э.Нейдердоф, 1930; K.Groos, 1899; H.Genst, 1949; Ortega - и - Gasset, 1957; H.Damm, 1960; C.A.Bucher, 1964) ; - магические культово-обрядовые действа (А.Д.Бутовский, 1913; Л.Я.Штейнберг, 1936; А.С.Спиркин, 1960; Д.М.Угринович, 1963; F.K.Mathys, 1958; K.Diem, 1960; F.K.Nash, 1963).

Уже из приведенного перечня причин видно, что в процессе первоначального возникновения физической культуры как социо-культурного феномена ведущую роль сыграла ее прикладность, т.е. прикладные по сути возможности содействовать различным сферам жизнедеятельности, участвовать в них.

Этот вывод подтверждают другие результаты, которые дало ретроспективное изучение проявлений форм прикладности физической культуры. Многочисленные исторические примеры показывают, что среди других форм прикладности физической культуры преимущественное развитие получили трудовая и военная. Так, В.В.Столбов отмечает, что в дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения, главным образом охотничьи. В физической культуре народов, перешедших к оседлому образу жизни, на передний план выдвинулись верховая езда, борьба, поднятие тяжестей, танцы, медитации (Л.Кун). В Средние века среди телесных упражнений появившегося среднего сословия А.Д.Бутовский выделяет борьбу, бег "вперегонку", состязания в прыжках, в стрельбе, в метании камней и палок, в плавании и разнообразные игры в мяч, менявшие свой характер соответственно национальности. Поскольку ремесленники, цеховые объединения должны были участвовать в защите своих городов, а крестьяне нести воинскую повинность перед феодалом, то массовыми становятся занятия военно-физическими упражнениями, в особенности стрельбой и фехтованием (Г.А.Харабуга). Особая страница военной прикладности физической культуры связана с рыцарством. Рыцари, в частности, французские, по замыслу основателя первого ордена Гордфруа де Преи должны были обладать семью искусствами (C.Euler), из которых верховую езду, плавание, стрельбу, лазание, фехтование и борьбу сегодня относим к сфере физической культуры. Ближе к Новому времени, в период развития ремесленного и возникновения фабричного производства в Европе трудовая прикладность физической культуры все чаще связывается с ее оздоровительным значением. Причиной тому явились условия труда ремесленников и других "работных" людей. Появление трудов врачей - гигиенистов о профессиональных болезнях (Агриколы, Парацельса, Рамацини и др.) свидетельствовало о медицинской и социальной значимости проблемы. В высказываниях и практической деятельности гуманистов П.П.Веджерио, Ф.Филельфа, М.Веггия, Т.Мора, Т.Компанеллы, И.Меркуриалиса, Я.А.Коменского и других видны стремления облегчить с помощью физического воспитания не только труд ремесленников и промышленных рабочих, но и учебный труд школьников, который носил в то время выраженный схоластический характер. Аспекты трудовой прикладности физического воспитания актуализируются в Новое время, получают если не интенсивное, то, во всяком случае, экстенсивное развитие. В педагогических системах, как в общих, так и в появляющихся системах физического воспитания, в теоретическом обосновании и на практике просматривается стремление использовать физические упражнения для воспитания необходимых в труде и учебе качеств и способностей, для отдыха в профессиональных трудовых и учебных занятиях. Пожалуй, наиболее ярко трудовая прикладность выражена в воззрениях Г.Демени, который считал, что "Физическое воспитание - ... это не развитие силы ради силы. Цель его более возвышенная, оно является источником энергии и производительной работы, оно создает народное могущество..." (1905, с.2).

