МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ПОЗИЦИЙ СТРУКТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ПОЗИЦИЙ СТРУКТУРЫ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Туревский И.М., Пед. университет, Тула

Моделирование двигательной деятельности юных спортсменов до сих пор остается проблемой теории и практики физической культуры. Как правило, моделируются потенциальные возможности, физические концепции, функциональные свойства, техническая подготовка. Иногда в этот комплекс включаются некоторые психологические качества.

Известно, что в основе любой двигательной деятельности лежит сложная совокупность (взаимосвязь) проявлений психических и физических качеств. Каждая попытка дифференцировать эту совокупность, т.е. разложить ее в целях облегчения методических приемов изучения на отдельные психические и физические составляющие, что делается -при моделировании деятельности юных спортсменов, неминуемо ведет к существенному искажению целостных свойств проблемы. Все это приводит к тому, что КПД юношеского спорта остается на низком уровне, а психологическая подготовка включается в программы тренировочного процесса на этапе спортивного мастерства.

Не требует особых доказательств тот факт, что моделирование деятельности юных спортсменов, предъявляет все более высокие требования не только к физической, но и к психической сфере детей и подростков. В условиях интенсификации современного спорта увеличивается объем двигательной деятельности, осуществляемой в экстремальных условиях, связанной со значительным эмоциональным напряжением, требующей находчивости и волевых качеств, психической устойчивости. Эффект деятельности в таких условиях определяется не столько уровнем развития физических и функциональных кондиций, сколько способностью (или умением) рационально использовать имеющийся потенциал.

В целях создания модели юных спортсменов проведен мониторинг 11-12-летних боксеров, баскетболистов, гимнастов и пловцов, имеющих стаж занятий спортом более трех лет.

Кондиции юных спортсменов изучались по показателям, характеризующим уровень физического развития и подготовленности, функционального состояния нервно-мышечного аппарата, некоторых психических процессов и психомоторики, способности управления двигательной деятельностью (проявления ловкости). Данные измерении юных спортсменов сравнивались с показателями школьников, не занимающихся спортом. Все показатели объединены в комплексную структуру, отражающую психофизическую подготовленность (ПФП) детей, под которой понимается совокупность психических двигательных свойств, определяющих успешность двигательных действий в различных условиях.

Полученные данные позволяют сделать общий вывод о том, что систематические многолетние занятия боксом, баскетболом, спортивной гимнастикой и плаванием оказывает влияние на уровень развития почти всех составляющих ПФП и не оказывает принципиального влияния на целостную структуру.

Данные дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что большинство показателей психомоторики мало изменяются под влиянием спортивной тренировки. Занятия боксом и баскетболом оказывают заметное влияние на эффективность выполнения тестовых заданий, связанных с локомоторными действиями в вероятностных и неожиданных ситуациях, кинестетической чувствительностью, оперативным мышлением и распределением внимания. Определенный тренирующий эффект дают занятия спортивной гимнастикой в отношении локомоторных действий по заранее обусловленной программе.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что многолетние занятия различными видами спорта (повышенная двигательная активность) оказывает влияние на ход перестройки структуры ПФП. Систематические психофизические нагрузки достаточного объема и интенсивности ускоряют возрастную дифференциацию структуры изучаемых способностей, уменьшая степень взаимозависимости между различными проявлениями психических и физических возможностей. При этом процесс перестройки структуры двигательных способностей протекает различно в зависимости от характера систематических педагогических воздействий (вид спорта). Нельзя исключить возможность того, что полученные данные, связаны не только с большой психофизической нагрузкой, но и в определенной мере с отбором в спорт более "взрослых" по биологическому возрасту детей.

Выявленные возрастные особенности структуры ПФП позволяют наметить новые подходы к дальнейшему совершенствованию моделирования двигательной деятельности юных спортсменов. Представляется возможным отобрать основные (ключевые) показатели проявления способностей и на их основе разработать модели уровней ПФП для разного возраста и видов спорта. При моделировании склонностей (генетических задатков) к тому или иному виду спорта в принципе важно иметь возможность оценить отдельные (определенные) компоненты структуры психофизических способностей, ключевые для последующего профилирующего развития двигательной функции. Однако, в дошкольном и младшем школьном возрасте все основные компоненты двигательных способностей тесно взаимосвязаны, и попытки объективно оценить каждый из них в относительно чистом виде вряд ли могут быть реальными. Таким образом, предсказать с достаточной степенью достоверности, основываясь на научных расчетах, истинные склонности ребенка 6-7 лет к определенному виду спорта, невозможно. Это можно лишь угадать, что и удается опытным тренерам.

По всей видимости, моделировать двигательную деятельности дошкольников следует лишь в плане общей моторной одаренности, а не в конкретном виде спорта. При таком подходе к проблеме моделирования отбор и спортивная ориентация детей и подростков могут быть поставлены на действительно научную основу. Нами разработаны модели для прогностической оценки общей моторной одаренности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем эти модели достаточно дифференцированные, позволяющие выявлять в обобщенном виде основные склонности индивида. При помощи таких моделей легко распознаются основные типы спортивной одаренности: сенсорный, моторный, смешанный-сенсомоторный.

Предлагаемый принцип моделирования деятельности юных спортсменов предусматривает в начальном периоде подготовки наличие двух этапов:

- отбор вообще моторно одаренных детей и определение их психомоторного профиля;

- определение спортивной специализации.

Учебно-тренировочная деятельность ДЮСШ как "общего профиля", так и специализированных строится на принципах дедуктивного подхода, разносторонности, единых методологических основ, рационализации оптимизации

Интегративные показатели (подготовка спортсменов высокого класса и отсев) доказывают достаточно высокую рентабельность и эффективность новых форм моделирования и подготовки спортивных резервов.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Туревский, И.М. Моделирование тренировки юных спортсменов разной направленности с позиций структуры психофизической подготовленности // Моделирование спортив. деятельности в искусственно созд. среде (стенды, тренажеры, имитаторы) : (материалы конф.). - М., 1999. - С. 352-356.