ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЗМА КАК ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ОЛИМПИЗМА КАК ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

Афанасьев В. - студент каф. шахмат
Финогенова Л.А. - профессор каф. ИФК

Теоретические и философские основы олимпийского движения переживают в наше время достаточно противоречивый период. Мнения различных ученых, руководящих сфер и непосредственно практических работников часто расходятся в диаметрально противоположные стороны: от эйфории по поводу высокой гуманистической ценности всего олимпийского до тяжелого пессимизма. Одно из центральных мест в этой дискуссии занимает понятие "олимпизм". Разносторонность его философского и практического содержания, колоссальное количество сопутствующих, часто близких по смыслу терминов допускает различные научные трактовки, направления в его общественном понимании. Кроме положительного аспекта это имеет и ярко выраженную отрицательную направленность, которая, в конечном счете, систематизируется на практике в двух направлениях: декларативность, подмена реальных действий красочными лозунгами культивация искаженного, поверхностного представления об олимпизме лишь как источнике силы, славы и богатства.

В современное время обострения глобальных (т.е. связанных с выживанием) проблем и ценностных переориентаций истинные принципы и традиции олимпизма приобрели особую актуальность, стали жизненно необходимыми. В свете этого видится конструктивным отметить ряд особенностей, лежащих в основе его философской концепции и рельефно отражающихся на современной практической реализации идей олимпизма. Что и является целью данной работы.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Изучение широкого спектра современных научных и публицистических исследований по проблеме.

2. Обобщение некоторых трудов российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемами олимпийской философии.

3. Систематизация материалов о практической деятельности современных олимпийских и гуманистических организаций.

Изначально олимпизм черпает свое содержание из культурной традиции Древней Греции и исходного понятия "олимпийская идея", упоминаемого, правда, немногими авторами. Но философски оформляется и начинает реально развиваться, вопреки мнению некоторых ученых (Э.Шатерников, С.Рузнев) лишь в кубертеновский период. Об этом свидетельствуют конкретные предпосылки.

К концу 19 века постепенно стали заходить в тупик многочисленные попытки внедрить в общественные отношения гуманистическую идею в ее первозданном виде, с идеальным, совершенным человеком в центре. Изменения жизни и мыслей, происходившие с все большим ускорением неизбежно ставят под сомнение основные принципы, которые определяют существование человека и позиции, с которых рассматриваются его поступки. В философии и социологии стали выявляться значения т.н. "злых сил" (по Ницше) в человеке - жажды власти, агрессивности, эгоизма. Возникла необходимость в обновлении идейной сущности гуманизма. На что и была направлена созданная Кубертеном и его единомышленниками философия олимпизма. Первая философия, непосредственно связанная со спортом и охватывающая в идеале огромное количество сфер, она имела ряд важных преимуществ перед своими предшественниками. Среди них:

1. Мощная историческая база, и ряд важных традиций, берущих начало от античности.

2. Идеи не являлись воинствующими (т.е. подсознательно не принуждали человека к следованию себе).

3. Уважение различных религий, политических взглядов, национальных чувств, но в то же время полное отсутствие следования догмам.

4. Гуманизм философии перспективен - его цели и задачи были определены на большой срок.

5. Основным, уникальным средством практической реализации был объявлен спорт, могущий сплотить молодежь, оградить ее от вредных воздействий и по возможности обеспечить оздоровление будущих поколений. Кубертен мыслил олимпизм неотъемлемой частью человеческого прогресса.

Несмотря на более чем скромную поначалу практическую реализацию этих тезисов, в олимпизм была заложена столь солидная база для адаптации в обществе, что он сумел преодолеть все политические катаклизмы, и продолжить свое развитие именно как особенная гуманистическая философия. Тем более что полноценных оппонентов в связи с нарастанием антигуманистических явлений в обществе становилось все меньше.

Ныне же согласно последним исследованиям таких ученых как А. Бугреев, А. Исаев, А. Суник, В. Столяров, и др. можно вполне сделать вывод, что теоретически олимпизм вполне оформился как единственная гуманистическая философия планетарного охвата. Его демократическая сущность позволяет ныне расширять сотрудничество с силами различной идеологической, религиозной, философской и даже политической направленности, гармонизировать разрушенные беспорядком в общественных отношениях взаимосвязи.

Совсем по-иному стал ставится и вопрос о высоких достижениях в спорте и подготовке спортсмена к ним. Он выступает как вопрос о том, каковы наиболее существенные закономерности, пути и условия такого спортивного совершенствования, которое не противоречит интересам развития личности, а напротив, содействует ему.

И, конечно же, на первом месте гуманистической философии олимпизма стоит проблема приобщения подрастающего поколения к его идеалам и ценностям, формирование у него потребности к здоровому стилю жизни в условиях современного технократического информационного общества.

