ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТВ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТВ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Коган О.Н.,
Уральская академия физической культуры,
г. Челябинск

Дошкольный возраст - важный период формирования как личностных, так и физических основ здоровья. Сегодня отмечается явная тенденция к снижению двигательной активности в дошкольных учреждениях. Это отмечают многие ученые: В.К. Бальсевич, Т.А. Тарасова, Н.И. Гулящих, М.В. Шваркин и др.

Так, например, по данным С.Н. Смогина, потребность дошкольников в Уральском регионе в движении удовлетворяется в течении дня на 26 - 37 %. (Смогин, 1997). Это приводит к повышенным показателям заболеваемости. Низкая двигательная активность ведет к тому, что растут показатели заболеваемости дошкольников: среднее физическое развитие имеют лишь 65 % детей, каждый четвертый дошкольник болеет в течении года более четырех раз.

По данным другого исследователя М.Д. Моханева, отсутствует интерес к двигательной активности: дошкольники предпочитают просмотр телевизора и малоподвижные игры, что ведет к неадекватности статических и динамических нагрузок. В результате 30-40 % дошкольников имеют избыточный вес в следствии "двигательного дефицита".

У таких детей в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. По статистике каждый четвертый больничный лист выписывается по уходу за больным дошкольником, что несет ущерб не только ребенку, но и трудовым ресурсам страны. Среди отстающих детей 85-90 % не справляются с программой не из-за лени или недоразвитости, а в следствии плохого состояния здоровья (М.Ф Моханев, 1995).

Помимо этого, возраст 6-7 лет - период подготовки к адаптации детей к школе. Это связано с повышением требований к организму ребенка: длительные статические нагрузки, снижение двигательной активности, значимый психологически фактор. В данной ситуации от уровня физической подготовленности, заложенной в дошкольном возрасте, зависит период адаптации к школе и дальнейшей учебе.

Обозначенные негативные проблемы особенно усугубляются в районах зараженных "кыштымским следом", где каждый третий ребенок дошкольного возраста страдает патологическими отклонениями от нормы (Н.А.Фомин, 1997).

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно дошкольников (В.И. Лях, 1996; Л.И. Лубышева, 1996; А.П. Матвеев, 1996; А.Я. Найн, 1995).

Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ. (В.И. Лях, 1990; М.А. Матвеев, В. Н. Непопалов, 1994; Г.Я. Гонежук, Н.К. Куприна, 1995; Н.К. Куприна, 1995; В.В. Костюков,1996). Снятие чрезмерной зарегламентированности и является одним из условий повышения двигательной активности дошкольников (ДАД).

Усилившаяся в начале 90-х годов необходимости в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников (В.Г. Большенков, 1992; А.П. Матвеев с соавт. 1995). Разработка альтернативных форм проведения уроков ФК в ДОУ является следующим условием повышения двигательной активности дошкольников.

Однако, существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельного ДОУ, запросы конкретного педагога и ребенка.

Выполнение названных триединых условий позволит заметно повысить двигательную активность детей 6-7 лет. Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условиях их проведения. Особенности контингента дошкольников, поиском нестандартны организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения (см.: Найн А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов / Теория и практика физической культуры, 1994. - № 3-4. -С. 15-17).

В многообразии средств физического воспитания дошкольников особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные игры (Г.Б. Мейксон, В.Н. Шаулин, 1984; Е.Н. Литвинов с соавт., 1992; Ю.М. Портнов, 1997). Однако эффективные педагогические технологии использования многих из них в учебно-воспитательном процессе ДОУ до сих пор не разработаны. Это еще одно эффективное условие повышения двигательной активности дошкольников 6-7 лет в современных неблагополучных экологических условиях Уральского региона.

Проблема развития отмеченных условий будет и далее находиться в центре внимания наших исследовательских интересов.

This article is discussed the problem of motion activity for children living in nonfavorable environment of Ural region. The author pay she attantion for conditions allowed to rise volum of the motion regim and promoted for formining of stable interesting for movements activity.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Коган, О.Н. Педагогические условия повышения двигательной активности дошкольников 6 - 7 лет в неблагополучной экологической обстановке Уральского региона // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 47-50.