НОВЫЙ ПОДХОД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРСМЕНОВ - МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ

НОВЫЙ ПОДХОД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРСМЕНОВ - МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ

Баландин В.И., Бундзен П.В.,
НИИФК, С.-Петербург

Чтобы быть готовым к: ответственному соревнованию, спортсмен должен быть к нему подготовлен. Однако высокий уровень подготовленности и даже общая готовность спортсмена к конкретному соревнованию ещё не обеспечивают достижения высокого спортивного результата.

Хорошо известно, что не все спортсмены, готовые к соревнованию, показывают запланированные результаты. Одни спортсмены почти всегда показывают те результаты, на которые они подготовлены, они, как правило, никогда не проигрывают тем, кто слабее их подготовлен, обычно выигрывают у равных себе и могут даже выиграть у спортсменов, превосходящих их по спортивному мастерству. Это - надежные спортсмены. Другие могут тоже быть хорошо подготовлены к соревнованиям и при случае могут даже выиграть у лидера соревнований, но через некоторое время - проиграть аутсайдеру. О таких говорят - ненадежный спортсмен, неустойчив, нестабилен, не знаешь, что от него можно ожидать. Иными словами, эффективность соревновательной деятельности зависит не только от готовности спортсмена, но ещё и от его соревновательной надежности.

Исходя из исследований В.А.Плахтиенко, Ю.М.Блудова (1983), соревновательная надежность спортсмена - системное, интегральное комплексное качество спортсмена, позволяющее ему эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени.

Соревновательную надежность спортсмена составляют кроме стабильности и динамики спортивного результата такие свойства личности как эмоциональная устойчивость, фрустрационная толерантность, свойства высшей нервной деятельности, темперамент, мотивация достижения успеха, уровень притязаний, склонность к лидерству и др. Наши многолетние исследования показали достоверную взаимосвязь указанных показателей с эффективностью соревновательной деятельности спортсменов (В.И.Баландин, 1995; В.И.Баландин, П.В.Бундзен,1994,1997,1998 и др.).

Бесспорно, что чем выше класс спортсмена, тем выше его соревновательная надежность. Однако и среди высококвалифицированных спортсменов есть лица с недостаточно выраженными спортивно-значимыми (особенно психическими) качествами, которые лимитируют достижение высоких спортивных результатов.

При обследовании 40 спортсменов центра олимпийской подготовки Санкт-Петербурга, проведенного нами в декабре 1998 года, было выявлено, что 53% обследованных спортсменов нуждаются в той или иной коррекции показателей их соревновательной надежности. Предложенные персонифицированные рекомендации по коррекции недостаточно выраженных спортивно-значимых качеств с пониманием были восприняты тренерами, врачами команд и самими спортсменами.

Большое значение в коррекции указанных недостатков (высокий уровень тревожности, низкая эмоциональная устойчивость и недостаточная фрустрационная толерантность, низкий уровень притязательности и мотивации достижения успеха, признаки нервно-психической дезадаптации и др.) отводится ментальной тренировки. В ранних наших исследованиях была показана полезность, и эффективность использования русской версии шведской модели ментального тренинга для коррекции и развития недостаточно развитых психофизиологических качеств, мобилизации психических резервов и выработки линии поведения, обеспечивающей достижение планируемого результата (В.И.Баландин, 1992, 1994; В.И.Баландин, П.В.Бундзен, 1994, 1997, 1998; В.И.Баландин, Н.П.Еурэ, 1995 и др.).

Однако использование 3-х месячного курса ментального тренинга (4 ау-диокаосеты-24 программы) встретило определенные субъективные и объективные трудности в широком кругу спортсменов. Идя навстречу пожеланиям спортсменам и тренерам, нами разработан курс ментальной тренировки для повышения соревновательной надежности спортсменов. В нем учтены современные подходы, используемые различными школами ментального тренинга (европейской - А.Фонтана, Г.Перри, А.Брум, Х.Джелико, американской - В.Штрауб, X.Сильва, канадской - Т.Орлик, шведской - Л.Э.Унесталь). Данная программа ментальной тренировки записана на одной аудиокассете и включает 6 программ: 1) мышечной релаксации, 2) психической релаксации, 3)идеомоторной тренировки, 4) концентрации внимания и усилий, 5) борьба со страхом, 6) выработка психологии победителя. Весь курс рассчитан на 1-1,5 месячную самостоятельную (или групповую) тренировку по 1-2 прослушивания одной программы в день длительностью 12-15 минут. Это вполне реально с организационной и мотивационной точек зрения.

Интересно отметить, что курс ментальной тренировки для повышения соревновательной надежности был показан мсмк О.(прыжки в воду) и мсмк А.(триатлон), которым они не преминули воспользоваться. При этом О. на этапе кубка Мира попала в "запланированную" шестерку и в России выиграла 2 ответственных старта. В настоящее время нами проводятся два исследования с целью изучения кумулятивного эффекта предложенного курса ментальной тренировки, результаты которого будут доложены на конференции.

В заключение следует добавить, что ментальный тренинг-это термин, который чаще всего в иностранной литературе используется для того, чтобы описать специфическое применение психотехники, предназначенной для улучшения спортивного выступления спортсмена и его позитивного саморазвития. Термины "ментальная тренировка" и "физическая тренировка" относятся к четкой структурной программе тренировки, которая планирует привести спортсмена к пику выступления на ответственных соревнованиях. Как и физическая тренировка, ментальная тренировка предусматривает планирование, которое в свою очередь требует точного анализа того, что именно планируется. Решению указанных задач способствует методическое пособие, прилагаемое к аудиокассете (В.И.Баландин, П.В.Бундзен,1998), с которым рекомендуется обязательно ознакомиться перед прослушиванием аудиопрограмм, а также предварительная психодиагностика состояния спортсмена.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Баландин, В.И. Новый подход научно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных спорсменов - ментальный тренинг для повышения соревновательной надежности / Баландин В.И., Бундзен П.В. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 261-264.