СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

Байдыченко Т.В., Калинкин Л.А.,
Моченов В.П., Разумовский Е.А.

На протяжении десятилетий победы сборных команд СССР на мировой арене были обусловлены эффективным научно-методическим и медицинским сопровождением спортивной подготовки. В условиях целенаправленной подготовки спортсменов была создана уникальная система научно-методического обеспечения (НМО) многолетней подготовки сборных команд и ближайшего резерва. Функциональное объединение научного обеспечения и практики спортивной подготовки в целостную систему, позволило ученым ставить и решать проблемы, возникающие непосредственно в самом процессе спортивной подготовки. Подобная организация НМО приносила обоюдную пользу, как практике, так и науке. Особую ценность представляли теоретические и методические разработки ученых, позволяющие организовать многолетнюю систему спортивной подготовки на основе общих принципов построения тренировочного процесса в специфическом преломлении основополагающих принципов видов спорта.

На протяжении последних олимпийских циклов (с 1976 года) подготовка сборных команд страны осуществлялась на основе целевых комплексных программ (ЦКП).

Эффективность программно-целевого планирования была обусловлена тем, что процесс спортивной подготовки аналитически "раскладывался" на основные части, элементы, обеспечивающие в своей совокупности достижение планируемого результата и, тем самым создавалась возможность объективно "увидеть" всю технологию подготовки и осмысленно идти к достижению поставленных целей.

Стройность этого подхода состояла в том, что в каждом виде спорта разрабатывался прогноз спортивного результата (достижения) при анализе соревновательной деятельности, определялись конечные и промежуточные цели спортивной подготовки для спортсменов и команды в целом, разрабатывались модельные характеристики различных сторон подготовленности (включая моделирование показателей физических, технических, функциональных возможностей).

На практике НМО включало анализ предшествующего этапа подготовки тренировочных нагрузок и программирование спортивной тренировки, направленное на достижение запланированного спортивного результата, контроля за состоянием спортсмена и разработки корректирующих воздействий (новых средств и методов тренировки), организации процесса восстановления и работоспособности. Эту работу осуществляли комплексные научные группы (КНГ). Деятельность КНГ по программам НМО осуществлялась на основе общих методологических и методических принципов.

Такой подход позволял науке максимально приблизиться к запросам и потребностям практики, интересам тренера. В этой модели организации НМО фундаментальные исследования как бы оставались в стороне, т.е. организационно они не были включены в процесс научно-методического обеспечения. Этот недостаток компенсировался полноценным финансированием научно-исследовательской деятельности и широким спектром научно-исследовательской проблематики.

В современных условиях резкого сокращения финансирования научно-исследовательской деятельности, очевидно, необходимо изменить саму модель организации научного и научно-методического обеспечения спортивной подготовки путем сближения исследований фундаментального характера с прикладными исследованиями и научно-методическим обеспечением.

В современных условиях необходимо сконцентрировать усилия ученых и специалистов на наиболее перспективных направлениях научных исследований, сохранить все самое лучшее и ценное.

Исключительно важно продолжить разработку общетеоретических и методологических проблем спортивной подготовки, эффективно используя богатый эмпирический опыт, результаты экспериментальных исследований и практических обследований. Следует осуществить определенную стандартизацию обследовательских процедур (на уровне ведомственных организаций), ввести достаточно жесткие требования к сбору и обработке научно-технической и методической информации, ее количества и качества.

Принципиальным моментом в организации научно-методического и медицинского обеспечения в новых условиях должна стать переориентация основной деятельности с КНГ по видам спорта на создание научно-исследовательских центров по основным проблемам спорта и ближайшего резерва. Обследование спортсменов в этих центрах должно обязательным образом входить в систему подготовки сборных команд России и их резерва.

Создание научно-исследовательских и методических центров позволит эффективно реализовать проблемы управления подготовкой спортсменов по основным параметрам деятельности различных систем организма, повседневного тренировочного процесса и на этой основе формировать систему корректирующих воздействий для достижения текущих (этапных) и конечных модельных характеристик прогнозируемой соревновательной деятельности (по основополагающему принципу "должно-есть").

Актуальной проблемой является разработка идеологии и методологии деятельности центра. Основная задача центра - это формирование достоверной информации о состоянии здоровья спортсмена, степени его тренированности, уровня спортивной подготовки и на базе этой информации разработка рекомендаций по коррекции учебно-тренировочного процесса.

Сами центры должны заниматься созданием новейших технологий обследований, определения эффективных инструментальных методик, формирования новых научных задач.

Одно из основных методологических проблем организации центров обследования сборных команд и их резерва является проблема спецификации этих центров. Необходимо их ориентировать на группы видов спорта. В связи с этим, на базе ВНИИФКа и РГАФКа впервые были созданы Федеральные тренажерные измерительные стенды (центры):

Центр комплексных обследований циклических видов спорта;

Центр биохимического контроля;

Центр по отбору перспективных спортсменов;

Центр по биомеханики для сложно-координационных видов спорта;

Центр спортивных игр;

Центра спортивных единоборств.

Совершенствование научно-методического обеспечения процесса спортивной подготовки не может ограничиваться только федеральным уровнем. Идеология построения системы тренажерно-измерительных стендов (центров) предусматривает создание сети межрегиональных центров. Эти центры создаются на базе государственных Академий физической культуры в 6-ти регионах страны (Северо-запад - г. Санкт-Петербург; Центр - г. Москва; Юг - г. Краснодар; Сибирь - г. Омск; Дальний Восток - г. Хабаровск).

Создание межрегиональных центров предусматривает стандартизацию процедуры обследования и формирования системы обработки информации.

Вопросы содержательной работы тренажерно-измерительных стендов должны стать предметом пристального внимания специалистов по видам спорта, ученых и тренеров.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Современные подходы к организации научно-методического и медицинского обеспечения подготовки спортсменов высокого класса / Байдиченко Т.В. [и др.] // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 256-260.