ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ г.МОСКВЫ

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ г.МОСКВЫ

Афанасьев В.З., проф., к.п.н.,
Морозов С.Н. доцент к.п.н. РГАФК

Возрастная динамика показателей физической подготовленности, характерная для учащихся общеобразовательных школ нашла свое отражение в нормативных таблицах уровней физической подготовленности учащихся, которые являются одной из содержательных частей "Комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы" (В.И. Лях, Г.Б. Мейнсон, Л.Б. Кофман 1991, 1993).

Анализ данных, полученных при комплексном тестировании физической подготовленности учащихся, обучающихся в школах, имеющих различную форму организации учебного процесса, показал, что динамика изучаемых показателей соответствует общей тенденции. Заметное улучшение результатов у школьников с первого по пятый классы, стабилизация результатов тестовых испытаний в 6-8 классах, относительное улучшение результатов в старших классах у юношей в силовых и скоростно-силовых упражнениях и некоторое снижение показателей у девушек.

Однако, сопоставление средних значений результатов тестов физической подготовленности с нормативными таблицами комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы позволяет нам с тревожностью думать об эффективности организации и методики проведения занятий по физическому воспитанию как на уроках физической культуры, так и во внеклассной и внешкольной работе.

Прежде всего следует отметить низкую физическую подготовленность детей, приступивших к занятиям в школе - первоклассников. Изучаемые показатели, особенно у девочек, как правило, находились на нижней границе средних результатов. Учитывая большую величину стандартного отклонения, вариативность результатов тестовых испытаний достаточно велика. Так, например, 23,5% результатов, отражающих уровень развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), зафиксированных у первоклассников 315 школы, находятся ниже средних результатов. Еще более удручающее положение было обнаружено в результате тестов, характеризующих силовую выносливость - 45% школьников показали низкий уровень. Еще менее подготовленными по этим показателям оказались учащиеся первых классов 723 школы - 65% обследуемых детей имели низкий уровень развития скоростно-силовых качеств и абсолютное большинство (83%) имели низкий уровень развития силовой выносливости.

Можно полагать, что школьники первых классов в период обследования еще недостаточно адаптировались к местам занятий и контрольным испытаниям (II четверть). Но результаты тестовых испытаний учащихся V-IX классов не могут удовлетворить ни учителя школы, ни администрацию, ни родителей и, конечно, государственные учреждения, призванные обеспечивать и контролировать учебный процесс по физическому воспитанию учащихся.

Средние значения результатов по всем исследуемым школам таких важных для обеспечения нормального развития организма подростков двигательных качеств как быстрота (мальчики 6 и 7 классы), силовая выносливость (мальчики 9 классы) характеризуют низкий уровень их развития.

Несколько лучше по отношению к показателям нормативной таблицы результаты зафиксированные у школьниц. Низкий уровень развития мы наблюдаем лишь в упражнении, характеризующем подвижность в суставах (5,6,9 классы), уровень развития быстроты и скоростно-силовых качеств (6 класс). В то же время мы не можем утверждать, что школа решила задачу подготовить учащихся "показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей" (Комплексная программа физического воспитания, 1991, 1993). Большинство исследуемых показателей у девочек находится на нижней границе среднего уровня. А количество учениц, показывающих низкий уровень развития двигательных качеств достигает 30-60%.

Таким образом, к старшим классам можно с большой вероятностью утверждать значительное отставание уровня физической подготовленности школьников от нормативов рекомендуемых комплексной программой физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Афанасьев, В.З. Изучение уровня двигательной подготовленности школьников г. Москвы / Афанасьев В.З., Морозов С.Н. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 166-168. - М., 1999.