ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов, Г.З.Карнаухов,
кафедра теории и методики
физического воспитания

Обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им знаний наложено на канву этой деятельности, называется контекстным обучением.

Предметный контекст деятельности - это деятельность по освоению знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, заданная с помощью системы учебных заданий, моделей и ситуаций в соответствии с целями обучения и модельными (квалификационными) характеристиками специалиста.

Социальный контекст деятельности - это деятельность в системе взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с принятыми нормами социальных отношений и действий.

Задача нашего исследования заключалась в определении целесообразности и эффективности использования методики профессионально-контекстного обучения в реальных условиях педагогической практики студентов в школе. Опытной проверке подвергались две методики контекстного подхода к обучению.

В основу первой методики был положен контекстный метод формирования дидактических умений с использованием системы установочных действий, позволяющий целенаправленно формировать наиболее значимые умения студентов для осуществления ими обучающей деятельности в качестве учителя физической культуры.

В аспекте высшего и среднего специального физкультурного образования нами разработано четыре группы установочных действий контекстного метода формирования дидактических умений у студентов в период педагогической практики в общеобразовательной школе ( предметный контекст деятельности).

Первая группа - действия регламентировались методическими приемами обучения или элементами педагогического общения в предполагаемой или заведомо рассчитанной ситуации. Вторая группа - закрепление действий по неосознанному управлению обучением, регламентируемых соответствующими предписаниями. Третья группа - сформировавшееся под влиянием установочных действий второй группы, умение, выражающееся в незамедлительной переориентировке в методике обучения и общении с обучаемыми учащимися, как того потребует соответствующая ситуация, дает возможность положить в основу уже не ситуацию, а этап обучения, уровень овладения двигательным действием и подчинить этой основе предполагаемые и заведомо рассчитанные ситуации. Установочные действия на данном этапе регламентируются заданиями, подчиняющими ситуации обучения. Четвертая группа - содержание установочных действий регламентируется заданиями, способствующими свободной ориентировке практикантов в системе управления обучением.

Для оценки выраженности дидактических умений использовался разработанный нами метод количественного показателя утилизации (КПУ), в основу которого была положена зависимость практической реализации дидактических задач от преподавательских умений. При этом учитывались два критерия: 1) критерий статичности и 2) критерий согласованности.

Анализ данных, полученных в результате исследования, показал следующее. Показатели дидактических умений по критерию КПУ к концу педагогической практики у студентов экспериментальных групп значительно снизились, в то время как в контрольных группах они остались почти на прежнем уровне.

До практики КПУ (в %) в контрольной и экспериментальной группах практически не отличался (соответственно 58,7% и 63,7%). После педагогической практики в экспериментальной группе он составил 25%, а в контрольной 53,7%.

Таким образом, экспериментальная методика контекстного подхода к обучению по выработке дидактических умений, в основу которой заложена программа установочных действий проблемного содержания, позволяет на более качественном уровне решать задачи подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности.

Во втором эксперименте контекстное обучения осуществлялось на основе разработанных методических материалов, раскрывающих содержание предметного и социального контекстов деятельности. Общая схема педагогической практики включала в себя следующее: 1) временной алгоритм прохождения всех педагогических мероприятий (что, где, когда должен выполнять студент); 2) перечень всех мероприятий, в которых должен участвовать студент; 3) учебные задания с ярко выраженными предметным и социальным контекстами деятельности и с четким алгоритмом предписанных действий; 4) перечень знаний по основным аспектам профессиональной деятельности; 5) перечень умений и навыков профессионально-практической деятельности; 6) перечень умственных умений методической направленности.

Программа педагогической практики для экспериментальной группы была составлена таким образом, что в первые три недели студенты должны были освоить все виды стандартной деятельности, а в последующие три недели включались в творческую деятельность, которая осуществлялась в нестандартных ситуациях, условиях. Студентам выдавались учебные задания только с вводными данными и им предоставлялась возможность проявить максимум творчества в разработке мероприятий и методике их проведения.

Контрольная группа проходила практику по общепринятой методике на основе программы педагогической практики в общеобразовательной школе.

Для сравнения эффективности экспериментальной и традиционной методик прохождения педагогической практики студентов в общеобразовательной школе нами была разработана тестовая методика оценки знаний, умственных методических умений и творческой деятельности, а также шкала балльно-процентных соотношений. В данной шкале каждому баллу соответствовало 20% усвоения знаний, умений и навыков. Результаты исследования представлены в таблице1.

Таблица 1

Эффективность усвоения студентами знаний, умений и навыков в реальных условиях педагогической практики в школе в экспериментальной (контекстное обучение) и контрольной (традиционное обучение) группах.

Знания

Умственные методические умения

Практическая стандартная деятельность

Практическая творческая деятельность

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Эксп. группа

Контр. группа

Эксп. группа

Контр. группа

Эксп. группа

Контр. группа

Эксп. группа

Контр. группа

60 %
70 %

60 %
60 %

56 %
64 %

54 %
50 %

50 %
72 %

50 %
48 %

46 %
84 %

42 %
46 %

Примечание: в числителе - результаты до эксперимента, в знаменателе - по окончании эксперимента.

Полученные экспериментальные данные говорят о существенном вкладе методики, в основе которой лежит контекстный подход к обучению в процессе формирования профессионально-педагогических знаний, умений и навыков у студентов в период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе.

Одной из задач исследования ставилось выяснение устойчивости сформированных знаний, умений и навыков. В этих целях было проведено тестирование спустя 6 месяцев после прохождения педагогической практики в школе. Анализ данных показал следующее. На 1-м, 3-м и 4-м уровнях различия средних между экспериментальной и контрольном группами остались достоверными, хотя результаты в экспериментальной группе несколько снизились. На 2-м уровне различий средних не обнаружено.

На основе экспериментальных исследований можно констатировать, что контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс в системе высшего и среднего физкультурного образования к будущей профессиональной деятельности, создавать с помощью учебных задач, заданий, моделей и ситуаций предметный и социальный контексты деятельности, быстро адаптироваться молодому специалисту в будущем к условиям профессионально- педагогической деятельности тренера-преподавателя. Контекстный подход к обучению вооружает студентов не просто суммой знаний, а и умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, а также опытом профессиональной деятельности, умением творить, знать где взять и как использовать ту или иную информацию.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Холодов, Ж.К. Эффективность использования контекстного обучения в условиях педагогической практики в школе / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Карнаухов Г.З. // Юбилейн. сб. тр. учен. РГАФК, посвящ. 80-летию акад. - М., 1998. - Т. 5. - С. 137-140.