ОБРАЗОВАНИЕ - КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ

ОБРАЗОВАНИЕ - КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ

Румянцева. О.М. - преподаватель кафедры психологии РГАФК

У жизни нет иного смысла, кроме того,
который человек придает ей сам,
раскрывая свои способности.

Э. Фромм

Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни. Особая роль в динамизме социальных условий (как благоприятном, так и нежелательном) принадлежит студенческой молодежи.

Неблагоприятными факторами, с одной стороны является, атомизм, выключенность человека из активной жизни, пассивность, несамостоятельность, инфантильность молодых людей, приоритет материальных и узко прагматических ценностей, уход в криминальные структуры, наркомания, алкоголизм и т.д. С другой стороны, социальное положение студенческой молодежи, по возрасту относящейся к юношескому, имеет свою специфику. В отличие от своих сверстников, включенных в иную деятельность (служба в армии, труд), студенческая молодежь включена в учебную деятельность. Это обстоятельство служит благоприятным фактором, поскольку решение проблем динамизма социальных условий во многом зависит от эффективности сферы образования и воспитания.

По логике профессионального формирования личности в студенческие годы отношение к учебному процессу призвано стать важнейшей ценностью, которая доминировала бы в личностном смыслообразовании, мотивации, интересах и социальных ожиданиях студентов. "Воспитание больше чем когда-либо становится воспитанием ответственности. А быть ответственным - значит быть селективным, быть избирательным. Мы живем в "обществе изобилия", средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции. Если мы не хотим утонуть в этом потоке… то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет" - говорит В. Франкл.(10)

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом. В основе самореалиации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира. Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя - в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство. Теорию самореализации дополняют также идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской деятельности" (Э. Шостром).

Самореализация человека возможна в различных сферах, в том числе и в сфере спорта. В спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека. Спорт служит своеобразным "испытательным полигоном", "естественной лабораторией", позволяющей выявить и проверить человеческие возможности , пути их совершенствования.

Самореализация в спорте, как и в других сферах жизни, связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. "Я отвечаю за себя и за всех, - писал Сартр, - и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть". Так обстоит дело и в мире спорта. Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново. Мои противники - мои братья по человечеству. Как я поступаю по отношению к ним , так я поступаю по отношению к себе .Мой главный соперник в игре - это я сам. ( П. Макинтош)

Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка (в смысле интериоризации и экстериоризации) личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. "Самореализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это - способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение". ( А. Маслоу)

К. Роджерс исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет". (7)

Представляется немаловажным выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь - это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека - это развитие способности к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие - это осознание человеком подлинности своего бытия, это - жизнь "здесь и теперь", когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека - это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту.(12)

Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. "Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности… Невротическая потребность в признании и одобрении - серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения" (1).

Кроме того выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми. Уровень развития этих характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания. Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

- человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;

- человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;

- человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;

- человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.(3)

Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми" - пишет К. Роджерс (12; ). Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования - переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование - это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания".(12)

Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующих сфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре - такова логика образования сегодня.

Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности студента к осознанному и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств спортсмена, создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации. Речь идет не о подражании, а об активном процессе, о своего рода "продолжении себя в другом". Так многие знаменитые спортсмены как бы обретают вторую жизнь в подрастающем поколении не только непосредственно, но и опосредованно, через систему образования, через его содержание.

Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.

Образование как сфера реальной жизнедеятельности студентов вводит их в систему разнообразных межличностных отношений, способствующих формированию нравственных качеств личности. "Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми…Наша способность к выживанию и установлению близких отношений с другими, наше представление о смысле жизни, верность собственным идеалам - все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми".(В. Сатир)(цит. по 2)

Необходимые условия личностного самосозидания и актуализации внутренних ресурсов человека - открытость и свобода межличностных отношений. Эти отношения чаще всего отличают доброжелательность, эмпатия, осознанная спонтанность и творческое отношение к действительности, потребность в поиске собственных нестандартных решений.

