ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДВИГАТЕЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Казакова М.С. - аспирантка, каф. гимнастики

Обогащение моторного опыта ребёнка в дошкольном возрасте новыми формами двигательных действий происходит более интенсивно при целенаправленном стимулировании наиболее общих проявлений общедвигательной координации, которым, по мнению ряда авторов, относится способность воспринимать дифференцировать и осознанно воспроизводить характерные динамические изменения (акценты), являющиеся непременным атрибутом разнообразных двигательных актов (В.И.Лях,1989; Л.Т.Майорова,1989; Г.Н.Михайлович,1991).

В исследовании, проведенном нами в 1997 - 98 г.г. была поставлена задача разработать методику тестирования и количественной оценки способности детей 4- 7 лет воспроизводить заданный ритм звуко-светового сигнала изучить возрастную динамику способности детей 4-7 лет к воспроизведению ритмической компоненты двигательных действий, обусловленную физиологическим созреванием сенсомоторных систем организма. В последствие, на основании полученных данных разработать экспериментальную программу двигательно-ритмического воспитания детей дошкольного возраста.

Для решения поставленной задачи нами была создана компьютерная программа, дающая возможность оценивать точность воспроизведения заданного ритма свето-звукового сигнала по средней относительной погрешности искажения временных интервалов в повторенном испытуемым ритмическом образце. Программа может работать как в режиме "Опробование", позволяющем исследователю задавать произвольно ритмически организованные сигналы, так и в режиме "Тестирование", задающем стандартную 3-х уровневую систему из 14 -и постепенно усложняющихся ритм-тестов, построенную в логике последовательно увеличивающегося числа неповторяющихся сочетаний ритмических акцентов и пауз между ними. По окончанию выполнения каждого ритм-теста на дисплее высвечивается цветная диаграмма с результатами испытуемого по5-и бальной персентильной оценочной шкале. Возможен, также, выбор частоты подачи сигналов (100-150-200 уд/мин), условий подачи сигналов : " свет + звук " , " только свет " , " только звук " , а также количества повторении каждого задания.

Проведенные на основе разработанной методики исследования показали, что динамика формирования способности к дифференциации и воспроизведению ритма у детей обоего пола в интервале от 4 до 7 лет имеет тенденцию постоянного устойчивого роста, приближаясь к 7 годам к уровню взрослых (в качестве контрольных нами были взяты показатели тестирования группы специалистов физического воспитания, в профессиональной деятельности которых систематически используются музыкально - ритмические упражнения), причём в интервале 6-7 лет эта тенденция заметно усиливается, делая этот период особенно благоприятным для обучения детей физическим упражнениям с выраженной ритмической доминантой.

Опираясь на полученные данные, нами была разработана экспериментальная программа двигательно-ритмического воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста, в основу двигательного содержания которой была положена система постепенно усложняющихся разновидностей музыкально-ритмических упражнений:

-музыкальные сказки;

-танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры;

-ритм-блоки;

-комплексы ритмической гимнастики;

-двигательно-ритмические задачки.

музыкальные сказки -сюжетные занятия длительностью 15 - 20 минут, двигательное содержание которых составляют основные виды движений, объединённые сказочным сюжетом с участием любимых персонажей, выполняемые под музыку;

танцевальные упражнения и музыкально-ритмические игры -разновидности подвижных игр и игровых заданий с музыкально-ритмической доминантой;

ритм-блоки - мини-комплексы общеразвивающих упражнений с выраженной ритмической доминантой, выполняемые с музыкальным сопровождением в течении 5-7 минут в основной части занятия;

комплексы ритмической гимнастики - система мини-комплексов музыкально-ритмических упражнений общеразвивающей и танцевальной направленности, объединенных в занятии, продолжительностью до25-30 минут, соединенных сюжетной линией;

двигательно-ритмические задачки - упражнения целенаправленно развивающие в игровой форме способность к восприятию, дифференцировке и воспроизведению ритмической структуры двигательных действий.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Казакова, М.С. Двигательно-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 27-29.