В России история становления системы физического воспитания неразрывно связана с военной и трудовой прикладностью. Ростки государственного подхода к использованию военно-прикладных возможностей физической культуры прослеживаются с эпохи Петра I. Вначале это были организованные молодым царем военные игры - потехи. Позднее физическая подготовка преподавалась как обязательный предмет в школе математических и навигационных наук, в общеобразовательной гимназии Глюка, в Морской академии и кадетских корпусах. Все без исключения воспитанники занимались верховой ездой, греблей, парусным делом, фехтованием (Г.А.Дюперрон, Ф.И.Самоуков и Г.А.Колодный). Очевидно, что причинами более широкого внедрения целенаправленной физической подготовки в армии и в учебных заведениях послужили поражения России в Крымской и Русско-Японской войнах. Напротив, военные успехи выдающихся русских полководцев и флотоводцев П.А.Румянцева, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова во многом связаны с их внимательным отношением к физической подготовке воинов. О значимости военной прикладности в становлении отечественной системы физического воспитания говорит такой общеизвестный факт, что один из ее основоположников - П.Ф.Лесгафт начал свою педагогическую физкультурную деятельность по заказу военного ведомства, а другой - А.Д.Бутовский сам был военным.

К началу организационного оформления прикладной физической культуры в нашей стране можно отнести появление в 20-х годах текущего столетия таких ее форм, как физическая подготовка в рамках ВСЕВОБУЧа и пролеткультовская "трудовая" гимнастика. Всеобщее военное обучение, основу которого составляла военно-прикладная физическая подготовка, проходили все граждане в возрасте от 16 до 40 лет. Многие исследователи, в том числе иностранные, отмечают как весьма существенную роль сложившейся в стране системы физического воспитания в победе в Великой отечественной войне (Ю.И.Филатов, T.M.Orlick). Если в годы войн физическая культура носила по большей части военно-прикладной характер, то в послевоенные годы развивавшаяся структура прикладной физической культуры приобретала профессионально-прикладной характер. Символом прикладности советской системы физического воспитания стал созданный в 1931 - 1934 гг. физкультурно-нормативный комплекс "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО). Его популярность менялась в диапазоне от всенародной (30 - 40-гг.), до почетной обязанности (50 - 70-е) и до бюрократической "обязаловки" (80-е). Оформление в целом социальной структуры прикладной физической культуры произошло к 60-м годам текущего столетия. Ее основными формами определились военно-прикладная и профессионально-прикладная физическая подготовка, производственная физическая культура, имеющие собственное целевое предназначение, организационно-методическое и программно-нормативное обеспечение, понятийный аппарат.

Анализ приведенных и оставшихся за пределами краткого обзора исторических событий и фактов, касающихся досоветского и советского периода становления системы физического воспитания в России, показывает, что прикладность отечественной системы физического воспитания и физической культуры в основном оформлялась как трудовая и оборонная.

В то же время в истории развития физической культуры имеется немало сведений о других формах прикладности физической культуры. Просматривается ее характерная связь с другими, помимо трудовой и военно-служебной формами деятельности. У многих авторитетных авторов находим сведения о фактах и аргументы обоснования полезности использования физической культуры в отношении :

- воспитания (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, М.Веггий, Я.А.Коменский, Т.Мор, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк, И.Г.Песталоцци, И.К.Гутс-Мутс, Ф.Л.Ян, К.Маркс, К.Д.Ушинский, Г.Демени, А.Д.Бутовский, П.Ф.Лесгафт);

- гигиены и медицины (Гиппократ, Гален, Авиценна, И.Меркуриалис, Ф.Филельф, П.Линг, Я.Линг, В.В.Гориневский);

- политики (И.Г.Фихте, Ф.Л.Ян, М.Тырш, Ф.Бучар, В.Пясецкий, Б.Пауэль, П.де Кубертен);

- искусства (Д.де Феррара, Ф.К.де Сармонета, Б.Кастильоне, Ч.Негру, Ф.Дельтсарт, Ж.Далькроз, А.Дункан, Д.Менцлер).

