ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХIХ ВЕКА

ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В РОССИИ В КОНЦЕ ХIХ ВЕКА

Петракова В.Е., РГАФК

С развитием спорта в России и увеличением числа занимающихся в клубах и обществах, возникла необходимость в правильно организованных методических подходах к спортивной тренировке. Развитие науки о спортивной тренировке в стране в конце ХIХ века было связано и с тем, что спорт прежде всего рассматривался как одно из наиболее мощных средств правильного и всестороннего физического развития.

В исследуемом периоде появились научные исследования о влиянии занятий отдельными физическими упражнениями на организм занимающихся, вследствие чего возникла необходимость в создании специальных систем подготовки атлетов с учетом функциональных изменений при занятиях спортом. Отечественные авторы начинают разрабатывать вопросы периодизации и планирования спортивной тренировки; в отдельных работах дается определение спортивной тренировке, отмечается необходимость предварительного отбора. Наибольшую роль в развитии науки о спорте сыграли К. Михайлов, М. Кистер, В. Гуд, В. Краевский и другие. Необходимо подчеркнуть, что все вышеназванные авторы прежде всего обобщали свой личный опыт, представляя рекомендации будущим спортсменам.

В отечественной спортивной литературе в 80-х и 90-х гг. ХIХ столетия появляются определения спортивной тренировки. Одним из первых определение ей дал В. Гуд в 1889 г.: "Под тренировкой тела я подразумеваю...развитие силы...мускулов и вообще здоровья" [ 4, С.45] . В 1895 г. К. Михайлов так определяет тренировку: "тренировка должна быть беспрерывным рядом упражнений толково чередующихся и постепенно ведущих тело к желаемому совершенству. Таким образом целью тренировки является дать общее прекрасное здоровье... и увеличить силы в специальных органах индивидуума" [ 13, С.46] ; в том же году М. Кистер отмечает, что: "тренировки есть искусство сделаться обладателем всей жизненной энергии, какая соответствует телосложению тренирующихся" [ 6, С.6] . Подобные определения спортивной тренировки дают и другие авторы [ 1,2,5,12] . Анализ этих определений позволил выявить цель спортивной тренировки в исследуемом периоде. Целью является физическое совершенствование физического развития спортсмена при использовании специальных средств - физических упражнений. Результатом спортивной тренировки должны быть высокие спортивные достижения на состязаниях. Главной задачей спортивной тренировки является именно подготовка к выступлению на соревнованиях. В 90-х гг. исследователи предпринимают попытки определения периодизации тренировочного процесса. А. Ивашенцов, М. Кистер, В. Краевский отмечают, что тренировка необходима для всякого вида спорта, а так как определенный вид спорта требует выполнения своих специфических движений и работы определенных мышечных групп, то спортивная тренировка подразделяется на общую, или гигиеническую, и специальную.

Под общей тренировкой понималось прежде всего подготовка организма занимающихся к физической работе, то есть повышение физической работоспособности. Кроме этого общая тренировка имела целью снизить количество жировых отложений в организме и увеличить жизненную емкость легких. "Другими словами, общая тренировка есть просто правильный образ жизни" [ 5, С. 241] .

В общую тренировку включались упражнения, диета и образ жизни.

Под первым понимались общеразвивающие упражнения: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, бокс, борьба, гимнастика. Диета подразумевала исключение из рациона питания не рекомендуемых продуктов и алкогольных напитков и замена их пищей, "содействующей образованию мяса или тканей и служащую к поддержанию теплоты" [ 4, С.47] . Для образа жизни отдельными авторами предусматривались прежде всего режим дня и воздержание: "половые отношения сокращаются до двух в месяц, а при работе.. до одного в месяц" [ 8, С.7] .

В отдельных видах спорта - велосипеде, гребле - зимой, при невозможности занятий, рекомендовались прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, "фехтование, которое дает силу в коленях и развивает ноги, упражнения с гирями, шведская гимнастика, работа на машинах и борьба, укрепляющая и упражняющая все мускулы" [ 4, С.45] .

Под собственно спортивной тренировкой понимался исключительно период подготовки к состязаниям и выступление на них. Этому периоду отводился небольшой промежуток времени - от двух до четырех недель непосредственно перед состязаниями.

