ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ 3-6 ЛЕТ

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ 3-6 ЛЕТ

Мирошников А.А. - соискатель каф. МКФФК

Общеизвестно решающее значение дошкольного периода онтогенеза для становления личности ребенка, создания предпосылок его гармоничного развития (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.В. Выготский, 1983; М.Л. Гейнисман, 1992; Л.А. Венгер, 1994). Не менее известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности (А.В. Запорожец, 1984, Т.И. Осокина, 1997, В.К. Бальсевич, 1998) .

В настоящее время, около 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития (Ю.В. Демьяненко, 1987, Е.Я. Бондаревский, В.В. Мельник, В.М. Поставнев, 1991), а к 7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27% (Н.А. Яблочникова, 1995).

Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование большого количества программ по физическому воспитанию дошкольников и новых методических разработок (А.В. Кенеман, 1985; Д.В. Хухлаева, 1985; В.Г. Фролов, 1986; Ю.В. Демьяненко, 1987; М.А. Рунова, 1988; В.А. Садовский, 1989; А.Г. Сухарев, 1991; М.А. Правдин, 1992; В.А. Шишкина, 1996; Лагутин, 1997; М.Д. Маханева, 1999; О.С. Шнейдер, 1999; В.Н. Шебеко, 1999; и др.).

Наряду с охраной и укреплением здоровья детей, одной их основных задач физического воспитания является обучение основным движениям, т.е. формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают двигательно-координационные способности (ДКС), которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка (В.И. Филлипович, И.М. Туревский, 1978, Т.И. Осокина, 1985, В.К. Бальсевич, 1986, В.И. Лях, 1991- 1998 и др.).

Таким образом, решение проблемы развития ДКС в дошкольном возрасте является, на наш взгляд, краеугольным камнем в воспитании гармонично развитой, здоровой и что не менее важно хорошо подготовленной к школе личности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определить средства, составляющие программу занятий по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Разработать программу занятий по физическому воспитанию преимущественно направленную на формирование ДКС мальчиков 3-6 лет.

3. Определить влияние упражнений различной направленности на отдельные двигательно-координационные способности мальчиков 3-6 лет.

4. Определить эффективность влияния занятий различной направленности на физическое состояние мальчиков 3-6 лет.

Исследование проводилось в три этапа с октября 1996 года по январь 2000 года лет в детских садах (№ 1654, 1289, 1652, 1769) города Москвы, в исследовании приняло участие 624 ребенка в возрасте от 3/4 до 6/7 лет.

Эксперимент проходил с сентября 1997 по июнь 1999 года в 4 садах города Москвы 1654, 1289, 1652 - экспериментальные, 1769 - контрольный. С начала до конца в эксперименте принимали участие мальчики 3 - 6 лет, 1и 2 групп здоровья до младшей группы не посещавшие детского сада. Всего было 4 группы исследуемых детей по 14 -17 человек в каждой, по 1-ой в каждом детском саду - всего 3 контрольные и 1 экспериментальная группа.

Для проведения педагогического эксперимента мы составили программу занятий для детского сада № 1654 опираясь на типовые программы физического воспитания для детских садов.

Основными особенностями программ послужило то, что:

Экспериментальный д/с №1654 - 50% времени занимали упражнения сложной координационной структуры ациклического характера (гимнастические упражнения и т.п.);

1 Контрольный д/с № 1289 - 50% времени занимали упражнения циклического характера (л/а, плавание и т.п.);

2 Контрольный д/с № 1652 - 50% времени занимали подвижные игры;

3 Контрольный д/с № 1769 - занимался по комплексной программе ("Истоки" Базисная программа развития ребенка дошкольника./ Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арноутова и др., 1997)

Результаты исследования. Для решения задачи определения влияния специальных упражнений на отдельные двигательно-координационные способности мальчиков 3-6 лет нами в декабре 1997- январе 1998 года были проведены контрольные испытания с помощью батареи контрольных упражнений для оценки уровня развития основных двигательно-координационных способностей.

По результатам контрольных испытаний, в которых приняли участие 307 мальчиков (114 - 3-4 года; 104 - 4-5 лет; 89 - 5-6 лет) были составлены шкалы оценивания исследуемых двигательно-координационных способностей по методу перцентилей.

После проведения педагогического эксперимента мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента. В итоговых контрольных испытаниях принимали участие только мальчики контрольных и экспериментальной группы в количестве 67 человек. На рисунке 1 представлен двухлетний прирост результатов выполнения контрольных упражнений мальчиками 3 - 6 лет.

