ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ: ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЕ: ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ

Михайлов В.В. - аспирант каф. культурологии
Тумаларьян В.М. - профессор каф. культурологии

Рассматривая ценностно-онтологические предпосылки культа физической культуры и телесности в 20 веке, одним из феноменов которого является тоталитаризм, М. Шелер писал о явлении десублимации, под которым "... я понимаю процесс ... ограничения меры поступления энергии к мозгу ..." (1) Результатом этого процесса М. Шелер видел заниженную самооценку духа, в том числе интеллекта и его произведений и носителей.

"Восстание природы в человеке и всего что есть в нём телесного, порывистого, импульсивного,- ребёнка против взрослого, женщины против мужчины, масс против старых элит, цветных против белых, всего бессознательного против сознательного, самих вещей против человека и его рассудка " (2), - является результатом процесса десублимации. Подобные явления оказались ценнейшей находкой для тоталитаризма, способствовавшей его возникновению и развитию. Тоталитаризм, крайне заинтересованный в духовном редуцировании человека, посредством десублимации всячески поддерживал и активизировал этот процесс. Поэтому, как писал М. Шелер, "Фашизм откровенно виталистичен, его активистски настроенные представители презирают учёных и мозгляков." (3)

Целью тоталитарной витализации была примитивизация объектов управления, для их лучшей социальной управляемости из вне. Витализация позволяла редуцировать в управляемых индивидах (системах) подсистему управления до програмно-адаптивного уровня, ибо "Полная функция управления может осуществляться только в интеллектуальной схеме управления, которое предполагает творчество системы... " (4), а именно интеллект и подавляется с помощью витализирующей десублимации. Таким образом, в тоталитарной системе происходила онтологизация тоталитаризма, переход его с институционального на онтологический уровень.

"Нам не нужны интеллектуальные упражнения. Знание разрушительно для молодёжи. По нашему мнению, молодой немец будущего должен быть стройным и ловким, резвым как борзая, гибким как кожа и твёрдым как крупповская сталь... (5) В наших рыцарских замках мы вырастим молодёжь, перед которой содрогнётся мир. Молодёжь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть её взоре блеск хищного зверя. (6), - провозглашал А. Гитлер.

Явный в правом тоталитаризме и замаскированный в левом, культ звериной хищности, агрессии, варварства, силы прочно вошёл в реестр тоталитарных ценностей физической культуры. " Цивилизация и есть опыт обуздания силы... Где сила - главный довод - там варварство. (7), - отмечал Х. Ортега - и - Гассет. Целью животно - варварской силы тоталитаризма была её самореализация в насилии, посредством войн, территориальных захватов, порабощения иных народов. Наиболее ярко эта цель проявилась в правом тоталитаризме, в левой его версии сила была необходима для " мировой революции",распространения своих идей и образа жизни, а также для защиты от реальных и мнимых врагов.

Сила для тоталитаризма является одновременно и сверхценностью, обеспечивающей захват и удержание власти и целью, в её практической, в том числе и телесной реализации.

Если до 20 в. физкультурник и спортсмен не ценился выше учёного или священника, то появление и развитие технократической цивилизации с её обращением от внутреннего к внешнему подняло физическую культуру на невиданную ранее высоту. Ценности физической культуры и телесности стали своего рода переключателями внимания на внешнюю сторону жизни. Это вполне соответствовало тоталитарной практике монизма социального управления, когда ответы на свои вопросы индивид должен был искать во вне, в социуме, а не внутри себя. Самоосознание тоталитарного человека также должно было осуществляться не в качестве неподконтрольного властям духа, а в качестве контролируемого ими тела. Чтобы самоосознание себя как тела стало для масс более приемлемым и требовалась физическая культура, ибо " Гниющее тело не станет более привлекательным, хотя бы в нём и жил самый поэтический дух. "(8) (-А. Гитлер ) Отсюда возникают эталонные скульптурные образцы мускулистых, телесно совершенных рабочих, крестьян, спортсменов, воинов и т. п.

