МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ С ШЕСТОМ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

Назаров А.П., Степин Ю.В., Шестаков М.П.,
Московский региональный клуб "Олимпийские надежды",
РГАФК, Москва

Анализ имеющейся литературы по легкой атлетике показал, что еще не решены многие проблемы, связанные с обучением и тренировкой юных прыгунов с шестом. Мало изучена роль показателей двигательных способностей, определяющих эффективность процесса обучения прыжкам с шестом у начинающих прыгунов (10-13 лет); рост результатов и связи между этими показателями, а также в какой степени изучение уровня отдельных показателей двигательных и физических возможностей, достигнутых в результате тренировки, влияют на эффективность обучения и результат в прыжках с шестом.

Детальное описание техники прыжка с шестом показывает, что практически во всех фазах прыжках имеется целевая установка на сохранение скорости движения ОЦТТ спортсмена. При этом отдельные фазы имеют очень сложную структуру движения, поэтому для моделирования прыжка с шестом мы ограничились лишь одним интегральным показателем - показателем скорости ОЦТТ прыгуна в каждой из фаз прыжка. Моделирование проводилось с помощью нейронной сети.

В таблице 1 представлены данные, полученные в ходе модельного эксперимента по настройке нейронной сети имитирующей процесс прыжка с шестом, входные параметры которой были выбраны в результате анализа прыжков с шестов 9 ведущих спортсменов страны. Входами сети являлась скорость ОЦТТ в различные фазы выполнения прыжка. Выходом сети является результат в прыжках с шестом. После обучения сети и получения удовлетворительного показателя надежности предсказания на выходе (=8,1), моделировался процесс обучения "недоученной" сети с некоего момента, с замораживанием одного или нескольких входных параметров.

Результаты модельного эксперимента однозначно показывают, что игнорирование при обучении (тренировке) какого-либо показателя отрицательно сказывается как на длительности обучения, так и на его качестве. Другими словами формирование необходимой моторной программы идет значительно успешнее если используется комплексный подход.

Таблица 1

Результаты модельного эксперимента

Замораживание параметра, относящийся к:

Длительность
обучения, такты

Прирост результата, cм

отталкиванию

5332

98

70.8

вход на шест

2344

166

14.8

вис

825

187

24.3

взмах и группировка

1300

154

25.6

вход на шест + вис

1823

122

51.4

вис + взмах и группировка

2777

135

120.5

без замораживания

1125

345

8.1

Таким образом, организация процесса технической подготовки в многолетнем аспекте требует от спортсменов на этапах начальной специализации и углубленной тренировки как можно более полного приобретения (конвергенции) в ходе тренировки сходной структуры и функции двигательных действий с аналогичными у высококвалифицированных спортсменов, при соблюдении ограничений, накладываемыми другими дидактическими принципами.

Результаты модельного эксперимента предопределили постановку многолетнего педагогического эксперимента по выявлению особенностей обучения технике прыжков с шестом с использованием различных методических подходов. Исследование проводилось в течении трех лет в манеже кафедры легкой атлетики РГАФК, ШВСМ ДСО профсоюзов г. Москвы по легкой атлетике, ДЮСШ Дзержинского района г. Москвы. В эксперименте в приняло участие 36 юных прыгунов с шестом 10-11 лет.

Таблица 2

Программа распределения основных тренировочных средств прыгунов
с шестом на этапах предварительной подготовки и начальной
спортивной специализации

Средства

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

ОФП

40

50

50

40

40

СФП

25

20

25

30

30

ТП

35

30

25

30

30

в т.ч. прыжки с шестом

10

10

40

60

70

Гимнастика

90

90

60

40

30

На основе модельного и реального педагогического экспериментов была разработана программа распределения тренировочных средств прыгунов с шестом на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации (табл.2).

Программа предусматривает использование значительного количества тренировочного времени по овладению гимнастическим навыкам на первых двух годах тренировок. В этой связи используются гимнастические упражнения, связанные по своей биомеханической структуре с элементами опорной части прыжка с шестом. Также была разработана система перехода от прыжков на прямом шесте к прыжкам на сгибающемся снаряде, в зависимости от хвата на шесте, эластичности шестов и степени освоенности прыгунами техники прыжка на прямом шест.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Назаров, А.П. Моделирование построения процесса технической подготовки в прыжках с шестом на начальных этапах многолетней тренировки / Назаров А.П., Степин Ю.В., Шестаков М.П. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 180-183.