ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ЛИЦАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬю

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ЛИЦАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Сладкова Н. А., преподаватель кафедры лыжного спорта

Лыжная подготовка имеет большое оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение, поскольку занятия проводятся на свежем воздухе и являются одним из лучших средств укрепления и закаливания организма. Передвижение на лыжах способствует развитию всей костно-мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, усиливает обмен веществ, развивает силу, ловкость, выносливость, координационные способности, равновесие, воспитывает смелость, находчивость, улучшает пространственную ориентировку. В связи с этим, лыжная подготовка с успехом может применяться во всех видах адаптивной физической культуры для лиц с умственной отсталостью. Она является обязательным элементом физического воспитания учащихся вспомогательных школ начиная со второго класса. В программу лыжной подготовки включены: обучение передвижению попеременным двухшажным ходом, одновременными двухшажным и бесшажным ходами, поворотам, преодолению спусков и подъемов. В программу физического воспитания глубоко умственно отсталых детей в детских домах-интернатах лыжная подготовка не входит, но рекомендуется для воспитанников старшего возраста в качестве дополнительных занятий в оздоровительных секциях.

Международная спортивная федерация для лиц с умственной отсталостью (INAS-FMH) проводит соревнования по лыжным гонкам, к участию в которых допускаются спортсмены старше 15 лет.

Целью занятий лыжным спортом в другой организации для лиц с умственной отсталостью - Спешиал Олимпикс Интернэшнл (SOI) является приобретение участниками фундаментальных навыков, воспитание соответствующего поведения в обществе, овладение знаниями правил и норм безопасности на лыжне, требуемыми для участия в соревнованиях. При этом лыжным спортом могут заниматься и лица с глубокой умственной отсталостью, а также с множественными аномалиями, независимо от степени их тяжести. Программа обучения корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося и его потенциальных возможностей. Соревнования по лыжному спорту проводятся в соответствии с правилами соревнований Международной федерации лыжного спорта (ФИС), с некоторыми модификациями, поправками и дополнениями, учитывающими особенности занимающихся с целью предоставления им возможности максимально проявить свои способности.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов занятия лыжной подготовкой способствуют исправлению и преодолению нарушений моторики и физического развития лиц с умственной отсталостью; воспитанию координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма, ловкости; стимулируют умственную деятельность и развитие способности самостоятельно организовывать различные по сложности двигательные действия; положительно влияют на стимулирование двигательной системы, развитие тонкой моторики, восполнение дефицита проприорецепции.

Лыжная подготовка способствует развитию социальной активности лиц с умственной отсталостью даже вне сферы спортивной деятельности. Они меньше болеют, зарабатывают больше денег и проявляют менее агрессивное или пагубное поведение. Регулярные занятия лыжной подготовкой, как и другими видами физической активности, способствуют и благоприятствуют формированию положительных социально-эмоциональных черт, социализации и нормализации жизненного цикла у умственно отсталых людей.

При занятиях лыжной подготовкой лица с умственной отсталостью включаются в процесс социализации с помощью мотивации действий, воспитания самоуверенности и социальной активности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Сладкова, Н.А. Эффективность использования лыжной подготовки при занятиях с лицами с умственной отсталостью // Сб. тр. учен. РГАФК 1999 г. - С. 215-217. - М., 1999.