МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАСТ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАСТ

Семенов Ю.А., Семенов В.Ю.,
Московский комитет образования, Москва

Низкая плавательная подготовленность детей, учащихся ежегодно приводит к возникновению большого числа несчастных случаев на воде. Так, например, в Москве за последние 10 лет число утоплений в среднем составило 400-450 человек. При этом до 70 % таких случаев приходится на летний период.

Причинами такого положения является: недостаточное количество бассейнов ( 23% от нормы ), малый охват дошкольников ( около 20% ) и учащихся ( около 40% ) занятиями по плаванию. Кроме того, существующие методики имеют продолжительные сроки обучения ( от 16 до 24, 36 занятий ), что снижает пропускную способность бассейнов.

В таких условиях большое значение приобретают методики, педагогические приемы, позволяющие осуществлять ускоренное обучение плаванию с использованием различных технических средств: тренажеров, приспособлений, программных установок, поддерживающих средств, ласт и т.д. В то же время необходимо научить детей и учащихся наиболее прикладным способам плавания, таким как брасс, на спине, Например, владея способом брасс, человек может более уверенно действовать в сложных ситуациях на воде ( плавать в одежде, отдыхать на воде, плавать при волнах и течении, действовать при возникновении судорог и др. ), а также оказывать помощь пострадавшему на воде.

Однако, при обучении этому способу возникают большие трудности в разучивании структуры движений ногами, особенно в положении стоп и голеней. Нужно, чтобы перед толчком, гребком ногами голени были развернуты в стороны, а стопы выполнили тыльное сгибание ( были взяты на себя ) и удерживались в этом положении во время толчка. Кроме того, при обучении, особенно не умеющих плавать, необходимо учитывать возникающее у них чувство страха перед водой. Все это не позволяет с первых движений, занятий сформировать основной, базовый элемент техники способа брасс и значительно удлиняет сроки обучения.

Поэтому необходимо было с учетом этих требований разработать методику, позволяющую: создать безопасное положение обучаемого в воде; повысить плавучесть тела; смоделировать положение стоп и голеней в соответствии в рациональной техникой плавания; увеличить опорную поверхность воздействия гребущих поверхностей ног на воду.

С этой целью была разработана специальная конструкция ласт для брасса ( Патент на изобретение № 2108830 ). Каждый ласт состоял из галоши для стопы, с расположенной вдоль ее подошвенной части лопастью, а также двух лопастей в виде трапеции в передней и задней стороны голени. Причем для самоконтроля обучаемого за подготовкой и выполнением толчка ногами эти лопасти были выполнены съемными. Это дает возможность более чем в два раза увеличить опорную поверхность голеней и стоп о воду, делать плавный переход к выполнению движений не вооруженными ногами. К тому же стопа в галоше занимает положение тыльного сгибания, т.е. носка взятого на себя.

Таким образом, предполагалось, что используемая конструкция ласт может сразу формировать, моделировать рациональную технику движений ног способом брасс и создавать хорошую опору о воду стопами и голенями. Получаемые обучаемыми ощущения от положения суставов должны были затем, путем переноса структуры движений, помочь ему освоить технику брасса не вооруженными ногами.

Для снятия чувства страха перед водой были использованы вспомогательные средства: нарукавники, плавки-поплавки, плавательные доски. В таком "снаряжении" проводились первые два-три занятия. Затем обучаемые использовали только часть "снаряжения".

Результаты показали, что уже на пятом занятии 40% обучаемых могли проплывать 25 метров и более ( исходная плавательная подготовка обучаемых на первом занятии равнялась 0 метров ). На восьмом занятии средний результат составил 58 м с лимитными значениями от 25 до 90 м., и что особенно характерно, первоначальный навык плавания ( способность проплывать 25 м ) был сформирован у 100% обучаемых, а 60% из них могли проплывать 50 м и больше.

Сравнивая полученные результаты с данными обучения этому способу по другим методикам ( традиционная, одновременного обучения всем способам плавания, с элементами программированного обучения ), следует заметить следующее. У обучаемых, не умеющих плавать, использующих ласты, показатели по средней величине проплываемых метров и числу, овладевших начальными навыками плавания, в два-три раза выше. При этом сроки обучения сокращаются также в два-три раза.

Наблюдения показывают также, что ласты могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе спортсменов, особенно массовых разрядов, для овладения техникой способа брасс и для развития физических качеств силы, выносливости.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Семенов, Ю.А. Моделирование элементов техники плавания с использованием ласт / Семенов Ю.А., Семенов В.Ю. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 184-186.