ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ РГАФК

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ РГАФК

Попуго Е.С.

Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта /8/. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта создаёт возможность для обучения человека и развития его психики (восприятия, мышления, речи и т. д.).

Существуют разные виды памяти, функционирующие у каждого человека, и вместе с тем наиболее характерный для того или иного человека тип памяти.

В связи с тем, что важнейшим фактором индивидуального развития памяти является деятельность, у спортсмена формируется профессиональная память, которая отражает специфику того или иного вида спорта.

В зависимости от модальности запоминаемого материала, способа его запоминания и времени удержания принято различать следующие виды памяти: двигательную, образную, эмоциональную и вербальную /5, 8/.

В спортивной психодиагностике большое внимание уделяется исследованиям двигательной памяти, так как именно она во многом определяет скорость формирования двигательных навыков. Однако спортивные достижения могут зависеть и от других видов памяти: зрительной (в шахматах и шашках, спортивном ориентировании, игровых видах спорта), слуховой (в фигурном катании на коньках, художественной гимнастики, синхронном плавании).

Мнемические свойства, необходимые для успешной спортивной деятельности, связаны с двумя видами памяти: долговременной и кратковременной (или оперативной). Опыт, накопленный в процессе тренировок и соревнований, хранится в долговременной памяти. Оперативная память используется в текущей деятельности для кратковременного хранения вновь воспринятой информации или информации, извлеченной из долговременной памяти. Например, игровые ситуации изменяются динамично и их последовательность должна быть быстро оценена и запечатлена спортсменом в памяти на время, необходимое для выполнения оперативного действия (передачи, блокировки или другого ответного действия) /2,4/.

Целью нашего исследования является изучение особенностей зрительной памяти у студентов различных специализаций РГАФК.

Перед началом исследования предполагалось, что существует взаимосвязь между особенностей зрительной памяти и спортивной специализацией студентов.

В ходе нашего исследования были использованы следующие методы:

- анализ литературных источников;

- анкетирование;

- тестирование на компьютере;

- математическая статистика.

В эксперименте принимали участие студенты 10-тиразличных специализаций РГАФК с 1 по 4 курс, имеющих спортивную квалификацию от 2 разряда до МСМК, в количестве 60 человек, из них 17 женщин и 43 мужчины, в возрасте от 17 до 25 лет.

Испытуемым предлагалось заполнить анкету, после чего проводился тест на компьютере с помощью программы Memory Blocks (Symantec Game Pack, Memory Blocks Version 1.00 Copyright 1991 Charles Timmerman).Перед началом тестирования испытуемый видел перед собой на экране монитора - поле из 30 квадратов. Ему предлагалось, с помощью мышки, переворачивать квадраты, имеющие на обратной стороне различные изображения, квадраты, имеющие одинаковое изображение исчезали с поля. Испытуемый имел возможность видеть одновременно только 2 открытых квадрата, т.к. при открытии третьего предыдущие два закрывались (рис.1).

Испытуемому предлагалось за минимально возможное время освободить все поле от квадратов, расположенных в произвольном порядке. Испытуемый выполнял три попытки на малом поле (30 квадратов) и три попытки на большом поле (60 квадратов). В анкету заносились данные по каждой попытке на малом и большом поле: время и количество переворотов.

Рис. 1 Изображение экрана монитора при тестировании на компьютере с помощью программы Memory Blocks

Результаты исследования. Используемая в ходе исследования методика позволяет оценить особенности кратковременной зрительной памяти. Как уже отмечалось выше, основной установкой для испытуемых была следующая: "открыть все квадраты за минимальное время", однако анализ результатов исследования позволил определить три основные стратегии, которыми пользовались участники эксперимента для решения поставленной задачи:

1. оптимальное соотношение показателей времени и количества переворотов

2. минимальное время

3. минимальное количество переворотов.

Следует отметить, что наиболее ярко данные стратегии проявились на большом поле.

В ходе исследования выявлено, что стратегией "минимальное время" пользовались представители специализаций легкой атлетики (прыжки, спринт), плавания, восточных единоборств, которые стремились открыть квадраты за счет более быстрого перебора картинок (рис.2).

Рис.2 Время, затраченное на решение задачи на большом поле студентами различных специализаций.

По итогам анализа полученных данных был рассчитан коэффициент скорости, показывающий, сколько времени затрачивал испытуемый в среднем на 1 переворот. Отметим, что высокий коэффициент может быть достигнут в двух случаях:

1. если испытуемый показывает хорошее время при малом количестве переворотов (специализации: прыжки, спринт, плавание, самбо - на малом поле).

2. если испытуемый показывает плохое время при большом количестве переворотов (борьба, восточные единоборства, самбо - на большом поле)

Рис. 3 Коэффициент скорости, показанный на большом поле, студентами различных специализаций

Стратегия на минимальное количество переворотов применялась студентами специализаций хоккея, футбола, легкой атлетики (бег на средние и длинные дистанции), армрестлинга (рис.4).

Для этих студентов характерны наиболее низкие значения скорости переворотов.

Стратегию на оптимальное соотношение времени и количества переворотов при решении задачи использовали студенты специализаций бокс, футбол (особенно на большом поле).

Рассматривая полученные результаты на примере специализации легкая атлетика, можно отметить, что преимущественная направленность тренировочного процесса на развитие конкретных физических качеств накладывает определенный отпечаток и на выбор стратегии при решении задач напрямую не связанных со спортивной деятельностью. Так, в спринте и прыжках акценты тренировки ставятся на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, и при решении задач эксперимента студентами данных специализаций использовалась стратегия "на минимальное время". В беге на средние дистанции основное внимание уделяется выносливости и стратегия, используемая этими спортсменами, была направлена на минимальное количество переворотов, а не на быстроту их выполнения.

Рис. 4 Количество переворотов, затраченное на решение задачи на большом поле

Следует отметить, что в ходе исследования выявлено отсутствие достоверных различий между показателями зрительной памяти у мужчин и женщин.

Литература

1. Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. Кришева Н.В., Рябликова Н.В. - М.: Геликон 1995. - 220с.

2. Пиаже Жан и Инельдер Барбель Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. Пер. с Франц. Э. М. Пчелкиной - М., Изд. Иностр. лит., 1963.

3. Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Хрестоматия по психологии Г.Л. Демосфенова 1971.

4. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие - М.: Педагогика 1980.

5. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. Учеб. пособ. для студентов - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1979.

6. Грановская Р.М. и Березная И.Я. Запоминание и узнавание фигур, 1974.

7. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия 1970.

8. Психологический словарь - М.: Пед-пресс, 1996

9. Хилова Г.Н. Устойчивость памяти и физическая тренированность 1970.

10. Барабанщиков В.А., Динамика зрительного восприятия /Отв. Редщ. Б. Ф. Ломов; АН СССР Ин-т психологии М.: Наука, 1990.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попуго, Е.С. Особенности зрительной памяти у студентов различных специализаций РГАФК // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 68-73.