АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СБОРНЫХ ЭКИПАЖЕЙ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СБОРНЫХ ЭКИПАЖЕЙ В ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Широкова С.В. - студентка каф. гребного спорта
Михайлова Т.В. - зав. каф. гребного спорта

Обострение конкуренции на соревнованиях поставило перед тренерами дополнительные требования при подготовке и комплектовании команд в гребном спорте. Наряду с поисками оптимальных методов технической и физической подготовок, возросла необходимость искать пути повышения эффективности взаимодействия спортсменов, составляющих один экипаж.

Были разработаны методы и принципы, позволяющие оценивать различные стороны деятельности спортсмена в лодке, его индивидуальные способности и поведение внутри конкретной группы.

Отношению этих вопросов и соединению всех исследований проводящихся в этой области, в единый комплекс принципов, по которым комплектуются сборные экипажи в гребном спорте, и посвящена эта работа.

Анализировались литературные источники по спортивной деятельности и специальная литература по гребле на байдарках и каноэ. Было выявлено четыре основных принципа и их параметры.

Целью данной работы является разработка оптимальной методики комплектования сборных экипажей в гребле на байдарках и каноэ.

Основными задачами данной работы являются:

1. Выявление последовательности принципов и их основных параметров комплектования экипажа на основе социологического опроса тренерского состава.

2. Определение последовательности действий тренера при замене одного из членов экипажа.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

1. Анализ литературных источников,

2. Анкетирование тренерского состава,

3. Математическая обработка данных анкет.

Анкетирование проводилось среди тренеров сборной команды России.

Содержание анкеты:

I. Психологические особенности спортсмена.

Принцип психологической совместимости.

1. Надежность гребца и его психологическая устойчивость.

2. Умение приспосабливаться к другим членам экипажа.

3. Взаимоотношения гребца и тренера.

II. Функциональная подготовленность.

Принцип функциональной совместимости.

1. Уровень тренированности.

2. Результат прохождения дистанции в одиночке.

3. Специализация гребца (спринтер, стайер).

III. Антропометрические данные спортсмена.

Принцип морфологической совместимости.

1. Рост гребца

2. Вес гребца.

3. Физические данные гребца (сила, координация).

IV. Совместимость по технике гребли.

Принцип технической совместимости.

1. Сходство в технике с остальными членами экипажа.

2. Совместимость темпа.

3. Совместимость ритма в движении.

Перед заполнением анкет тренерам предлагались исходные данные, по которым рекомендовалось формирование экипажа командных лодок.

1. Экипаж готовится из гребцов, находящихся на уровне сборных команд или кандидатов в сборные команды России.

2. Экипаж готовится на дистанцию 500м.

3. Срок подготовки экипажа не менее одного года.

4. Брались экипажи двоек, четверок байдарок и каноэ.

Для анализа полученного материала была использована математическая обработка данных. Каждая заполненная анкета несет в себе информацию по принципам комплектования сборного экипажа.

Для математической обработки информации присваиваем каждому месту соответствующее количество баллов (Таблица 1).

Таблица 1

Параметры принципа совместимости

Баллы

Принципы совместимости

Баллы

1

3

I

4

2

2

II

3

3

1

III

2

IV

1

На таблицах 2 и 3 получены и расшифрованы результаты.

После расшифровки мы находим сумму баллов и подсчитываем процентное содержание каждого принципа относительно других, то же проделываем и с их параметрами. Выявляем наиболее важный принцип и параметр по нисходящей.

Таблица 2

Таблица принципов совместимости

№ тренера

Принципы
совместимости

I II III IV V VI VII VIII IX X Занятое место Кол-во баллов % к баллам
Психологический 3/2 3/2 4/1 1/4 3/2 3/2 4/1 3/2 4/1 1/4 29 21 21
Функциональный 4/1 2/3 2/3 3/2 2/3 2/3 3/2 1/4 3/2 2/3 24 26 26
Морфологический 2/3 4/1 3/2 4/1 4/1 4/1 2/3 4/1 2/3 4/1 33 17 17
Технический 1/4 1/4 1/4 2/3 1/4 1/4 1/4 2/3 1/4 3/2 14 36 36

Примечание: в числителе место принципа совместимости, в знаменателе количество баллов (1 м - 4 балла; 2 м - 3 балла и т.д.).

