ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ВЫРАБОТКУ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА)

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ВЫРАБОТКУ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ СИЛОВЫХ ВИДОВ СПОРТА)

Шпринц Ф., Трошин А.А.

Целью проводимого исследования является изучение влияния социокультурной среды на формирование определенных мотиваций у подростков, занимающихся силовыми видами спорта.

Силовыми видами спорта сегодня принято называть те виды спорта, в которых проявление силовых качеств и их производных является главным соревновательным критерием (тяжелая атлетика, силовое троеборье, гиревой спорт), а также виды спорта, использующие упражнения с отягощением как основное средство тренировки (бодибилдинг).

На формирование у подростка инновационных стереотипов поведения оказывает влияние множество социокультурных факторов. Они связаны как с различными общественными институтами (школа, средства массовой информации, формирование социального ресурса для таких институтов, как армия), так и с первичными группами (группы сверстников). В проведенном исследовании в качестве центральной исследовательской проблемы было выделено влияние семьи, как важнейшего института первичной социализации, аккумулирующего и проводящего через себя влияние множества социокультурных факторов.

В связи с этим необходимо отметить следующую проблему: в качестве учебной литературы по социокультурным аспектам физической активности сегодня часто предлагаются переводные тексты западных авторов. Представленная в этих текстах методология в своих основаниях не адаптирована к отечественной реальности, так как зачастую строится на классовой организации общества и на связанных с этим сложившихся экономических отношениях. В качестве примера можно привести работу Жана Поля Клеймана, в которой он установил прямую связь между борьбой и "народными" классами с одной стороны, и айкидо и мелкой буржуазией (средним классом) с другой. Очевидно, что и у нашей молодежи существуют различные мотивы, как выбора вида спорта, так и выбора подростком стереотипов поведения в занятиях этим спортом, но объяснять их по методологии Клеймана не представляется возможным, поскольку сейчас в России нет традиционно сложившейся классовой структуры.

Исходя из изложенного, при стратификации семей исследуемых подростков следует руководствоваться не общей суммой дохода семьи, поскольку в рамках исследования его невозможно точно установить, а его распределением внутри семьи. Предполагалось, что в семье определяющую роль имеет "сильная фигура отца". Отсутствие в семье такой фигуры вынуждает подростка проходить социализацию в группе сверстников, что и принято за критерий низшего класса.

Представлялось целесообразным выделить следующие исследовательские задачи:

1. Выяснить, какое место занимает спорт в системе ценностей подростка, и связано ли это с социальным статусом его семьи.

2. Выяснить особенности и различия в мотивациях подростков, занимающихся силовыми видами спорта, в зависимости от влияния среды.

В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что у подростков из семей, обделенных в социальном отношении, основными будут следующие мотивы:

1. Поиск первичной группы и взятие в ней на себя мужских ролей для прохождения социализации, так как в семье отсутствует "сильная фигура отца" как образец для стереотипного подражания.

2. Создание компенсаторного статуса.

3. Проявление агрессии.

Мотивация подростков из семей, более благополучных в социальном отношении, носит иной смысл:

1. В выборе спорта значим аспект престижа, занятие спортом рассматривается как элемент карьеры.

2. Форма гендерного поведения.

3. Проявление заботы о здоровье.

В качестве методов исследования были выбраны анкетирование, наблюдение и беседа.

Было опрошено 30 юношей в возрасте 14-18 лет, посещающих атлетический зал.

В процессе исследования были получены следующие результаты:

1. Подростки из семей с высоким социальным статусом чаще всего заявляли, что на их решение заняться спортом повлиял пример родителей. Хотя нужно отметить, что в большинстве случаев мотивация давалась не личным примером, а формировалась под воздействием поощряющих санкций. В то же время большинство подростков, имеющих более низкий социальный статус, отвечали, что занялись спортом по собственной инициативе или благодаря другим "несемейным" влияниям. Под "собственной инициативой" у этих подростков, как правило, выступало неотрефлексированное влияние референтных групп.

2. По такому критерию, как значение занятий спортом, респонденты разделились на две группы. Большая часть опрошенных составила группу, условно обозначившую свои занятия спортом как "средство" (здоровье, мода, сексуальная привлекательность и т.д.). Большинство в этой группе составили подростки из семей с высоким социальным статусом. Вторая группа проявила иной уровень притязаний, и условно обозначила свои занятия спортом как "цель" (достижение спортивных результатов, как поиск компенсаторного поведения, подтверждающего мужественность, как притязание на определенный статус). В этой группе численно преобладали подростки из относительно неблагополучных семей.

3. Желание подростков заниматься спортом, как профессиональной деятельностью, не является жестко обусловленным социальным статусом, как самого подростка, так и его семьи. Профессионализация представляет собою особую систему отношений, с ценностями, разделяемыми всеми.

Практическая значимость проведенной работы основывается на том, что спорт в современном обществе выделился в вид самостоятельной частной системы, наряду с такими подсистемами общества, как экономика, наука, воспитание и др. Выявлена связь спорта с общественной жизнью и его политизация, в том числе и в любительском спорте. Осознание этой взаимосвязи побуждает рассматривать спорт как отображение социальной действительности. Изучение потребительских запросов в области спорта, востребованности того или иного его вида представляется крайне актуальным для маркетинга спорта и других видов социальной работы, что указывает на необходимость исследований в данной области.

Необходимо отметить, что современная ситуация актуализировала потребность в развитии педагогических функций спортивных институтов. В современных российских условиях социальное представительство спорта не может обойтись без разработок, связанных с его воспитательной ролью, стабилизирующей и развивающей общество.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Шпринц, Ф. Влияние социокультурных факторов на выработку мотивации к занятиям спортом (на примере силовых видов спорта) / Шпринц Ф., Трошин А.А. // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 138-140.