СТЕНДЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

СТЕНДЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Ипполитов Ю.А., Петров А.Н., ВНИИФК, ГШВСМ

Любое двигательное действие человека (в том числе и спортивное) можно выполнить только при хорошей физической подготовленности

- при достаточном уровне развития физических качеств. Поэтому дли успешного проведения учебно-тренировочного процесса подготовки спортсмена необходимо знать уровень развития его физических качеств, необходимый для успешного выполнения изучаемых движений.

Физическая подготовленность спортсмена обычно определяется на основе результатов выполнения специальных тестовых упражнений. Эти результаты зависят не только от уровня развития физических качеств, но и от совершенства техники выполнения тестов и от умения спортсмена выполнять их с предельным (или околопредельным) напряжением сил. Следовательно, результат тестового упражнения, полученный при несовершенной технике движений и (или) при его выполнении в полсилы, не при предельном (или околопредельном) использовании двигательного потенциала спортсмена, недостоверно отражает уровень развитая анализируемых физических качеств спортсмена и не может быть использован для успешного проведения учебно-тренировочного процесса Обычно, если не приняты специальныэ приёмы о которых будет оказано ниже, результаты тестов оказываются заниженными. №. использование на практике при подготовке спортсменов приводит к замедлению процесса обучения спортсмена двигательному действию - в то время, как уже можно было бы приступать к изучению нового двигательного действия, спортсмен продолжает беспричинно увеличивать и так уже достаточный уровень развития требуемых физических качеств.

Для того, чтобы устранить указанные выше недостатки в использовании тестов для определения уровня физической подготовки спортсменов, нами сконструированы и изготовлены специальные стенды и разработана методика их применения в учебно-тренировочном процессе. Покажем применение этих устройств и методик на примере широко распространенных тестовых упражнений

- прыжков в высоту и в длину.

Наши модельные., лабораторные и педагогические исследования прыжков в высоту с места показали, что при прочих равных условиях (в том числе и при их выполнении с предельным или околопредельным напряжением сил) высота прыжка зависит от глубины приседания перед прыжком. При малой глубине приседа высота прыжка невелика При увеличении глубины приседания высота вылета сначала растет, а затем, при оптимальной глубине приседа, достигает максимума. Дальнейшее увеличение глубины приседания приводит уже к уменьшению высоты прыжка Подобная взаимосвязь высоты прыжка с глубиной приседа может быть аппроксимирована полиномом второй степени, постоянные коэффициенты которого наводятся на основе экспериментальных данных прыжков конкретного спортсмена Для определения этих коэффициентов используются только прыжки, выполненные с предельным (или околопредельным) напряжением сил. При использовании данных прыжков, выполненных в полсилы, не с полным использованием двигательного потенциала спортсмена" указанная выше закономерность взаимосвязи высоты прыжка с глубиной приседания может не прослеживаться, а результаты анализа таких прыжков не могут быть использованы на практике.

Для определения в каком режиме выполняется прыжок (в околопредельном или далеком от него) может быть с успехом применена методика проверки гипотезы о принадлежности "сомнительных" результатов опыта к совокупности экспериментальных данных (Смирнов Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. -М,: Наука, 1969. - 511 с.).

Согласно этой методики в процессе анализа результатов опыта довольно часто возникает ситуация, при которой в таблице экспериментальных данных встречаются сильно выделяющиеся числа, которые могут находиться в любой части таблицы и быть очень высокими или низкими. При этом у исследователя правомерно возникает вопрос: вызвана ли исключительность "сомнительных" данных действием изучаемых факторов или обусловлено ошибкой опыта?

К сожалению, после завершения эксперимента однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Поэтому совершенно очевидно, что браковка "сомнительных" данных на глаз является субъективной и недопустимой. Отбрасывать, браковать данные независимо от их значения можно только при наличии прямых доказательств противоречивости условий их получения сущности эксперимента. Современная математическая статистика располагает мощными статистическими приёмами, позволяющими с высокой вероятностью решить задачу о достоверности экспериментальных данных. Эти приёмы излагаются в приведенной выше работе.

Представление взаимосвязи высоты вылета с глубиной приседания математическим выражением дает возможность найти оптимальную глубину приседания, при которой наблюдается максимальная высота вылета. Совершенствование прыжков вверх с ориентацией на оптимальную глубину приседания позволяет значительно увеличить высоту вылет при данном уровне развития физических качеств спортсмена.

Для применения на практике разработанной нами методики совершенствования прыжков вверх на основе их выполнения с оптимальными параметрами нами разработан и изготовлен специальный стенд, содержащий устройство для определения высоты прыжка (на основе информации о продолжительности фазы полета), и приспособление для измерения глубины приседа перед прыжком. Применение этого стенда в учебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов позволило за короткий срок (за 5... 8 занятий) значительно улучшить технику выполнения прыжков и повысить их высоту (на 10... 15%).

Анализ прыжков в длину с места показал, что длина прыжка" при прочих равных условиях, тесно связана с вектором скорости центра масс тела прыгуна в конце отталкивания от опоры, который можно представить двумя характеристиками: модулем вектора скорости и углом между вектором скорости и горизонталью в анализируемый момент времени. Наши модельные и лабораторные исследования показали, что эти характеристики, в первом приближении, могут быть найдены на основе продолжительности фазы полета и длины прыжка. Наибольшая длина прыжка имеет место при оптимальной продолжительности фазы полета, которая находится аналогично методике, изложенной выше при описании совершенствования прыжков вверх ( зависимость длины прыжка от продолжительности фазы полета аппроксимируется полиномом второй степени, коэффициенты которого находятся на основе экспериментальных данных, полученных при выполнении прыжков в околопредельном режиме, и т.д.).

Для совершенствования прыжков в длину по приведенной нами методике был изготовлен специальный стенд, позволяющий регистрировать продолжительность фазы полета.

Совершенствование прыжков в длину с ориентацией на их выполнение с оптимальными параметрами позволяет за короткий срок значительно повысить их результат и сделать этот тест более объективным и информативным.

Разработанные нами стенды и методы совершенствования прыжков в высоту и длину могут быть в преобразованном виде использованы для получения информативных данных об уровне развития других физических качеств спортсменов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Ипполитов, Ю.А. Стенды для определения физической подготовленности спортсменов и их использование в учебно-тренировочном процессе / Ипполитов Ю.А., Петров А.Н. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 45-49.