В 90-х гг. отечественные исследователи начали подразделять спортивную подготовку на техническую и тактическую.

Техническая подготовка варьировала в зависимости от вида спорта, но прежде всего всеми авторами указывалось на постепенность выполнения упражнений, нормирование нагрузки и метод расчлененного упражнения при разучивании двигательных действий.

Так, при занятиях с гирями, М. Кистер отмечал: "...должна соблюдаться строгая постепенность , относительно:

А. Веса гирь: а) вес гирь вначале упражнения должен быть наименьшим и затем переходят на больший

в) перемену веса гирь совершать смотря по результатам, на 1, 2 и 3 фунта больше, через промежуток времени 1, 2 и 3 месяца позже

В. Трудности движений: начинать с легких упражнений и переходить к более простым; а так же от простых к более сложным

С. Подготовки движений: а) упражнения в начале должны быть менее продолжительными и затем продолжительность может возрастать

в) урок возрастает: в начале один раз в день 10 минут, и доходя (через год) до двух раз по 20 минут (каждый). Срок продолжительности упражнений один раз в день полчаса или по четверть часа" [ 8, С.10-11] . То же отмечает и Кравченко: "Начинать свои физические упражнения следует с незначительного веса и постепенно и предельно осторожно переходить к гирям более тяжелым" [ 5, С.516] . На принцип постепенности указывает А. Глебович, Е. Сивербрик и В. Олсуфьев при обучении фехтованию на эспадронах.

Принципа расчлененного упражнения при занятиях плаванием, велосипедной ездой, боксом, борьбой придерживались все авторы. Известнейший борец В. Пытлясинский отмечал: "Для того, чтобы изучить технику каждого приема (борьбы) с момента захвата до опрокинуться на спину, необходимо разделить каждый прием на части" [ 14, С.26] .

Вопросы нормирования тренировочной нагрузки основывались прежде всего на процессе возникновения утомления, а также увеличения частоты пульса и ускорения дыхания. Такое направление было связано с тем, что в 80-90-х гг. ХIХ века русские врачи разрабатывали вопросы мышечного утомления и влияния занятия спортом на частоту сердечных сокращений (ЧСС) и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Общее правило, выработанное отечественными исследователями спортивной тренировки, заключается в том, что все физические упражнения должны проводиться до момента наступления первого утомления.

При занятиях тяжелой атлетикой рекомендовалось: "каждое последующее упражнение можно продолжать только тогда, когда сердце и дыхание стали вполне спокойными, для этого вполне достаточно 4-5 минут, а при упражнениях с большим весом - 10 минут" [ 5, С.514] . То же советуют и доктор В. Краевский, Блок Ю, Глебович, Кравченко. Причины использования строгого нормирования нагрузки у авторов отличались. Одни из них придерживались теории о том, что любое утомление вредит организму занимающихся; другие считали необходимым приучать учеников к выносливости, постепенно увеличивая продолжительность занятий и сокращая периоды отдыха, тем самым увеличивая интервал наступления утомления.

Так же при технической подготовке в разных видах спорта присутствовали свои рекомендации. У велосипедистов прежде всего обращалось внимание на правильную посадку. Под правильной посадкой понималась такая, когда спортсмен не ощущал никаких неудобств, руки не были чрезмерно вытянуты; "когда чувство такое же спокойное, как на стуле" [ 2, С.156] . Способы подъема тяжестей в тяжелой атлетике подразделялись на три группы: выбрасывание ; выжимание; толкание.

Тактической подготовке спортивными исследователями уделялось меньше внимания, чем технической. Наибольший интерес она вызывала у велосипедистов и гребцов.

При тренировке велосипедиста рекомендовалось во время гонки на длинные дистанции все время находится за спиной впереди едущего гонщика, выдерживая его темп ("отсиживаться") для большей сохранности сил, и затем, на финише, бросаться вперед, совершая "спурт". Более молодые гонщики, обладающим большей гибкостью и подвижностью членов, считались способными для гонок на быстроту и короткие дистанции; людей более зрелого возраста, развившие в процессе тренировок силу и выносливость, находили преимущественно устойчивыми на шоссейных гонках и длинных дистанциях.