Таблица 3

Параметры принципов совместимости


тренера
ПРИНЦИП СОВМЕСТИМОСТИ
психологический функциональный морфологический технический
надеж-
ность
при-
спо-
соби-
тель-
ность
косвен-
ные факто-
ры
тре-
ниро-
ван-
ность
инди-
видуаль-
ный резуль-
тат
спе-
циали-
зация
рост вес физи-
ческие данные
сход-
ство в тех-
нике
темп ритм
I 1/3 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1
II 1/3 2/2 3/1 2/2 1/3 3/1 2/2 3/1 1/3 1/3 2/2 3/1
III 2/2 1/3 3/1 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1 1/3 1/3 3/1 2/2
IV 2/2 1/3 3/1 1/3 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1 2/2 3/1 1/3
V 2/2 1/3 3/1 1/3 3/1 2/2 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1 1/3
VI 1/3 2/2 3/1 2/2 1/3 3/1 2/2 3/1 1/3 1/3 3/1 2/2
VII 2/2 1/3 3/1 1/3 3/1 2/2 2/2 3/1 1/3 1/3 3/1 2/2
VIII 2/2 1/3 3/1 1/3 2/2 3/1 2/2 3/1 1/3 2/2 3/1 1/3
IX 2/2 1/3 3/1 2/2 1/3 3/1 2/2 3/1 1/3 1/3 3/1 2/2
X 1/3 2/2 3/1 1/3 3/1 2/2 2/2 3/1 1/3 3/1 2/2 1/3
Занятое место 16 14 30 14 21 25 18 28 14 15 27 18
Кол-во баллов 24 26 10 26 19 15 22 12 26 25 13 22
% к баллам 10 11 4 11 8 6 9 5 11 11 5 9

Примечание: в числителе место принципа совместимости, в знаменателе количество баллов (1 м - 4 балла; 2 м - 3 балла и т.д.).

Анкетирование тренеров работающих с гребцами высокой квалификации, помогло упорядочить и определить степень важности каждого принципа. Выявленная последовательность принципов, которыми пользуются тренеры при комплектовании сборных экипажей, указано в таблице 4.

Эту таблицу можно считать итогом работы.

Таблица 4

Принцип технической совместимости

36%

1

Принцип функциональной совместимости

26%

2

Принцип психологической совместимости

21%

3

Морфологический принцип

17%

4

I. Принцип технической совместимости

Сходство в технике с остальными членами экипажа

11%

1

Совместимость ритма

9%

2

Совместимость темпа

5%

3

II. Принцип функциональной совместимости

Уровень тренированности

11%

1

Результат прохождения в одиночке

8%

2

Специализация гребца (спринтер, стайер)

6%

3

III. Принцип психологической совместимости

Умение приспосабливаться к другим членам экипажа

11%

1

Надежность гребца и его психологическая устойчивость

10%

2

Косвенные факторы (взаимоотношения гребца и тренера)

4%

3

IV. Морфологический принцип

Физические данные (сила, координация)

11%

1

Рост гребца

9%

2

Вес гребца

5%

3

По результатам исследования можно сделать следующие выводы и практические рекомендации.

1. Основные принципы комплектования сборных экипажей в гребном спорте располагаются в следующем порядке :

I. принцип. Техническая совместимость спортсменов.

II. Функциональная совместимость.

III. Психологическая совместимость.

IV. Морфологическая совместимость.

2. При необходимости замены одного из гребцов экипажа работа тренера состоит из трех этапов:

а) выбор спортсмена, способного заменить одного из гребцов экипажа

б) определение для него конкретного места в команде

в) определение его возможностей выполнять технические и тактические приемы, присущие команде (не нарушать стиль, почерк команды)

В результате данного исследования установлено, что комплектование команд в такой последовательности сократило количество ошибок при выборе спортсменов, облегчило тренеру работу по организации дружного, сплоченного коллектива, уменьшило время по доведению команд до уровня высокого спортивного мастерства. Результаты исследования могут быть предложены тренерам для комплектования экипажей любой квалификации.

Литература

1. Гаврилов И.М. Гребля на байдарках и каноэ. -М.: Физкультура и спорт, 1988.

2. Дольник Ю.А., Ганженко Ю.В. Педагогическое тестирование командных лодок в гребле на байдарках и каноэ. // Гребной спорт: Ежегодник. - М., 1980.

3. Дольник Ю.А. Исследование критериев комплектования командных лодок в гребле на байдарках и каноэ. // Автореф. канд. дисс. - Л., 1978.

4. Каширев В.Д. Комплектование команд в гребле на байдарках и каноэ. // Гребной спорт: Ежегодник. - М., 1972..

5. Кононов В.И. Особенности комплектования командных лодок. // Гребной спорт: Ежегодник. - М., 1976.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Широкова, С.В. Анализ и исследования основных принципов комплектования сборных экипажей в гребле на байдарках и каноэ / Широкова С.В., Михайлова Т.В. // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 132-137.