АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

АДАПТИВНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Э. Плаксунова., кафедра адаптивной физической культуры РГАФК.

Введение:

Важной социальной задачей образования детей с сочетанными нарушениями в развитии ( с умственной отсталостью и остаточным явлением ДЦП) является повышение уровня подготовленности к трудовой деятельности, что в значительной мере обусловлено уровнем развития двигательных качеств и физической подготовленности ( Н.В. Астафьев, В.И. Михалев, 1996).

Именно поэтому на первый план выступает задача повышения двигательной активности детей с сочетанными нарушениями в развитии, которая обусловлена уровнем развития координационных способностей.

Поэтому целью работы явилось изучение особенностей физического развития, психо-моторики, уровня двигательных способностей детей с сочетанными нарушениями в развитии и разработка методики воспитания координационных способностей.

Методика:

У 15 детей с сочетанными нарушениями в развитии, в возрасте 8-12 лет, изучались: антропометрические показатели, показатели морфо-функционального состояния ЦНС, уровень развития физических качеств, особенности психо-моторики. По результатам исследования, выявлено, что дети одного паспортного возраста представляют собой так называемые "неоднородные группы", и с учетом того, что дети имеют некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, была разработана экспериментальная комплексная программа (ЭКП) развития двигательной активности средствами Адаптивной физической культуры и спорта.

В содержание программы вошли следующие упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнения в основных движениях, элементы спортивных игр.

Экспериментальная программа (ЭП) достоверно отличается от типовой программы (ТП) вспомогательной школы по наличию специально-подводящих упражнений; специально-направленных упражнений; имитационных упражнений ( ходьба, ползание, равновесие и др. действия, изображающие окружающий мир);

по использованию игровых заданий, содержащих элементы спортивных игр.

Экспериментальная программа содержит классификацию специально-направленных упражнений, в основу которой положен характер координационных отношений в движениях двух рук, двух рук и ног.

Результаты:

Результаты эксперимента показали, что применение комплексной программы развития двигательной активности оказывает положительное влияние на физическое и психо-моторное развтие, на уровень двигательных способностей и повышает функциональные возможности организма детей с сочетанными нарушениями в развитии.

Специально-проводящие упражнения оказывают корректирующее воздействие на дефекты моторного развития.

Специально-направленные упражнения повышают уровень координационных способностей, что благоприятно сказывается на формировании основных двигательных навыков (В.П. Назаров, 1969).

Имитационные упражнения характеризуются познавательной направленностью и способствуют формированию знаний об окружающем мире и основных двигательных навыков.

Элементы спортивных игр способствуют развитию ловкости, что непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, наглядно - действенного мышления, зрительно-моторной координации. Быстроты реакции.

Дискуссия:

Исследование выявило , что дети с сочетанными нарушениями в развитии нуждаются в специальных формах, средствах и методах обучения, в создании специальных условий, стимулирующих двигательную активность детей, в целенаправленном подведении к возможности освоения нового и усложнении предыдущего двигательного навыка.

Этот вывод имеет очень важное значение для разработки программ адаптивного физического воспитания.

Предлагаемая методика повышает адаптацию у детей с сочетанными нарушениями в развитии к изменяющимся жизненным условиям, помогает создать у занимающихся адекватную двигательную базу.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Плаксунова, Э. Адаптивная двигательная активность в системе реабилитации детей с сочетанными нарушениями в развитии // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 212-214. - М., 1999.