ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ "ПРЫЖКОВАЯ ПНЕВМО-ПЛАНКА"

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ "ПРЫЖКОВАЯ ПНЕВМО-ПЛАНКА"

Екимов А., Логинов А., Пензенский ГПУ

По единому мнению специалистов, основу двигательных действий в прыжках в длину с разбега составляют разбег и отталкивание ( Кузнецов, Фермер, Гагин и др.), причем Ионов (1961), Бутенко (1962), Попов (1964,1969), Еремин (1967), Тер-Ованесян (1971), анализируя действия прыгунов в длину, отмечают необходимость совершенствования фазы перехода от разбега к отталкиванию для достижения высоких результатов.

Основная задача отталкивания - в обеспечении максимально возможной скорости вылета тела при наиболее благоприятном расположении его частей.

Техника отталкивания является оптимальной, если спортсмен, используя скорость разбега и свои физические возможности, добивается сочетания величин горизонтальной и вертикальной скорости вылета дающих наиболее дальнюю траекторию полета.

Если обратить внимание на соотношение между горизонтальной и вертикальной скоростью вылета то оно равно 3:1 (Ломан 1974),что приблизительно соответствует углам вылета 18,5+21°(Дьячков). Лучшим прыжкам как правило соответствуют углы вылета 20+24°, время опоры у лучших прыгунов равно 0,11+0,13 с, (Дьячков, Попов, Андреев, Мирзаев), 0,11+0,12 с, (Bedi, Cooper), 0,115+0,118 с, (Гирис , Сирис), причем оно сокращается как с повышением спортивного мастерства (Верхошанский, Bedi, Cooper), так и с улучшением результатов в конкретных попытках (Ecker, Ballreich и др.).

Одним из перспективных направлений в прыжках в длину как показывают исследования, является создание и использование специализированных тренажерных систем при отработке технике отталкивания, что позволяет предположить эффективность их применения.

Основываясь на положении теории "искусственная управляющая среда" изготавливается тренажерная система "Прыжковая пневмо-планка". Предполагается, что использование пневмо-планки позволит совершенствовать технику отталкивания в искусственно созданных условиях, путем введения в систему пневмотических устройств, обеспечивающих:

1 - управление искусственно созданной скоростью вылета прыгуна;

2 - изменения упругости прыжковой планки.

Данная тренажерная система монтируется в секторе для прыжков в длину. Давление и объем необходимого сжатого воздуха для питания пневмосистемы осуществляется компрессором и равен 9? 105Пa при объеме рессивера не менее 10 литров. Питание электрических схем тренажерной системы - 27в.

Прыжковая пневмо-планка рис.1 состоит из корпуса и опорной балки (1), опорной планки-плащадки (2), основание которой при помощи шарнира (З) соединено с передней частью корпуса планки. На опорной планке (2) закрепляется пневмопокрытие (4) с резиновым покрытием (5). Опорная планка при помощи Ш образного швеллера (6) шарнирно соединена со штоком пневмоцелиндра (8), который через электропневмоклапан (9) и источник сжатого воздуха (10) подключён к блоку управления (11) с пусковым стартовым устройством (12).

Блок управления (Кочергин А.Б. 1991) состоит из: 2х инверторов, таймера, программатора с помощью которого осуществляется задание интервала времени Т срабатывания в диапазоне 0,1 - 2,2с., через 0,025 с. посредством переключения цепочек. Выполнен на двух декадных переключателях, схемы совпадения /выполнены на микросхеме серии 155/,обеспечивающих включение генератора 10 при поступлении сигнала, включение клапана по истечении времени Т от момента поступления сигнала и исключающее ложное срабатывание системы; транзисторные ключи выполнены на транзисторах КТ 827. Приведение системы в начальное состояние кнопкой - КН.

Пневмо-планка разграничена на зоны рис.2 A1 - безопасная зона "заступа" (14), Б - зона срабатывания системы (15), А2 - безопасная зона "не доступа" (16).

Прыжковая пневмо-планка работает следующим образом: при постановки ноги на планку в зону Б, поступает сигнал /короткий импульс положительной полярности / триггер переходит в состояние "единицы". Поступившим сигналом запускается таймер, на его выходе появляется уровень положительной полярности, который переводит триггер в состояние "единицы". По окончании заданного интервала времени, установленного программатором, на выходе таймера вновь устанавливается уровень состояния "ноль", при этом срабатывает схема совпадения, триггер переходит в состояние "единицы", после чего включается ЭПК, который остается открытым до приведения схемы в исходное состояние замыканием кнопкой КН.

При выполнении отталкивания от пневмо-планки из зон Al, A2 замыкание системы не происходит, пневмотолкателъ не срабатывает, отталкивание выполняется только от пневматического покрытия.

Наличие пневматического покрытия на опорной площадки прыжковой планки позволяет наиболее полно использовать потенциальные возможности спортсмена при отталкивании, за счет изменения ее упругости, равномерно распределять по стопе, уменьшать удельное давление на неё по сравнению со стандартной жесткой опорой, и как следствие облегчает отталкивание от планки (А.Бондарь).

Применение пневматического покрытия в системе "Прыжковой пневмо-планки" позволит избежать резкого повышения усилий при выбросе, тем самым смягчить нагрузку на опорно-двигательной аппарат прыгуна. Предполагается, что применение "Прыжковой пневмо-планки" позволит:

- моделировать максимальные режимы выполнения отталкивания, что даст возможность целенаправленно вносить изменения в технику отталкивания;

- улучшить параметры движений отталкивания;

-увеличить скорость вылета;

-сократить время отталкивания;

-обеспечить прирост результатов;

- позволит увеличить объем прыжков и обеспечит высокую плотность проведения учебно-тренировочных, занятий;

- способствовать -совершенствованию техники отталкивания;


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Екимов, А. Описание системы "прыжковая пневмо-планка" / Екимов А., Логинов А. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 28-32.