Как видно по диаграмме, во всех контрольных упражнениях прирост средних результатов экспериментальной группы больше, чем у контрольных групп. Особенно заметны различия в развитии способностей к ритму, динамическому равновесию и пространственному дифференцированию. Различия между приростами результатов контрольных упражнений экспериментальной и контрольных групп достоверны с уровнем значимости 5%, кроме контрольных упражнений на способность к перестроению двигательного действия и способность к статическому равновесию. В этих двух контрольных упражнениях не наблюдается статистически достоверной разницы между результатами экспериментальной и контрольных групп.

Рис. 1 Двухлетний прирост результатов выполнения контрольных упражнений измеряющих ДКС мальчиками 3 - 6 лет

Контрольное упражнение № 1 - Способность к перестроению двигательного действия (Бег переноской предмета - "Челночный бег")

Контрольное упражнение № 2 - Способность к статическому равновесию (Удержание позы - "Цапля")

Контрольное упражнение № 3 - Способность к динамическому равновесию (Пройти по линии - "Канатоходец")

Контрольное упражнение № 4 - Способность к реакции (Простая ЗМР - "Нажми на кнопку")

Контрольное упражнение № 5 - Способность к двигательной точности (Бросок в цель - "Снайпер")

Контрольное упражнение № 6 - Способность к ориентировке в пространстве (Повороты в кругу - "Веселая юла")

Контрольное упражнение № 7 - Способность к ритму (Бег в определенном ритме - "Бег по кочкам")

Контрольное упражнение № 8 - Способность к пространственному ориентированию (Прыжок на разметку - "Допрыгни до берега")

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментальная программа эффективно воздействует на большинство исследуемых отдельных двигательно-координационных способностей, особенно на способность к ритму (прирост результатов экспериментальной группы более чем в два раза превосходит прирост результатов контрольных групп) и ее можно с успехом применять при работе с мальчиками 3-6 лет.

Для определения эффективности влияния занятий различной направленности на физическое состояние мальчиков 3-6 лет использовался так называемый тест мера (Тестирование физической подготовленности детей 3-7 лет в дошкольных учреждениях образования г. Москвы" составители А.Н. Тяпин, В.М. Щербаков и др.), который проводился два раза в год (первый раз в октябре, второй раз в мае), во всех 4 детских садах и в котором присутствовали тесты на развития основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также отдельной двигательно-координационной способности (челночный бег).

Наиболее существенные изменения произошли с активной гибкостью позвоночника и тазобедренных суставов, силовой выносливостью брюшного пресса и скоростно-силовыми качествами. Динамикой изменения их средних показателей представлены на рисунках 2-4.

Из диаграмм видно, что если тесте на скоростно-силовые качества нет большой разницы между приростами результатов в экспериментальной и контрольных группах, то в двух остальных тестах дети экспериментальной группы значительно опередили детей контрольных групп.

Рис. 2 Динамика изменений средних показателей активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов

Рис. 3 Динамика изменений средних показателей скоростно-силовой выносливости мышц брюшного пресса

Рис. 4 Динамика изменений средних показателей скоростно-силовых качеств

Таким образом можно сказать, что экспериментальная программа эффективно развивая двигательно-координационные способности мальчиков 3-6 лет, не только не снижает физическую подготовленность но и существенно повышает уровень развития таких физических качеств как активная гибкость и силовая выносливость. Следовательно экспериментальную программу занятий физическими упражнениями с полным основанием можно рекомендовать для использования в процессе физического воспитания мальчиков 3-6 лет.

Литература.

1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1981. - 96 с.

2. Демьяненко Ю.В. Методика физического воспитания дошкольников с низким уровнем физического развития: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М., 1987. - 26 с.

3. Донской Д.Д. Биомеханическое обоснование строения действия / Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных вузов. - М., 1998. - 40 с.

4. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. - М.: "Карапуз", 1997. - 288 с.

5. Лагутин А.Б. Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами основной гимнастики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - М., 1997. - 23 с.

6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: "Физкультура и спорт", 1991. - 543 с.

7. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Методическое пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: "Аркти", 1999. - 88 с.

8. Панфилова Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4-6 лет в связи с особенностями двигательной ассиметрии: Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. - Владимир, 1992. - 24 с.

9. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: "Просвещение", 1988. - 143 с.

10. Правдов М.А. Методика занятий физическими упражнениями с детьми 5-6 лет в детских садах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - Санкт-Петербург,1992. - 24 с.

11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Развитие некоторых основных движений и физических качеств)/ Под редакцией Кистяковской М.Ю. - М.: "Педагогика", 1978. - 160 с.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Мирошников, А.А. Влияние специальных упражнений на воспитание двигательно-координационных способностей мальчиков 3 - 6 лет // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 26-33.