ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТА И ТУРИЗМА

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТА И ТУРИЗМА

Бабаков А.И., к.п.н, доц. каф. педагогики Владимирского государственного педагогического университета, мастер спорта СССР;Кочетков В.В., ст. преподаватель кафедры специальной и физической подготовки Владимирского юридического института МВД России, мастер спорта;Шуховецкая Г.В. доц. каф. физического воспитания МГОПУ, мастер спорта СССР.

Актуальность избранной темы исследования обуславливается все возрастающим влиянием детско-юношеского спорта и туризма на воспитание, самовоспитание и перевоспитание школьников. Следует отметить, что усилия педагогов детских туристских центров и тренеров внешкольных спортивных учреждений, направленные на воспитание и перевоспитание не всегда эффективны без само воспитания - сознательной работы человека над собой по совершенствованию личностных качеств.

Самовоспитание иногда считают самыми общеизвестными способами воздействия на личность. В практике работы со школьниками, занимающимися различными видами спорта и туризма, накоплен определенный опыт работы по руководству процессом самовоспитания, который нуждается в специальном научном анализе и осмыслении.

Целью исследования является выявление и научное обоснование теоретико-методических аспектов самовоспитания школьников при занятиях спортом и туризмом и экспериментальная проверка эффективности разработанных нами методик.

Задачи исследования направлены на формирование умственных, нравственных, волевых, эстетических и физических качеств школьников путем специальной работы по самовоспитанию в процессе занятий спортом и туризмом. Исследование проводится на базе внешкольных спортивных учреждений Владимирской области и экспериментального центра детско-юношеского туризма "Родина" Восточного округа г. Москвы.

Спортивная педагогика (В.В. Белорусова, С.Д. Неверкович, И.Н. Решетень и др.), лоимпийская педагогика (А.А.Исаев), педагогика детско-юношеского спорта (М.Я. Набатникова, В.П. Филин и др.), основателями которой являются отечественные российские ученые-педагоги, располагает значительным арсеналом довольно эффективных методов восптиания и самовоспитания. Это проверенные практикой методы убеждения, требований, приучения, примера, поощрения, наказания, методы опоры на положительные качества личности и другие, которые дополняются специально выделяемыми методами, относящимися к педагогике самовоспитания (А.Я. Арет, А.И. Кочетов и др.): самонаблюдение, самоприказ, самоценка, самоодобрение, самовнушение в различных вариантах, включая аутогенную тренировку, наиболее широко используемую в практике спорта.

В учебном пособии "Самовоспитание юных спортсменов" Владимир, 1996 г., представлена экспериментальная программа, которая включает разделы методики самовоспитания школьников-спортсменов. Такие как: формирование умений наблюдать и изучать себя; формирование умственных качеств; формирование волевых и эмоциональных качеств; формирование нравственных и трудовых качеств. Каждый раздел включает задачи самовоспитания школьников-спортсменов, программу самовоспитания применительно к различным качествам личности с учетом специфики различных видов спорта и туризма.

Перспективным и необходимым является обязательное ведение каждым юным спортсменом дневников ссамоконтроля. Если каждый школьник обязан иметь дневник, в котором фиксируются результаты успеваемости и поведения, то для юного спортсмена дневник, пожалуй, еще более необходим. Разработанный нами под руководством Заслуженного деятеля науки России, доктора педагогических наук, профессора В.П. Филина вариант дневника самоконтроля юного спортсмена экспериментально апробирован и показывает возможность эффективного его использования в практике работы по детско-юношескому спорту и туризму.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Бабаков, А.И. Основы методики самовоспитания школьников средствами спорта и туризма / Бабаков А.И., Кочетков В.В., Шуховецкая Г.В. // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 169-171. - М., 1999.