Для гребцов прежде всего считалось необходимым "сгрестись" - то есть поддерживать одинаковый темп, технически правильно грести и выполнять гребки в одно и то же время. Перед финишем гребцам, по команде рулевого, рекомендовалось "наваливаться" - ускорять темп гребков.

Достаточно большое внимание в 90-х гг. спортивные исследователи стали обращать на предварительный отбор спортсменов. Этому также способствовали исследования русских врачей, которые считали, что занятия спортом, имеющие целью достижения высоких результатов, предназначены лишь для абсолютно здоровых, физически развитых индивидуумов. "...атлетический спорт предполагает людей сильных, чтобы сделать из них отборных" [ 3, С.1103] . В связи с этим при спортивном отборе рекомендовалось прежде всего обращать внимание на физическое развитие, под которым подразумевалась мышечная сила. Так же специалисты отмечали необходимость медицинского обследования перед началом занятий спортом. "...всякое лицо, заявляющее о своем желании приступить к занятиям атлетикой, подвергается самому тщательному исследованию врачей. Только безукоризненно здоровые люди допускаются к означенным занятиям" [ 11, С.4] . Кроме этого считалось, что до достижения половой зрелости мальчики не могут приступать к занятиям спортом. Наиболее подходящим возрастом считалось 17 лет. Отдельные авторы предпринимали попытки разработки вопросов индивидуализации, специализации в спорте, но большого развития в 90-900 гг. они не получили. В 90-х гг. ХIХ в. стало применяться деление спортсменов по степени подготовленности в отдельных видах спорта: велосипедных гонках, конькобежном спорте.

Анализ спортивных монографий исследуемого периода позволил констатировать, что в конце ХIХ столетия, в связи с зарождением и распространением в России отдельных видов спорта, развитием науки о спорте, выделилось и теоретико-методическое направление в спортивной науке. Происходит зарождение основ спортивной тренировки, которое оказало большое влияние на дальнейшее развитие теории и методики спорта.

Литература:

1. Блок Ю. Велосипед. Его значение для здоровья, практическое применение, уход за машиной и прочее. - М.: типо-литография Д.А.Бонч-Бруевича, 1897. - 225 с.

2. Боголепов М.А. Велосипед. Необходимая справочная книга для велосипедистов. - М., 1900. - 47 с.

3. Глебович А. Фехтование на эспадронах. Руководство для военных и юнкерских училищ и для частей войск. - СПб.: изд. Н.Феншу и К, 1885. - 335 с.

4. Гуд В. Руководство к гребле и парусному плаванию с приложением о купаньи. - М., 1889. - 132 с.

5. Ивашенцов А.П. Охота и спорт. С приложением статьи "Атлетика" Н.Кравченко. - СПб., 1898. - 610 с.

6. Кистер М.О. Английская ходьба "Walking". - СПб., 1897. - 35 с.

7. Кистер М.О. Английский бокс. - СПб.: изд. А.А.С., 1894. - 25 с.

8. Кистер М.О. Нарощение мышц гирями. - СПб., 1893. - 20 с.

9. Кистер М.О. Практическое руководство к легкому и скорому изучению бега на коньках. - СПб., 1900. - 22 с.

10. Кистер М.О. Тяжелые гири. Развитие силы и нарощение мышц в высшей степени. - М.: тип. пр. Постникова и Чуксина, 1895. - 26 с.

11. Краевский В.И. Развитие физической силы без гирь и при помощи гирь. - СПб.: изд. В.И.Губинского, 1900. - 74 с.

12. Кривякин И. Велосипед и гигиена сердца. /Врач № 50. - СПб., 1893. - С.1119-1120.

13. Михайлов К. Полная тренировка для велосипедиста, гонщика и туриста. -Варшава, 1895. - 184 с.

14. Пытлясинский В.А. Французская борьба. Руководство для упражняющихся. - СПб.: Коммерческая

15. Скоропечатня Евгения Тиле преемника, 1896. - 23 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Петракова, В.Е. Зарождение основ спортивной тренировки в России в конце 19 века // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 74-81. - М., 1999.