НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Никитушкин В.Г., Квашук П.В. ВНИИФК, Москва

Современное развитие спорта высших достижений целиком и полностью опирается на детско-юношеский nii?o. Система спортшкол в России, которая складывалась па протяжении полувека, достаточно эффективна. Она охватывает 89 территорий России, объединяет около 4000 школ различного типа, принадлежащих 9 ведомственным и спортивным обществам.

На развитие массового спорта ориентировано около 3000 детско-юношеских спортивных школ, на подготовку спортсменов высокой квалификации - 920 специализированных учреждений, в которых трудятся около 40000 штатных специалистов. К систематическим занятиям спортом привлечено более 2 млн. детей, и подростков, юношей и девушек, из них 34,5 тысячи высококвалифицированные спортсмены. Доля занимающихся массовым спортом и спортом высших достижении соответствует социальным нормам и нормативам по физической культуре и спорту Российской Федерации. В спорте высших достижений задействовано 2,1% oo общего количества занимающихся и около 10% тренеров.

Если эффективность ДЮСШ по подготовке высококвалифицированных спортсменов принять за единицу, то в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва ( СДЮШОР) этот показатель в 3,5; в училище олимпийского резерва (УОР) - в 8, в школе Bunoaai nii?oeaiiai мастерства (ШВСМ) в 20 раз выше. В спортивных школах проходят подготовку 37,7 тысяч высококвалифицированных спортсменов, из них в системе спорткомитетов 40%, органов образования - 28%, ФСО профсоюзов - 15%, других организаций - 16 %. Расширение системы спортшкол позволило привлечь к систематическим занятиям спортом 10,7% детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет.

В спорте высших достижении задействовано более 46,7 тыс. спортсменов или 0,25 % от молодежи 16-25-летнего возраста. Спортсмены, проявившиеся выдающиеся способности, получают элитарное профессиональное образование в 32 училищах олимпийского резерва, действующих в 22 территориях России. Наиболее перспективные спортсмены, независимо от рода их деятельности, продолжают совершенствовать свое мастерство в 64 школах высшего спортивного мастерства 36 территорий России. В указанных учреждениях проходят целенаправленную подготовку более 4 тысяч высококвалифицированных спортсменов, из которых 2,4 тысячи -кандидаты в сборные команды страны основного и резервного составов.

Целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для развития детско-юношеского спорта в стране.

Одной из основных является тенденция развития морфометрических показателей. 50-70 годы нашего столетия характеризовались бурными процессами акселерации и секулярного тренда (увеличение скорости роста и раннее созревание, повышение характеристик длины и массы тела).

В последнее десятилетие наблюдается прекращение акселерации роста и нормального развития ребенка. Вместе с тем, отмечается, что в младшем школьном возрасте (7-10) лет современные дети несколько опережают своих сверстников 20-ти летней давности. Однако в период полового созревания соотношения существенно изменяются: современные дети полностью соответствуют нормативным показателям по длине тела, т.е. сохраняют прежнюю активность ростового развития, но при этом начинают отставать в показателях массы тела, достигая в разнице 2-4 кг , а также в силовых показателях, достигая к 17 годам разницы 18-20 %. Подобные изменения отмечены в странах Прибалтики, в Польше, Чехии, Словакии и ряде других.

В целом сложившаяся в России система воспитания спортивного резерва позволяет обеспечить подготовку конкурентоспособного пополнения сборных команды России. По олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2 мсмк, 8 мс, 29 кмс и 5 тренеров высшей квалификации.

Непременным условием воспитания юных спортсменов для участия в первенствах мира Европы и Олимпийских играх является тенденция увеличения централизованной подготовки сборных команд России с оптимальным объемом соревновательной деятельности.

Достижения советских (российских) спортсменов и рост результатов на олимпийских играх 1952-1996 годов общеизвестны, они повышались в основном за счет централизованной подготовки (до 75%) и соревновательных факторов (до 25-30%), что было обусловлено повышением тренировочных нагрузок, интенсивности соревновательной деятельности, усложнением спортивной техники. Все что требует от спортсменов целенаправленной профессиональной подготовки.

Непременной тенденцией развития детско-юношеского спорта является научная разработка актуальных вопросов методики спортивной тренировки.

Разработка актуальных вопросов юношеского спорта прошла несколько этапов, от изучения частных разделов, характерных для работ 50-60-х годов, до крупных обобщающих публикаций последних десятилетий, в которых вскрыты важнейшие закономерности, присущие спортивной подготовке различных контингентов спортсменов в связи с их возрастно-половыми особенностями и этапами многолетней подготовки. В этом направлении достигнуты значительные успехи.

В целом можно считать, что в настоящее время к числу наиболее разработанных разделов системы подготовки юных спортсменов относятся следующие: методика развития физических качеств в возрастном аспекте; система построения многолетней подготовки юных спортсменов; нормирование и структура тренировочных нагрузок; система отбора юных спортсменов; методика комплексного контроля за подготовленностью учащихся спортивных школ; организационно-методические основы юношескоai спорта.

На основе накопленных знаний настало время перейти к еще одной важной проблеме - индивидуализации спортивной тренировки. В процессе тренировки необходимо соблюдать индивидуальный подход к занимающимся, т.е. учитывать их личные особенности для наиболее полного развития физических качеств. Одним из главных направлений здесь была разработка методологии исследования изучаемой проблемы. Наряду с этим были исследованы индивидуальные особенности физической подготовленности юных спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта. В перспективе на начальных стадиях ее изучения необходимо решить следующие вопросы. На ранних этапах подготовки (предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные периоды в свете развития основных физических качеств, способности к обучаемости различным упражнениям, типологические свойства нервной системы, темперамент. В дальнейшем ( этапы углубленной спортивной тренировки и спортивного совершенствования) необходимо изучать индивидуальные характеристики во всей их совокупности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Никитушкин, В.Г. Научно-методические перспективы развития детского и юношеского спорта в Российской Федерации / Никитушкин В.Г., Квашук П.В. // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 328-332.