КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СПОРТ ДОШКОЛЬНИКА

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СПОРТ ДОШКОЛЬНИКА

Козырева О.В.,
Российская государственная академия физической культуры,
кафедра ЛФК, массажа и реабилитации

Проблемы повышения духовно-нравственной и эстетической ценности современного спорта, его интеграция с другими видами человеческой деятельности широко обсуждаются среди специалистов в области физической культуры и спорта. В предлагаемых программах, проектах, технологиях (Столяров, Ипатов, 1996, Столяров, Самусенко, 1996) отражаются актуальные проблемы, раскрывается принципиально новые подходы к ее решению для различных категорий населения.

В дискуссиях же, посвященных детскому спорту речь, как правило, идёт о спорте детей школьного возраста. Ставятся и обсуждаются вопросы о возможности и целесообразности использования спортивных соревнований, о характере этих соревнований и т.д. в системе образования, воспитания и организации досуга детей данного возраста.

В то же время, в литературе практически не встречается даже постановка указанных вопросов применительно к детям дошкольного возраста. Предметом тщательного анализа и обсуждения являются лишь вопросы использования различных физических упражнений и игр в воспитательно-образовательных целях, физического воспитания дошкольников.

Такое положение побудило автора обратиться к проблеме детского спорта детей дошкольного возраста.

Эта проблема включает в себя широкий круг вопросов: что такое "спорт" на современном этапе развития общества, что включают в себя данное понятие, его разновидности, правомерно ли в качестве одной из образовательно-воспитательных задач применительно детям этого возраста ставить задачу формирования у них основ спортивной и олимпийской культуры ? Допустимо ли и с какого возраста использование соревнований, а также каких именно, в системе образования, воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста? Какова должна быть программа этих соревнований? Каким образом следует оценивать и поощрять победителей соревнований? Правомерно ли использовать в работе с дошкольниками традиционные виды спорта в их адаптивной форме и каков должен быть характер этой адаптации? Целесообразно ли сочетать соревнования с несоревновательными играми и каким образом это следует делать? Нужно ли и каким образом в спортивной работе с дошкольниками учитывать особенности физического и психического состояния различных групп детей этого возраста? Каковы особенности педагогического, психологического и медицинского контроля за спортивными занятиями дошкольников? Каким образом в спортивной деятельности могут участвовать ослабленные дети, имеющие функциональные отклонения и хронически больные дети (по данным педиатров, они составляют от 90 до 95 % всех детей).

Анализ типовой программы "Физическая культура в саду" показывает ее преимущественную направленность на развитие основных двигательных качеств ребенка, проведение подвижных игр, обучение элементам спортивных игр. Новые авторские программы Запорожца "Истоки", Лазарева "Здравствуй!", либо основанные на типовой программе, либо углубленно решают вопросы оздоровления детей. В то же время в практике среди дошкольников проводятся соревнования районные, окружные, городские, на которых используются традиционные модели спорта. Ведущие специалисты по физическому воспитанию дошкольников г. Москвы подтверждают возможность использования спортивных соревнований в дошкольных учреждениях, отдавая предпочтение адаптированным видам спорта и обязательном сочетаниям соревнований с несоревновательными играми.

Одно из направлений нашей работы является разработка и внедрение в практику социально-педагогической работы с детьми новых средств, форм и методов воспитания, образования и организации досуга, которые основаны на идее гуманистического проекта под названием "СпАрт" (Столяров, 1990).

Речь идет о такой системе, которая имеет ярко выраженную гуманистическую направленность и призвана содействовать решению социальных, социально- педагогических и культурных задач, касающихся воспитания, образования и организации досуга дошкольников.

С 1994 года ведется разработка и практическая реализация Спартианской программы для дошкольников, в которой участвуют различные регионы России.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Козырева, О.В. Каким может быть спорт дошкольника // Открытый мир : Науч.-практ. семинар по адапт. двигат. активности. - М., Б. г. - С. 55-57.