Практическая же сторона реализации идей философии олимпизма является наиболее проблемной и специфической. В первую очередь она непосредственно связана с олимпийским движением, подавляющее большинство мероприятий которого являются жестоко состязательными и политизированными. Кроме того, организации, представляющие его (в первую очередь это МОК) несмотря на свое растущее материальное благосостояние не в состоянии справиться с нарастающими в обществе антигуманистическими проблемами, обусловленными уже упоминавшимися "злыми силами". Все более злободневными становятся проблемы межнациональной ненависти, религиозной нетерпимости, сепаратизма, причем, несмотря на выверенную гуманистическую сущность с представляющими философию олимпизма все же мало считаются.

Есть и другая сторона проблемы. Она заключается в том, что истинный, затрагивающий глубочайшие стороны жизни смысл олимпийского движения подменяется культивацией гигантской индустрии немедленного удовлетворения внешних потребностей человека, стимулирующей декларативные, сиюминутные подходы. А спорт здесь несет во многом отрицательную направленность, становясь официальным прикрытием лицемерию и поверхностности. Плодами деятельности данной индустрии многие люди и пользуются, все дальше отдаляясь от истинного олимпизма и его принципов.

Отсюда провозглашенный упоминавшимися нами авторами кризис олимпизма, односторонне развивающегося и дегенерирующего, согласно мнению бывшего президента международной Олимпийской Академии Николаса Ниссиотиса, в результате своей силы и богатства.

Однако, несмотря на перечисленные отчетливо негативные моменты, гуманистическая сущность философии олимпизма имеет под собой столь мощное основание, что даже в столь противоречивой и постоянно усложняющейся ситуации остаются широкие и многообразные перспективы для реализации ее планетарных идей. Они постоянно находятся в движении, дополняются, переосмысливаются и условно их можно классифицировать в нескольких направлениях.

Первое из них - детальная разработка понятий о природе, глубинных ценностях, трансцендентной сути олимпизма. Этот путь имеет целью расширение, правильную трактовку и внедрение в современность изначальных идей олимпийской философии.

Второе - изучение форм и методов олимпийского образования и воспитания, нормативная их реализация и, наконец, практическое внедрение в образовательный процесс, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая высшими учебными заведениями.

Третье, наиболее масштабное опирается еще на одну важную особенность философии олимпизма - возможность развертывания на ее базе определенного, не ограниченного лишь олимпийскими рамками, социального движения. В данный момент в России действуют два таких движения - спартианское, социально-культурное, гуманистическое и движение "Олимп", спортивно-оздоровительное, образовательное. Они пытаются абстрагироваться от негативных тенденций современного олимпизма, создать самобытную, адаптированную и лишенную жестких моментов систему реализации ценностей его философии.

Подведем краткие итоги.

  • Олимпизм - уникальная философская концепция, непосредственно связанная с практикой, направленная на коренное идейное обновление сущности гуманистических идей, реально сформулирована и начала развиваться в кубертеновский период.
  • В олимпизм заложена мощная база для адаптации в обществе, позволяющая преодолевать его многочисленные политические кризисы.
  • В современности олимпизм вполне оформился как единственная гуманистическая философия планетарного охвата. В него были внесены и в настоящее время постоянно вносятся важные дополнения.
  • Наиболее проблемной является практическая сторона реализации идей философии олимпизма. Ее особенность - односторонность и дегенерация в результате силы и богатства.
  • Решение проблемы практической реализации имеет сейчас несколько направлений, наиболее важное из которых - развертывание на базе философии олимпизма определенного социального движения.

Дальнейшее накопление и систематизация материалов по рассмотренной в данной работе проблеме, кроме научного, имеет и конкретное практическое значение. Оно обусловлено потребностью ориентации специалистов в сложной системе современного олимпизма. Причем имеется в виду максимально широкий круг специалистов в области физкультурно-спортивного образования. Преподнесено это может быть как в виде просто дополнительных или популярных материалов, таки в виде спецкурсов по истории цивилизации и олимпизма, олимпийскому образованию. А в дальнейшем и в виде предмета в рамках соответствующей специализации, идея открытия которой сейчас активно обсуждается в РГАФК.

Литература

1. А. Исаев "Нам нужен новый олимпизм", // ж. "Спорт для всех", 1996г., № 1-2.

2. Н. Ниссиотис "Философия олимпизма".

3. В. Столяров "Проблема "новой философии" современного олимпийского движения на пороге 21 столетия", // ж. "Спорт для всех", 1998г., №3-4.

4. А. Суник "20 век и олимпийская триада: диалектика взаимосвязей", // Международный форум" Молодежь, наука, олимпизм", материалы, М., 1998.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Афанасьев, В. Особенности олимпизма как философской концепции / Афанасьев В., Финогенова Л.А. // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 3-7.