КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННО-ДИСПОЗИТИВНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВЕННО-ДИСПОЗИТИВНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Усков В.А., МГПУ, Москва

Искусственно-диспозитивные регуляторы деятельности спортсменов в игровых видах спорта разработаны в развитии концепции И.П.Ратова (1972, 1976) "искусственная управляющая среда" и научных положений П.К. Анохина (1962) "о теории функциональной системы" и Н.А. Бернштейна (1966) "о построении движений, физиологии движений и физиологии активности".

Ниже представлены технические средства и психофизиологические регуляторы деятельности спортсменов.

К 1 группе "ограничители пространства" относятся технические средства, с помощью которых для обучаемых можно уменьшить пространства расположения элементов содержания моделируемых игровых ситуаций и тем самым увеличить доступность их восприятия, а для спортсменов высокой квалификации увеличить вариативность направления моделируемых подач, передач, ударов в секторе 60° с дискретностью 6° по программе и системе случайных чисел. "Шаг" алгоритма предъявления заданий по времени составляет 0,1с в пределах от - 2 до +1 секунды относительно вылета мяча из катапульты, а по направлению траектории подач, передач, ударов 6° .

Ко 2 группе "указатели направления движения" относятся световые индификаторы, с помощью которых указывается следующее: направление передач, подач, ударов; количество элементов содержания моделируемых игровых ситуаций и т. д.

К 3 группе "формирователи образов" относится следующее: формирователь А - изображение на сетчатке глаза; формирователь Б - образ содержания моделируемых игровых ситуаций; формирователь В - "образ" пространственно-временных условий выполнения игрового действия; формирователь Г - кинэстезический "образ". Все вместе они формируют когнитивную программу действия.

К 4 группе "активизаторы функций" относится следующее: движение мышц ног, рук, туловища и т. д., активирующие кинестетические клетки коры больших полушарий; афферентные возбуждения от проприорецепторов мышц в кору больших полушарий, влияющие на формирование когнитивной программы действия.

К 5 группе стимуляторов относится следующее:

- предъявление моделируемых игровых ситуаций по принципу "от простого к сложному";

- предъявление срочной информации в ходе выполнения игрового действия;

- формирование у обучаемых установок на обязательное выполнение игрового действия, использование аналитического и наглядно-образного способов решения моделируемых игровых ситуаций, переключение с одной операции на другую в процессе выполнения действия, фиксирование повторных финальных усилий после выполнения игрового действия;

- увеличение интервала времени между попытками для осознания коррекции результата игрового действия.

К 6 группе "регуляторы сознания" относится осознанная регуляция деятельности, включающая овладение чувством времени и усилий в процессе выполнения игровых действий. К этой же группе относится и принятие решения.

К 7 группе "конструкторов" техники выполнения игровых действий относятся пространственно-временные условия, методы повторения упражнений, дозирование нагрузки, осознанная регуляция и самоконтроль действий и деятельности.

К 8 группе "алгоритмы" обучения относится следующее: предписание выполнения игровых действий в строго определенной последовательности, индивидуальные условия, исключающие ошибку при принятии и реализации решения.

К 9 группе "интенсификаторов" совершенствования игровых двигательных навыков у спортсменов относится моделирование сверх - сложных пространственно-временных условий, включающих изменение направления ударов, подач, передач в секторе 60° с дискретностью 6° по автоматической программе или в ручном режиме по системе случайных чисел, изменение времени предъявление содержания моделируемых игровых ситуаций с "шагом" 0,1с в пределах от - 2 до +1 секунды и изменения скорости полета мяча в каждом тренировочном микроцикле.

К 10 группе "ускорители" формирования нового навыка кроме "определенного нового динамического "стереотипа" относится и "перенос" в его систему других навыков. В основе "переноса", на наш взгляд, заложен принцип сходства (подобия) и различия ранее отложенных в памяти образов элементов содержания игровых ситуаций и образов операций двигательных актов с адекватными образами в ходе выполнения игрового действия.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Усков, В.А. Классификация искусственно-диспозитивных регуляторов деятельности спортсменов в игровых видах спорта // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 206-208.