В теории однако очень редко, чаще всего мельком, применяется понятие "прикладность" и его производные по отношению к использованию физической культуры в указанных сферах жизнедеятельности (Н.И.Пономарев, С.В.Молчанов). Тому имеется несколько причин. Так, если взять воспитание в целом, то физическое воспитание является его неотъемлемой равноправной частью (видом). Говорить о прикладности здесь нет смысла, поскольку она обращена как бы внутрь самого воспитательного процесса, являет собой часть его сути. Отчасти по этой же причине не говорят и о прикладности по отношению к деятельности по упрочению здоровья, которая также изначально была присуща физической культуре. Вспомним хотя бы, что создание 29 мая 1918 г. первого в нашей стране института физической культуры было инициировано Школьно-санитарным отделом Государственной комиссии по просвещению Российской Федерации (Е.П.Радин) и что долгое время институт, 80-летию которого посвящен данный сборник научных статей, находился под юрисдикцией Наркомздрава. Если провести анализ с позиций деятельностного и культурологического подходов, то обнаруживается, что физкультурно-оздоровительная и воспитательная деятельность и соответствующие им функции физической культуры являются как бы "собственными" или "внутренними" (это понятие в теории не определено) видами физкультурной деятельности и/или функциями физической культуры и очевидно поэтому понятие "прикладность" здесь не используется.

Казалось бы целесообразным использовать и обсуждать рассматриваемое понятие в отношении политики, однако этого не происходит. Скорее всего это связано с тем, что в политике чаще всего используются неспецифические физкультурные эффекты (коммуникативный, отвлекающий, зрелищный, общевоспитательный, и др.), которые обнаруживаются не только и не столько благодаря специфическим свойствам физической культуры, но главным образом в силу идеолого-организационных акций. Другая причина видится в том, что советская система физического воспитания носила по большей части государственный характер, а для Советского государства использование политических возможностей физической культуры было, как известно, по большей части делом основным, нежели прикладным.

Лишь отчасти по аналогии с первым, приведенным в отношении политики, заключением можно объяснить не использование понятие "прикладность" физической культуры по отношению к искусству. Функции воспитания телесной красоты, красоты движений и участие в воспитании способностей воспринимать красоту, составляющую сущность искусства, у нас скорее противопоставляются прикладным, и уж тем более не обозначаются как таковые. Возможно это связано с проявлением ментальности.

Отсутствие обсуждений вопроса прикладности физической культуры по отношению к религиозно-обрядовым действиям, по всей видимости, обусловлено долгое время господствующим в основных мировых религиях аскетическим отношением к телесному. Там же где движения или позы играют заметную роль в религиозных отправлениях (шаманство, йога) они слиты воедино с обрядом, - имеют основное, а не прикладное значение. Между тем вопрос о роли и значении различных поз и движений для достижения определенных психических состояний представляет значительный научный интерес.

Неправомочность использования прикладной терминологии по отношению к игре, когда ее выделяют как особое социальное явление, объясняется тоже тем, что двигательные (подвижные) игры в своей основе есть часть физической культуры. Все функциональные связи по отношению к ним рассматриваются как внутренние и поэтому нет повода представлять их в данном аспекте прикладности. Правомочно было бы рассматривать прикладность физической культуры по отношению к другим (умственным, учебным, деловым, компьютерным, настольным и т.п.) играм и такое отношение реально существует как в теории, так и в практике прикладной физической культуры, однако в этом случае и сами игры и прикладность физической культуры по отношению к ним чаще всего представляются в контексте той деятельности, в которой они происходят (в учебной, профессиональной...).

В заключении можно констатировать, что все изложенное, а также результаты не приведенного здесь ввиду ограничения рамками статьи анализа существующего понятийного аппарата прикладной физической культуры, дают основание к использованию понятия "прикладность физической культуры". Это правомочно в том случае, когда возникает потребность подчеркнуть незаурядную полезность физической культуры в целом или какой-то ее части в деле содействия иным, чем собственно физкультурная, ведущим для человека видам деятельностной практики, главным образом трудовой и оборонной. По-видимому, остается правомерной возможность использования рассматриваемого понятия также по отношению к другим видам деятельности, например к политике.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Полянский, В.П. О формах прикладности физической культуры // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 46-51.