Образование является основой формирования профессиональных ценностных ориентаций. Именно ценностно-ориентационная сфера детерминирует позицию личности, направленность и содержание профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. Именно они определяют, на что в спорте направлен интерес человека, что он желает увидеть в спорте, получить от него. В этом отношении очень интересен анализ данных исследования ценностной ориентации студенческой молодежи в связи с избранной ими профессией. Установлено, что вся совокупность студентов может быть разделена на три группы. Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. К этой группе относятся студенты, для которых самое главное - интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней. Вторая группа представлена студентами, ориентированными на бизнес. Для которых образование выступает в качестве средства, необходимого для создания собственного дела. Для третьей группы характерна неопределенность, "задавленность" разными проблемами личного, бытового плана. В целом, по всем трем группам, социальные психологи указывают на такие ценностные ориентации студентов, как утрата интереса к получению знаний, падение престижа образования, нежелание устраиваться после учебного заведения на не престижную, низкооплачиваемую работу.

Важное значение имеют не только ценностные ориентации студентов, но и психические особенности преподавателя, тренера, связанные с их отношением к студентам, науке, спортивной и педагогической деятельности. Сущностью гуманистической направленности ценностных ориентаций педагога является его приоритетная направленность на на себя и другого человека как на особые ценности, что означает наличие в структуре ценностных ориентаций "самоценности" и "принятия другого человека" как к ведущим позициям в иерархии мотивов личности. Исследования Л. Н. Рогалевой показывают, что у учащихся-спортсменов, занимающихся под руководством тренеров с ярко выраженной установкой на результат, наблюдается следующее: формирование неадекватной самооценки, преобладание волевых качеств над нравственными, повышение тревожности и неуверенности с ростом спортивного мастерства и, как итог, снижение мотивации к спортивной деятельности.(9) Для гуманистического мышления результат любой деятельности, как высок бы он ни был, непременно должен быть соизмерен с определенным критерием или совокупностью критериев, позволяющим оценить истинное значение успеха или неудачи, должен быть соотнесен с той "ценой", которую человек должен заплатить за этот результат. Мотивы спортивной деятельности в первую очередь должны быть ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности, а не на результаты. в их прагматической значимости.

Образование как источник, стимул познавательной активности человека, последовательное открытие человеком нового для него системных знаний о мире выступает как наиболее энергичный и целенаправленный способ личностного постижения культуры (профессиональной, национальной, общечеловеческой). Образование позволяет воспринимать явления культуры не только как совокупность мысли и нравственного выбора других людей, но и открывать для себя свою сопричастность ко всему, чем жили и что создали люди, узнавать себя в уже созданном и развиваться как "культурно-исторический субъект", для которого прошлое и будущее культуры - это его прошлое и будущее.

Литература:

1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Изд-во Прогресс, 1990.

2. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. - Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. - М..: Изд-во Флинта, 1998.

4. Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. - С-П.: Изд-во Тускарора, 1996.

5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.: Изд-во Евразия, 1997.

6. Попов А.Л. Спортивная психология. - М.: Изд-во Флинта,1998.

7. Психология с человеческим лицом / под. ред. Д. А. Леонтьева, В. Г Щур. - М.: Смысл, 1997.

8. Розанов В.В. Сумерки просвещения. - М, 1990.

9. Спорт, духовные ценности, культура. // Юб. изд., посвящ. 80-ю РГАФК. Сборник. - М.: Изд-во Спарт, 1997.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Изд-во

11. Хозяинов Г.И. Основы акмеологии. Выпуск 2.- М.: Изд-во МНУ ПиР, 1997.

12. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / сост. М. Папуш. - М: Изд-во Институт общегуманитарных исследований, 1995.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Румянцева.О.М. Образование - как смыслообразующий фактор самореализации личности в спорте // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 86-95. - М., 1999.