С другой стороны, "... расшатывают скрепы социального организма построенного ... нормальными людьми ... для нормальных людей ... и, тогда в щели расшатанного организма врывается питекантроп." (9),- писал И. Солоневич. Пришедшие к власти после тоталитарных революций физически неполноценные люди, отмечал И. Солоневич, начинают формировать физическую культуру, увековечивая себя в уродливо- брутальной скульптуре (3 рейх ). Личное физическое несовершенство многих вождей и выдвиженцев типа булгаковского Шарикова превращало для них физическую культуру и телесное совершенство в некую гиперкомпенсационную сверхценность, активно насаждаемую во вне. Хорошо известна назойливая привязанность А. Гитлера, Й. Геббельса, Г. Гиммлера к проблемам здоровья, телесности, расовой чистоты, физического совершенства и т. п.

Массовые физическая культура и спорт воспроизводят тоталитарную ценность коллективизма, по сути являющуюся культом массы, толпы. Пребывание в толпе, возбуждая внешние чувства, способствует самоосознанию себя телом, а не духом. Спорт же в качестве зрелища воздействует именно на внешние органы восприятия толпы, превращаясь в подобное цирку массовое шоу, но не эстетическое действо.

Роль спорта в овнешнении восприятия индивидов и другие его заслуги в деле поддержания властвующей системы, превращают его в сектор господствующей идеологии. Осознание себя телом закономерно приводит к становлению идеала человека, развивающего свои внешние органы, а не внутренние душевные силы. Поэтому, спортсмен развивший свои внешние органы, становится идолом толпы вместо учёного, поэта, полководца. Наиболее ярко этот феномен проявляется именно при тоталитаризме, где в принципе все должны почитать национальных спортивных героев, а не в демократиях, в которых выбор ценностей жёстко не регламентирован.

Если в большинстве традиционных религий подлинная свобода виделась в духовном развитии и в конечном освобождении от уз материи, в том числе и телесной посредством ухода в нирвану, развоплощения или обретения нового, не вполне физического "тела славы" (в христианстве), то принципиально враждебный свободе тоталитаризм внедрял прямо противоположные ценности. Для тоталитаризма были важны максимальная материализация, заземление, человека. Поэтому из всех видов культуры важнейшей для обработки и формирования личности становилась физическая. Теоретическое обоснование для этого некоторые советские авторы находили в марксизме , с его материалистической идеологией.

"Физкультура - это основа человеческой культуры вообще... Между марксизмом, физкультурой и физическим воспитанием существует самая тесная связь, ибо марксистская борьба... направленная к завоеванию экономического равенства для всего человечества, является в последнем счёте борьбой за здоровую физическую культуру общества." (10),- писал видный деятель Красного Спортинтерна, чешский марксист Ф.Бенак. "И всякое мировоззрение, всякая философия, которые не придают основного значения в развитии общества именно физкультуре - ложны, ненаучны и неправильны, так как они упускают из вида основу общественного развития вообще. Пусть буржуазные "философы" и все остальные анти-марксисты утверждают, что им угодно, но факт неоспорим: в общественном развитии человечества вопросы телесной, материальной и экономической культур играли и всегда будут играть наиболее важную роль... Альфой и омегой человеческой жизни является так называемое тело... (11), - провозглашал Ф. Бенак.

Хотя В.И. Ленин и осудил бенаковский физкульт - марксизм, дискредитировавший высокие идеалы учения, на наш взгляд, Ф. Бенак сделал вполне закономерные и логичные выводы из марксистской теории, а его взгляды, не будучи закреплёнными в идеологической ортодоксии, тем не менее, получили широкое распространение.

Цитаты

1. Шелер М. Избр. произведения. М., 1994- с. 110

2. то же- с. 112

3. то же - с. 110

4. Достаточно общая теория управления. М., 1997 - с.43

5. Энциклопедия третьего рейха. М., 1996 - с. 184

6. то же - с. 183

7. Ортега-Гассет Х. Избр. произведения. М., 1997 - с.84

8. Гитлер А. Моя борьба. Ашхабад, 1992 - с.342

9. Солоневич И.Л. Диктатура слоя. Буэнос-Айрес, 1956 - с.46

10. Бенак Ф. Задачи спортинтерна и пролетфизкультуры. М., 1923 - с.25-26

11. то же - с.64


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Михайлов, В.В. Физическая культура в тоталитарной системе: ценности и цели / Михайлов В.В., Тумаларьян В.М. // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 55-58.