ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ НА ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ

Попов Ю.М. - аспирант каф. ТиМ спортивных игр
Бутузова Л.Л. - доцент каф. ТиМ спортивных игр

Повышение уровня физического развития школьников может осуществляться на основе мобилизации энергетических резервов организма, его аэробной и анаэробной производительности. Причем в условиях обучения в школе, которые характеризуются дефицитом времени, отводимом на занятия по физической культуре, трудно повысить уровень развития детей с помощью традиционных методов.

Выход из создавшегося положения может быть найден в результате применения специально разработанных тренировочных программ, направленных на повышение функциональной подготовленности школьников, занимающихся в секции по баскетболу.

Целью настоящего исследования было повышение физических и функциональных возможностей школьников, занимающихся в секции по баскетболу с помощью применения специально разработанной тренировочной программы.

В настоящей работе ставились две основные задачи:

1. Разработать тренировочную программу, направленную на повышение физических и функциональных возможностей школьников 13-14 лет, занимающихся в секции по баскетболу.

2. Выяснить, как изменяются показатели физической работоспособности школьников в результате применения этой тренировочной программы.

Нами была разработана тренировочная программа, дозировка и характер нагрузок, которых соответствовал ранее установленным режимам.

Первая часть тренировочной программы включала упражнение высокой интенсивности, заключавшееся в игре по всей площадке с применением прессинга, в сокращенных игровых составах (3-4 человека) и ограничением времени атаки корзины противника до 15 секунд.

Продолжительность всего упражнения достигала 3-3,5 минуты. По характеру воздействия оно ближе всего к группе упражнений анаэробной гликолитической направленности (Л.А.Рысс, 1971г.).

Вторая часть тренировочной программы была организована по типу круговой тренировки. Группа разбивалась на четыре части, после чего спортсмены выполняли упражнения на местах - "станциях" баскетбольной площадки (расположение занимающихся представлено на рисунке 1).

Рис.1 Расположение занимающихся на баскетбольной площадке и последовательность выполнения упражнений на "станциях" при проведении круговой тренировки. 1, 2, 3, 4 - номера станций.

Станция 1

Рывки на максимальной скорости с ведением мяча, остановками и поворотами. Время выполнения упражнений 15-18 секунд.

Станция 2

Броски в прыжке со средней дистанции в парах двумя мячами. Выполняется 15 бросков с максимальной быстротой. Один занимающийся бросает, другой подает.

Станция 3

Передвижения в защитной стойке от лицевой до центральной линии и обратно, спиной вперед, с отягощением на спине с весом близким к собственному.

Станция 4

Добивание мяча в щит, выпрыгивая на максимально возможную высоту. Выполняется серия прыжков без перерывов, до отказа от выполнения упражнения.

Упражнения на станциях проделываются поочередно всеми занимающимися. При максимальной интенсивности выполнения упражнений интервалы отдыха между ними составили 30 секунд. Общее время пребывания на "станции" составляло 2 минуты. Подобное построение второй части программы соответствовало типу круговой тренировки с использованием метода интенсивной интервальной работы (М.Шолих, 1966г.). Использованные во 2-3 части программы сочетания специализированной нагрузки с интервалом отдыха соответствовали группе упражнений аэробно-анаэробного воздействия. Применение этих упражнений после выполнения предшествующей анаэробной гликолитической работы обеспечивало положительное взаимодействие срочных тренировочных эффектов и существенно увеличивало работоспособность баскетболистов в напряженных игровых ситуациях. Программа, включающая игру, круговую тренировку и штрафные броски, повторялась дважды в конце занятия и занимала время от 28 до 35 минут.

Часть программы, организованная по круговому принципу, позволила повысить плотность, интенсивность и разнообразие тренировки, а также установить тренеру задания на "станциях", исходя из индивидуальных показателей спортсмена.

Постепенно сокращая время атаки с 15 до 9 секунд в игровой части программы и увеличивая скорость передвижения с ведением мяча (станция 1), точность попадания бросков (станция 2), вес отягощений и расстояние при передвижении в защитной стойке (станция 3), количество добиваний мяча в щит и высоту прыжка (станция 4) в круговой тренировке, мы добивались максимальной интенсификации тренировочной программы.

В исследовании приняли участие 9 школьников 13-14 лет, не имеющих спортивных разрядов и званий, продолжительность эксперимента - 3 месяца (с октября по декабрь 1999 года). Занятия проводились в спортивном зале средней школы № 67 г. Воронежа. Перед началом и после окончания использования тренировочной программы проводилось тестирование, направленное на измерение уровня максимальной аэробной и анаэробной производительности с применением метода "ступенчатого увеличения нагрузки" при работе на велоэргометре и последующего анализа выдыхаемого воздуха. Измерялись так же показатели физической подготовленности испытуемых.

Результаты.

Наибольшие изменения в результате тренировки обследуемых школьников произошли в показателях анаэробной производительности. Размер максимального О - долга вырос в среднем по группе на 0,6 литра или на 15%. Существенные изменения произошли и в уровне максимальной аэробной производительности. Увеличение уровня аэробной производительности составило – 0,31 л/мин. или 10%.

Изменение показателей физической подготовленности в среднем по группе свидетельствуют о том, что в показателе прыгучести (прыжки вверх с использованием измерителя Абалакова) обнаружено увеличение полетной фазы с 48 до 55 см, скоростная выносливость – челночный бег, положительно улучшился с 19,6 до 18,9 сек и результативность бросков повысилась с 34,2% до 39,3%.

Выводы.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. При составлении тренировочных программ, направленных на повышение физической подготовленности школьников, необходимо сочетать упражнения анаэробной гликолитической и смешанной аэробно-анаэробной направленности.

2. Систематическое применение средств и методов, избирательно воздействующих на отдельные компоненты аэробной и анаэробной производительности школьников, занимающихся в баскетбольной секции школы, на протяжении достаточно длительного периода, сопровождается существенным повышением показателей подготовленности.


 Home На главную  Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Попов, Ю.М. Влияние тренировочной программы на повышение физической работоспособности школьников, занимающихся баскетболом / Попов Ю.М., Бутузова Л.Л. // Сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 2000. - С. 42-46.